Конспект урока по Математике на тему «Деление на многозначное число» (4 класс)


Конспект урока в 4 классе по математике
по теме «Деление на многозначное число»
подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ Гимназия № 3 г. Балашиха
Игнатова Анастасия Александровна
Класс: 4 «В»
Предмет: Математика
Тема: «Деление на многозначное число»
Цель: Познакомить учащихся со способом определения значения частного с опорой на взаимосвязь компонентов деления и умножения.Задачи урока:
Образовательные:         
продолжить работу рад решением задач;
продолжить формирование навыков восстановления единичного отрезка и нахождения точек с заданными координатами;
повторить взаимосвязь между компонентами действий;
закреплять умение определять количество цифр в частном.
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, умение рассуждать, культуру речи.
Воспитательные:  воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.
Оборудование: Карточки с заданиями для устного счета, карточки с частными для постановки проблемы, чертежные принадлежности, учебник, тетрадь.
Этапы Содержание Примечание
1. Организационный момент.
(1 мин) Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Сейчас начнем урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час!
Открываем тетради и записываем число. 4 декабря. классная работа Запись в тетради.
2. Устный счет
(7мин) 1) Сколько разрядов в классе единиц? (3)
Как они называются? (Единицы, Десятки, Сотни)
Сколько разрядов в классе тысяч? (3)
Как они называются? (Единицы тысяч, Десятки тысяч, Сотни тысяч)
Как считают разряды? (Справа налево)
2) Прочитай числа в порядке возрастания:
111, 63250, 4362, 552671, 503, 32.
3)972848
Какое число по количеству знаков? (6-тизначное)
Назови предыдущее число. (972847)
Последующее. (972849)
Сколько в этом числе единиц 1 класса? (848 ед.)
Сколько в этом числе единиц 2 класса? (972 ед.)
Сколько в этом числе единиц 1 разряда? (8) 2 разряда? (4)
4)Определите количество цифр в частном. Что нужно сделать для этого? (Определить неполное делимое)
940 : 4, 7395 : 3, 456 : 8, 7239 : 9, 5635 : 7, 8172 :
5) Сосчитай устно.

106*6 (636) 840:8 (120) 112*5 (560) 140*3 (420) 311*2 (622) 303*3(909)
6000:10(600)
Запись на доске.
Учитель на карточках показывает примеры, дети устно решают, если правильно, то на обратной стороне учитель показывает правильный ответ.
3. Постановка проблемы
(5 мин) Сравните выражения, записанные на доске.
224:2 224:7 224:1 224:32
224: 4  224:14 224:16 224: 56
Что у них общего? (У этих частных одинаковые делимые)
Чем они отличаются? (У них разные делители и разные результаты)
На какие 2 группы можно разделить эти выражения? (Где делитель –однозначное число и где делитель - двузначное)
Значения каких частных вы не сможете вычислить почему?(Те, где деление на двузначное число)
Тема нашего сегодняшнего урока – деление многозначных чисел.
Кроме этого мы продолжим работу над решением задач и восстановлением начала координатного луча. Запись выражений на доске.
4. Работа по теме урока. Работа по учебнику.
(10 мин)
Физминутка(2 мин)
Как называются числа и соответствующее выражение при делении?Что получится, если умножить делитель на частное? Если разделить делимое на частное?Как можно проверить деление?Постановка проблемы.Сравните выражения в задании №197128:2 128:4 128: 8 128: 64 128: 32 128 : 16Чем похожи все частные в пункте 1? (Это частные с одинаковым делимым.)
Назовите их отличия? (У них разные делители.)На какие группы можно разделить эти выражения? Укажите признак каждой группы. (1 группа- делитель однозначный, 2 группа – делитель двузначный.)Найдите значения первой группы. 128:2=64 128:4=32 128:8=16Подчеркните значения частных. Сравните полученные равенства с частными второй группы. Как они связаны?Запишите произведения, связанные с данными числами.64*2=128 32*4=128 16*8=128 Попытайтесь теперь самостоятельно, зная взаимосвязь компонентов деления и умножения найти значения частных второго столбика. (Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делимое разделить на частное)
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. Пол достали.
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики /на доске выполняют задание учащиеся низкого уровня, остальные самостоятельно решают в тетрадях./
5. Работа над задачей.
(10 мин) №198. Решение задачи.
Читаем задачу про себя.
Читаем задачу вслух.
Разбор задачи с составлением таблицы.
Что известно в задаче? (Что хлебопекарня отправила в магазин 216 кг хлеба в ящиках по 9 кг в каждом, 168 кг булочек по 8 кг в каждом и 108 кг рогаликов по 9 кг в каждом)
Что нужно найти в задаче?(Сколько ящиков продукции получил магазин?)
Как наиболее удобно кратко записать данные этой задачи? (В таблицу)
Как озаглавим колонки в таблице?(Продукции в 1 ящ/Кол-во ящиков/Вся продукция)
О каких продуктах говорится в задаче? (Хлеб, булочки, рогалики). Сколько строк будет в нашей таблице? (3 строки)
Что обозначает число 216? (сколько хлеба отправила хлебопекарня в магазин)
Известно ли нам количество кг хлеба в 1 ящике? (Да, 9 кг)
Что сказано о количестве ящиков с хлебом? (Неизвестно)
Что обозначает число 168? (сколько булочек отправили в магазин)
Известно ли нам масса булочек в 1 ящике? (Да, 8 кг)
Что сказано о количестве ящиков с с булочками? (Неизвестно)
Что обозначает число 108? (сколько рогаликов отправила хлебопекарня в магазин)
Известно ли нам масса рогаликов в 1 ящике? (Да, 9 кг)
Что сказано о количестве ящиков с рогаликами? (Неизвестно)
Прочитаем еще раз вопрос задачи. Что нужно найти? (Сколько ящиков продукции получил магазин)
Как покажем этот вопрос в нашей записи? (Объединим фигурной скобкой все ящики)
Продукции в 1 ящ. Кол-во ящ. Вся продукция
Х. 9 кг ? 216 кг
Б. 8 кг ? ? 168 кг
Р. 9 кг ? 108 кг
Можем ли мы сразу найти ответ на этот вопрос? (Нет, неизвестно кол-во ящиков с хлебом, булочками и рогаликами)
Запишите самостоятельно решение задачи по действиям с пояснением в тетрадях
216:9=24 (ящ.) –с хлебом.
168:8=21 (ящ.) – с булками.
108:9=12 (ящ.) – с рогаликами.
24+21+12 = 57(ящ.)
Ответ: 57 ящиков продукции получил магазин.
Двое детей записывают решение на индивидуальных досках с целью проверки для класса. Занесение данных в таблицу учителем на доске, детьми – в тетрадях.
Двое учащихся выполняют решение по действиям у доски; затем проверяем.
6. Повторение пройденного материала.
(6мин) № 199. Что изображено в данном задании? (Числовой луч)
Какие координаты отмечаны на данном числовом луче? (1/3; 2/3)
Как называются данные числа? (дробные)
Как восстановить начало координатного луча? (Для восстановления начала координатного луча достаточно влево от точки 1/3 отложить отрезок равный расстоянию между точками 1/3 и 2/3)
Начертите себе в тетради координатный луч. Отметьте данные точки, восстановите начало координатного луча.
Как нам восстановить единичный отрезок? (Для восстановления единичного отрезка достаточно влево от точки 2/3 отложить отрезок равный расстоянию между точками 1/3 и 2/3)
Отметьте себе на луче точки с координатами ½; 2. Самостоятельная работа в тетрадях.
7.Итог урока
(2 мин) Итак, с какой темой мы познакомились на уроке? Чем занимались на уроке?
(Познакомились с делением на двузначные числа; работали над составлением краткой записи и решением задачи; восстанавливали начало координатного луча) /повторить цели урока/
8.Рефлексия
(2 мин.) На уроке мне особенно понравилось…..Я уже усвоил…Мне еще трудно…..Мне хотелось, чтобы на уроке было больше…. 9. Д/з Д. з.- №198 (2,3) устно.
Тетрадь №76,79. Резерв. № 204. Округли числа с точностью до десятков, а затем с точностью до сотен.
2568 239 4265 667