Урок-размышление на тему: АННА АХМАТОВА «РЕКВИЕМ». Трагедия страны, судьбы, народа в произведении

Тимонова Зинаида Егоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа»
Старооскольского городского округа Белгородской области





УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ
АННА АХМАТОВА «РЕКВИЕМ».
Трагедия страны, судьбы, народа в произведении


Цель урока: продолжать знакомство учащихся с творчеством А.Ахматовой в 30-е годы; проанализировать, как раскрывается в поэме трагедия страны, народа и личности в годы сталинских репрессий; способствовать воспитанию у учащихся интереса к прошлому страны; внимания к художественному слову поэта; продолжить работу над выразительностью речи учащихся.

Презренного, дикого века Свидетелем быть мне дано
И.Бунин

ПЛАН

1. Поэтика целого и история создания «Реквиема».
2. Вместо предисловия (соц.заказ, документальность).
3. Посвящение. Тема всеобщей трагедии сталинской России.
4. Вступление. Ключевая идея произведения.
5. Образ смерти в произведении.
6. Ленинград Ахматовой.
7. Тема Памятника в поэме.

Реквием [рэ] 1) У католиков - богослужение по умершему.
2) Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение Моцарта.
Плач - старинная обрядовая жалобная песня на похоронах.

ХОД УРОКА

Звучит «Реквием» Моцарта. (Таинственная обстановка заказа этого заупокойного богослужения появление незнакомца в черном одеянии, скрывшего имя заказчика, - подействовала на крайне утомленного Моцарта самым удручающим образом. Он не мог освободиться от мысли, что пишет «Реквием» для своих похорон. Истина же заключается в том, что заказчик желал получить ноты и затем выдать это произведение за свое. В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику, как докончить «Реквием». По его просьбе друзья исполнили то, что он успел написать сам. Это было 4 декабря 1791г., в ночь на 5 декабря его не стало. Моцарт австриец (1756-1791гг.))




- Что такое реквием? (словарная работа). Обращаю внимание ребят на план, записанный на доске, по которому мы будем работать на уроке. В процессе работы учащиеся должны будут записывать по каждому пункту плана ключевые мысли, то есть составлять план-конспект.
Итак, обращаемся к первому пункту плана. Поэтика целого и история создания «Реквиема».
Ответы учащихся.
«Реквием» состоит из 10 стихотворений, прозаического предисловия, названного Ахматовой «Вместо предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога. Включенное в «Реквием» «Распятие» также состоит из двух частей. Поэме, кроме этого, предписан эпиграф из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали...».Эпиграф одно время был едва ли не главным препятствием и для цензуры и для редакторов. Предполагалось, что народ не мог при Советской власти находиться в каком-то «несчастье». Но Ахматова решительно отказалась снять его. Она никогда не искала защиты у «чуждых крыл» - ни тогда, ни в 30-е годы, ни позже, в годы ждановской расправы.
«Реквием» создавался в разные годы. Даты под стихами разные. Почти весь «Реквием» написан в 1935-1940гг. и только «Вместо предисловия» и Эпиграф помечены 1957г. и 1961г.
Все эти даты (кроме Эпиграфа и заметки «Вместо предисловия») связаны у Ахматовой с трагическими пиками горестных событий тех лет: арестом сына 1935г.; вторым арестом в 1939г.; вынесением приговора, хлопотами по делу, днями отчаяния.
- О каком времени написана поэма?
(О времени сталинских репрессий. Ахматова пишет «Реквием» потому, что репрессии коснулись и ее. Отражает свою боль. 30- годы оказались для нее порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, вскоре перешедшей и на землю ее Родины, но и другой, не менее страшной войны, которую повели Сталин и его преспешники с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушенный и ее семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, студент Ленинградского университета, а затем и муж Н.Н.Пунин. Сама она жила в эти годы в постоянном ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела, по ее словам, 17 месяцев. В глазах властей она была человеком крайне неблагонадежным: женой, хотя и разведенной, контреволюционера Н.Гумилева, расстрелянного в 1921г., матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева и, наконец, женой (правда тоже разведенной) заключенного Н.Пунина.
Ахматова не могла не понимать, что ее жизнь постоянно висит на волоске, а подобно миллионам других людей, оглушенных невиданным террором, она прислушивалась к любому стуку в дверь.
2. Вместо предисловия (соц.заказ, документальность).
Работаем над текстом.
«Реквием» имеет жизненную основу. Об этом Ахматова рассказала в прозаическом Прологе, названном ею «Вместо предисловия». В этом маленьком и, казалось бы, часто информационном отрывке зримо вырисовывается эпоха.

- Найдите в этой части слова, характеризующие эпоху сталинизма, ежовщины. (Характерна сама лексика, придающая тексту документальность: Ахматову не узнали, а, как тогда чаще говорили, «опознали», губы у женщины «голубые» от холода и нервного истощения, все говорят только шепотом и только на «ухо». А стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, но обо всех сразу, говорит о «собственном всем нам оцепенении»).
Предисловие к поэме, как и эпиграф, - это ключ, который помогает нам понять, что поэма написана, как когда-то «Реквием» Моцарта, по заказу. Женщина с голубыми губами просит ее об этом, как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот заказ, этот столь тяжкий долг, как видим, не колеблясь, - ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.

- Зачитайте это. (- А это вы можете описать? И я сказала:
- Могу).
- Почему появляется что-то вроде улыбки на лице женщины после «могу»? (Появляется уверенность в том, что об этом узнают потомки).
- Как перекликается эпиграф к уроку с темой нашего разговора? (Бунин
тоже испытал то, о чем говорит Ахматова).

3. Посвящение (ученик читает наизусть).
Посвящение раскрывает «адрес» поэмы. Речь идет о женщинах, разлученных с арестованными.
- Найдите строку, в которой говорится о масштабе горя. («Перед этим горем гнутся горы» - использует аллитерацию, повторяется звук Г).
- Как характеризуется Ленинград, жизнь в городе? («каторжные норы», «смертельная тоска», «тюремные затворы», «ключей постылый
скрежет», «тяжелые шаги солдат», «столица одичалая»).
- К кому обращается Ахматова? («двум подругам», имея в виду жен декабристов).
- Зачем она обращается к женам декабристов? (Показать глубину сострадания, убедить, что горе всегда одинаково, показать
масштабность гор, связь времен).




4. Вступление.
Во вступлении находится ключевая мысль всего произведения. Найдите ее и зачитайте («И безвинная корчилась Русь»). Страдают, как и в прежние времена, безвинно, умирают лучшие люди.
- Зачитайте последнее четверостишие.
- Что такое «черные маруси»? (Машины для перевозки арестантов). Здесь же возникает образ Города, но он резко отличен от прежнего ахматовского («Ненужным привеском болтался...».
- Как характеризуется век презренный? (Только мертвый улыбается).

5. Стихотворения. Образ смерти.
В стихотворениях (10 частей) очень ярко дан образ Смерти. Он необычен у Ахматовой.
- Читаем первую часть. Что она напоминает? (Плач).
- Какова главная тема? (Главная тема плач по сыну. Прощаясь с сыном она одновременно имеет в виду не только себя, но и тех, с которыми вскоре сведет ее тюремная очередь. Ведь «Реквием» она создает по просьбе женщины с «голубыми губами». Героиня скорбит о всех погибших сыновьях и о горе всех матерей).
- Кто такие стрелецкие жёнки? (Автор возвращает нас в 17 век во времена царствования Петра I, речь идет о казни стрельцов и страданиях их жен. Говоря о стрелецких жёнках, воющих под кремлевскими башнями, она тем самым показывает кровавую дорогу, которая тянется из глубины веков в современность: кровавая эта дорога, к несчастью, никогда не прерывалась, а в годы репрессий при Сталине стала еще более широкой, образовав целые моря безвинной крови. В это время в 1935 году, говоря словами ее поэмы, она как бы и впрямь «выла под кремлевскими башнями», обратившись к Сталину с письмом о помиловании мужа и сына. Сталин, конечно, не ответил.

II часть напоминает колыбельную.
Тихо льется тихий Дон...
Причем Ахматова пишет о себе, как бы со стороны.
- Почему? (Горе настолько глубоко, что самой пережить просто невозможно).
- Зачитайте строчки, говорящие об отстраненности героини. («Эта женщина больна, Эта женщина одна»).
- Почему колыбельная тревожная? (Эта женщина одна).
И далее говорит о своей судьбе. (Муж в могиле, сын в тюрьме, просит помолиться о ней).

III часть. Опять отстраненность. Ей кажется, что такое горе самой пережить нельзя, это кто-то страдает.
- Найдите эту строку. («Нет, это не я, это кто-то другой страдает»).

IV часть отражает то, как сталинская эпоха ломает судьбы людей.
- Как раскрывается трагедия судьбы?
- Трагедия страны?

V часть. Читает ученик наизусть.
-Что это за огромная звезда? (Кремлевская звезда - олицетворение сталинского режима).

VII часть. «Приговор» - наизусть.
- Перечитаем среднюю строфу:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

Почему? (О сыне память убить, иначе жить нельзя. Жизнь перечеркнута. Муж и сын в тюрьме. Душа должна окаменеть).

VIII. Наизусть.
- Почему Ахматова призывает смерть? (Жить с мыслью о потерянном сыне невозможно).

IX часть. Мотив колыбельной с неожиданным образом тихого Дона подготавливает другой мотив, еще более страшный, мотив безумия, бредни полной готовности к смерти или самоубийству.

X часть. «Распятие» - идейный центр поэмы. Ахматова расширила рамки «Реквиема» до огромного общечеловеческого масштаба.
Автор возвращает нас к событиям I века - казни Христа на Голгофе.
- С какой целью Ахматова обращается к Библии? (Чтобы показать святость судьбы невинно страдающих. Образ матери возвышается до образа богоматери).
- Почему туда, где стояла мать, никто не смотрит? (Невозможно без боли смотреть, горе матери безмерно).

Поработаем над стихотворениями (10).
- Какое слово часто употребляется автором, чтобы выразить безмерность горя? (Каменное).
- Подтвердите текстом.
- А какие цвета чаще присутствуют? (Желтый - у Достоевского цвет болезни, черный смерть, красный невинно пролитая кровь).
Шапка набекрень - жизнь не устроена.



6. Ленинград Ахматовой.
В поэме возникает образ города. Он резко отличается от прежнего ахматовско-блоковского Петербурга и лишен пушкинского великолепия, запечатленного в строках:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светила
Адмиралтейская игла...

В нем нет былой красоты и гармоничности. Он также мрачнее этого облика, что знаком нам по Некрасову и Достоевскому. Это город-привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои огромные корпуса над помертвевшей неподвижной Невой.
-Проследим по тексту поэмы, каким мы видим Ленинград глазами Ахматовой. (В Посвящении = это «столица одичалая», во Вступлении «ненужный привесок», город-тюрьма, в IV части тюремные очереди).

8. Тема памятника в произведении.
Обратимся к Эпилогу. Эпилог, состоящий из двух частей, сначала возвращает нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения. Здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже как бы обобщенный, символический.
Узнала я, как опадают лица...
Вторая часть Эпилога развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный, глубоко трагический облик. Чтение наизусть второй части.
-О каком памятнике говорит Ахматова? (Памятник Поэту, стоящему по
его желанию и завещанию у Тюремной Стены).
-Где она хочет поставить себе памятник?
-Кому памятник? (Всем жертвам репрессий в ЗО-е годы и иные
страшные годы. Это памятник народу, веку, времени).

«Реквием» Моцарта несет успокоение.
- А несет ли «Реквием» Ахматовой успокоение? (Нет, это боль, это крик души...).
ВЫВОД! «Реквием» - это памятник сталинской эпохи, где пролилось много крови. Это истинно народное произведение. Оно отразило великую народную трагедию, с большой поэтической силой выразило свое время и страдающую душу народа.

«Реквием» не был известен ни в З0-е годы, ни в последующие годы. Но он навеки запечатлел свое время и показал, что поэзия продолжала существовать даже тогда, когда поэт жил с зажатым ртом. Задушенный крик стомиллионного народа оказался услышанным в этом великая заслуга Ахматовой.
15