Социальный проект подпрограммы МЫ проекта Окно в мир
Программа «МЫ» проекта «ОКНО В МИР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Сейчас приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические настроения. Может ли школа препятствовать таким влияниям? Да. Именно школа, является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта, как толерантность. И поэтому, основную идею данной программы можно выразить кратко: «Жить в современном обществе, не научившись толерантности – не возможно».
Школьный период – это период поиска молодыми своей идентификации. Естественное для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости социальных взаимодействиях, что само по себе способно привести к негативным последствиям для общества или же стать удобным объектом для внешнего манипулирования. Подтверждением тому является участие молодежи в деятельности экстремистских организаций и конфликтов различного рода и масштабов. В этом смысле наличие или отсутствие толерантности в молодежной среде становится важной составляющей психологической безопасностью общества в целом. Это означаем, что внедрение толерантности в сознании учащихся, превращение её в одну из основных ценностей становятся важнейшей задачей школы.
Цель: укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.
Задачи:
Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
Развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.
Нормативно-правовая база:
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Декларации: ЮНЕСКО; о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; о мерах по ликвидации международного терроризма; о правах лиц принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и т.д.
Конвенции: о правах ребенка; человека; о предупреждении преступления геноцида и наказания за него; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания; и т.д.
Устав школы.
Сроки реализации программы: (с 2010-2016 г.) Программа рассчитана на пять лет и осуществляется в соответствии с перспективным планом работы ОУ.
1 этап (ориентационно-мотивационный)
Цель: Ознакомление с основными задачами коллектива по созданию положительного настроения в коллективе на основе результатов анкетирования и тестирования классов.
Форма реализации: педсовет для учителей, заседания методических объединений классных руководителей, родительские собрания, тематические классные часы, внеклассные мероприятия, тематические уроки.
2 этап (системно-информационный)
Цель: Уяснить, как решить задачи, поставленные педсоветом по реализации Программы развития школы толерантности.
Форма реализации: научно-практические семинары для учителей по теории и практике методик, форм, приемов развития школы толерантности; создание творческой группы учителей и родителей по данной проблеме; индивидуальная работа с учащимися, классами, консультирование родителей, анкетирование учащихся и тестирование.
3 этап (реализации)
Цель: практический переход на выполнение Программы.
Форма реализации: уроки, классные часы, общешкольные конкурсы, праздники, выставки, диспуты и дискуссии, просмотр видеофильмов и кинофильмов с участием детей и дальнейшим обсуждением просмотренного, участие в поселковых, клубных, школьных, городских соревнованиях при поддержке общественных организаций.
4 этап (заключительный, творческий)
Цель: подвести итоги и спланировать дальнейшую работу на следующий период реализации программы.
Форма реализации: самоанализ и мониторинг базы данных и результативности работы и анализ итогов на заседаниях МО классных руководителей, проведение майской научно-практической конференции с приглашением на неё управленцев, учителей других школ, методистов УО. Сроки и реализация Программы развития школы толерантности (школы взаимопонимания).
Формы, направленные на формирование толерантной личности:
Начала правовой культуры:
№
мероприятия
сроки
ответственные
1
Проведение уроков по обществознанию, КБЖ и ОБЖ (знакомство с основными международными конвенциями по правам человека, Конституцией РФ, Семейным кодексом).
По плану учителя в течение года
Учителя ОБЖ, истории и обществознания
2
Классные часы, по ознакомлению с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся, с внутренним школьным распорядком.
В течение года по плану учителей
Классные руководители.
3
Встречи с инспектором ОДН, представителями УВД, юристами, представителями Горвоенкомата.
В течение года по приглашению
Завуч по ВР, Учитель ОБЖ, обществознания
4
Просмотр видеофильмов по правовой основе, диспуты, дискуссии после просмотра фильма и оформление мини-сочинений-размышлений по данной тематике
В течение года /раз в полугодие/
Завуч по ВР, Учитель обществознания
5
Проведение конкурса «Юный ритор»:
«Мои права в обществе»
«Я - гражданин России»
«Я - законопослушный человек»
«Закон и общество»
«Защити себя сам!»
«Нужны ли законы обществу? »
Ноябрь
2011г.
2012г.
2013г.
2014г.
2015г.
2016г.
Завуч по ВР,
Совет старшеклассников
Завуч по ВР,
Совет старшеклассников
6
Разработка и проведение специальных и комплексных занятий: ситуационных игр, тренингов, семинаров, с использованием современных информационных технологий
В течение года по плану учителей
Учителя предметники, классные руководителиЗавуч по ВР
7
Оформление выставки справочной и учебной литературы в школьной библиотеке (конфликтология, терпимость, толерантность, права и обязанности, закон, Кодекс чести)
Неделя Добра /октябрь, апрель/
Библиотекарь, Завуч по ВР, учителя предметники
8
Проведение Недели добра и толерантности
Октябрь, апрель
Кл. руководители
9
Изучение вопросов Международного гуманитарного права (МГП) на уроках КБЖ/ОБЖ (9,10,11 класс)
По плану учителя в течение года
Учитель ОБЖ/КБЖ
10
Участие в городских мероприятиях «Закон и подросток»
По плану УО,ЦДТ
Завуч по ВР
11
Проведение Олимпиад по истории права и граждановедения (1 и 2 тур)
Октябрь, ноябрь
Учителя истории и обществознания
12
Оформление проектных работ учащимися по данной теме
В течение года
Учителя предметники
13
Библиотечные уроки, выставка книг
В течение года
Библиотекарь
13
Активное взаимодействие с правовыми центрами просвещения молодежи и другими общественными организациями
В течение года
Администрация школы
Основы этики межличностных отношений:
№
мероприятия
сроки
ответственные
1
Анкетирование и ранжирование по выявлению уровня толерантности личности
По плану
Завуч по ВР
Классные руководители
2
Проведение тематических уроков и бесед по этике межличностных отношений
В течение года
Завуч по ВР, классные руководители
3
Разработка и проведение специальных и комплексных занятий: ситуационных игр, тренингов, семинаров, с использованием современных информационных технологий
В течение года по плану ОУ и классных руководителей
Завуч по ВР, классные руководители
4
Оформление выставки справочной и учебной литературы в школьной библиотеке (конфликтология, терпимость, толерантность, расизм, этнос, культура, взаимоотношения)
В проведение Недели Добра 1-го октября и 20-го апреля
Школьный библиотекарь, Завуч по ВР, учителя предметники
5
Просмотр видеофильмов и кинофильмов с дальнейшим разговором-обсуждением просмотренного и участие в данной беседе
В течение года по плану (1 раз в четверть)
Завуч по ВР, учитель информатики, совет старшеклассников
6
Проведение Недели добра и толерантности
Октябрь, апрель
Кл. руководители
7
Участие в городских мероприятиях
По плану УО, ЦДТ
Завуч по ВР
8
Оформление проектных работ учащимися по данной теме
В течение года
Учителя предметники
9
«Родительский всеобуч» проведение общешкольного и классных собраний с раскрытием темы «Дети и многонациональная среда», создание памяток, листовок, информационных вестников
В течение года
1 раз в четверть
Классные руководители, Администрация школы, Родители
10
Создание клуба межкультурного общения
Создан в 2012 г.
Учителя словесности
11
Работа пресцентра кружка «Юный журналист» и «С компьютером на ты». Оформление газетных публикаций в школьной газете «МЫ» по теме: «Толерантность в условиях современного мира», «Мы и толерантное отношение», «Самый классный класс» и др.
В течение года по плану кружка
Руководители кружков, учитель информатики и русского языка
12
Работа совета старшеклассников «Лидер»
В течение года
Совет старшеклассников
13
Работа творческой группы учителей по внедрению интерактивных форм воспитания учащихся
В течение года по плану ОУ
Администрация школы, учителя
14
Проведение общего родительского собрания на тему: «Толерантность в отношениях в вашей семье»
По плану ОУ
Администрация школы, Классные руководители
3. Толерантность как один из базовых этически-религиозных принципов:
№
мероприятия
сроки
ответственные
1
Преподавание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
4 кл-3, 4 четверть, 5 кл.-1 четверть.
Завуч по УВР, учителя
2
Разработка и проведение специальных и комплексных занятий: ситуационных игр, тренингов, семинаров, с использованием современных информационных технологий, направленных на воспитание миролюбия, веротерпимости, овладение способами стрессоустойчивости и коммуникабельности, утверждения толерантности в качестве одного из основных признаков профессиональной компетентности.
В течение года
Завуч по ВР,
Классные руководители, учителя предметники, родители.
3
Внеклассные беседы, классные часы, уроки истории и обществознания, факультативные занятия по темам: «Религиозное сознание и толерантность»
В течение года по плану учителя
Завуч по ВР, Учителя истории и обществознания
4
Оформление выставки справочной и учебной литературы в библиотеке (конфликтология, терпимость, добро, вера, толерантность, вероисповедание, Индуизм, Православие, Ислам, Буддизм, этика взаимоотношений, религия, ее виды и классификация)
Неделя Добра –
1-го октября и
20-го апреля
Библиотекарь,
Завуч по ВР,
Учителя предметники
5
Проведение Недели добра и толерантности
Октябрь, апрель
Кл. руководители
6
Ознакомление с национальными играми народов мира и особенностями этики деловых отношений людей других национальностей
Сентябрь День здоровья, май (ДЗД)
Классные руководители,
Завуч по ВР
7
Участие в городских мероприятиях
По плану УО, ЦДТ
Завуч по ВР
8
Проведение тематических педсоветов
По плану
Завуч по ВР
9
Оформление проектных работ учащимися по данной теме
В течение года
Учителя предметники
10
Экскурсии в культурные центры области и России
В течение года
Учителя, кл.рук-ли
4. Культура мира и многообразие культур России:
№
мероприятия
сроки
ответственные
1
Преподавание курса «Мировые художественные культуры» (МХК) и факультативные занятия
В течение года по плану учителя
Учителя Истории (МХК)
2
Разработка и проведение специальных и комплексных занятий: ситуационных игр, тренингов, семинаров, с использованием современных информационных технологий
В течение года
Учитель информатики, учителя-предметники, классные руководители, Завуч по ВР
3
Оформление выставки справочной и учебной литературы в школьной библиотеке (конфликтология, раса, культура, этнос, традиции, национальные игры и праздники)
Неделя Добра октябрь, апрель
Библиотекарь, Завуч по ВР, учителя предметники
4
Просмотр видеофильмов и кинофильмов с дальнейшим разговором-обсуждением просмотренного и участия
В течение года по плану
Завуч по ВР, учитель информатики
5
Проведение Недели добра и толерантности
Октябрь, апрель
Кл. руководители
6
Изготовление поделок, выставка и конкурс рисунков
Декабрь, Март
Учитель ИЗО, Завуч по ВР
7
Проведение концертной программы с участием детей разной национальности ОУ
Апрель
Завуч по ВР, Педагог-организатор
8
Проведение традиционных российских праздников: рождество (колядки), масленица (проводы зимы), Новый Год, Праздник Осенины
Сентябрь, декабрь, январь, март
Классные руководители Совет старшеклассников, Завуч по ВР
9
Участие в городских мероприятиях
По плану УО, ЦДТ
Завуч по ВР
10
Оформление проектных работ учащимися
В течение года
Учителя предметники
11
Экскурсии в культурные центры области и России
В течение года
Учителя, кл. руководители
12
Работа в школьном музее по сбору и оформлении новых композиций и выставок
В течение года
Руководитель музея
13
Работа клуба межкультурного общения: «Мусульманские и православные праздники – история и современность» («Как сделать так, чтобы мы понимали и принимали друг друга?»)
С 2012 года
Руководитель клуба
5. Противоречия, конфликты и кризисы в обществе:
№
мероприятия
сроки
ответственные
1
Анкетирование и тестирование, ранжирование: «Оценка уровня конфликтности личности»
По плану в течение года
Завуч по ВР, классные руководители
2
Разработка и проведение специальных и комплексных занятий: ситуационных игр, семинаров, с использованием современных информационных технологий
В течение года по плану учителей
Учителя предметники, Завуч по ВР, классные руководители
3
Проведение тренинговых заданий и проигрывание ситуационных задач на уроках ОБЖ/КБЖ
В течение года по плану учителя
Классные руководителизавуч по ВР, уч-ль ОБЖ
4
Оформление выставки справочной и учебной литературы в школьной библиотеке (конфликтология, терпимость, конфликт, межрасовые розни, кризис и его противоречия)
Неделя Добра октябрь и апрель
Библиотекарь, Завуч по ВР, учителя предметники
5
Просмотр видеофильмов и кинофильмов с дальнейшим разговором-обсуждением
В течение года
Завуч по ВР, учитель информатики
6
Проведение Недели добра и толерантности
Октябрь, апрель
Кл. руководители
7
Подготовка к городскому конкурсу санитарных постов
Учитель ОБЖ/КБЖ
8
Проведение уроков КБЖ/ОБЖ (9,10,11 класс) по теме: «Международное гуманитарное право, конфликты, расовое сознание и международный терроризм»
По плану учителя в течение года
Учитель ОБЖ/КБЖ
9
Оформление «Уголков безопасности» в классах и ОУ
Сентябрь, май
Кл. рук-ли, уч-ль ОБЖ
10
Участие в городских мероприятиях
По плану УО, ЦДТ
Завуч по ВР
11
Оформление проектных работ учащимися по данной теме
В течение года
Учителя предметники
12
Проведение общего родительского собрания по теме: «Школьные конфликты».
По плану ОУ и учителей
Администрация школы, кл. руководители
6. Принципы создания толерантного класса:
№
мероприятия
сроки
ответственные
1
Разработка и проведение специальных и комплексных занятий: ситуационных игр, тренингов, семинаров, с использованием современных информационных технологий
2010-2012 г. –разработать, 2012-2016-проведение.
Завуч по ВР, Классные руководители, Учитель информатики
2
Знакомство на тематических классных часах с декларацией принципов толерантности и правилами ее развития.
В течение года
Завуч по ВР, Классные руководители
3
Анкетирование по выявлению уровня толерантности личности, тестирование учащихся на выявление уровня толерантной установки с дальнейшим ранжированием и созданием мониторинга и базы данных по классам
В течение года
Завуч по ВР, Классные руководители
4
Проведение конкурса «Самый классный класс»
Каждый год
Совет старшеклассников
5
Просмотр видеофильмов и кинофильмов с дальнейшим разговором-обсуждением просмотренного и участия
В течение года по плану
Завуч по ВР, учитель информатики
6
Проведение Недели добра и толерантности
Октябрь, апрель
Кл. руководители
7
Участие и подготовка к школьному и городскому конкурсу санитарных постов
Февраль, апрель
Учитель ОБЖ/КБЖ, кл. руководители
8
Конкурс рисунков на асфальте в начальном звене «Я и мои друзья» (1-4 кл.), написание сочинений рассуждений «Мои взаимоотношения со сверстниками и одноклассниками»
Май, апрель
Завуч по ВР, учителя начальных классов, учитель ОБЖ
9
Участие в городских мероприятиях: «Ветер перемен», «Интеллектуалы Урала», «Эко-колобок», областного сетевого проекта «Уральской академии лидерства» («Вектор успеха», «Классный лидер», «Ваше Портфолио», участие в видеоконференции, выездные сборы «Лидер-21 века») и др.
По плану УО, ЦДТ, ЦДО, Дворца Молодежи в течение года
Завуч по ВР, Совет старшеклассников, классные руководители, педагог-организатор, учитель ОБЖ
10
Выявление особенностей социальных ситуации развития подростков (анкетирование и тестирование)
В течение года
Классные руководители
11
Проведение совместных дел (КТД), праздников, соревнований на сплочение детей и развитие коллективных дел
В течение года
Классные руководители
12
Экскурсии в культурные центры Свердловской области и города России (историко-краеведческое и экологическое воспитание учащихся, общение между народностями и общественными организациями)
В течение года
Учителя, классные руководители и родители
13
Регулярные научно-практические семинары для учителей-предметников и классных руководителей по МО по методикам, формам, приемам развития школы толерантности
По плану ОУ
Администрация школы
Учителя
14
Оформление фото-газет, рукописных отчетов и написание проектных работ по увиденному: на выезде, в походе, экспедиции, на экскурсии
В течение года по плану ОУ и классных руководителей
Учителя предметники и классные руководители, родители
Прогнозируемый результат.
Воспитание школьников в духе мира, прав человека и демократии.
Укоренение в школе духа толерантности и развитие у школьников черт толерантной личности:
* принять себя и других такими, какие они есть;
* способность к глубокому понимаю жизни;
* озабоченность благополучия и сострадания других людей;
* обладание чувства юмора;
* развитие творческих и лидерских способностей;
* способность брать на себя ответственность и не уходить от неё;
* открытое и честное поведение во всех жизненных ситуациях;
* приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
* установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
* осознание и приобщение к здоровому образу жизни и ведение жизни без зависимостей;
* уменьшение фактора риска взаимоотношений между подростками разной веры и национальностей;
* выработка критического мышления, конструктивного взаимодействия со сверстниками, умение работать в малых, больших группах и коллективе;
* работа с материалами и документами законодательного характера;
* развитие чувства самоуважения и ответственности через общественно полезную деятельность;
* развитие интеллектуальных, творческих и лидерских способностей сверстников разных общественных организаций;
* приобретения навыков общения с общественностью и СМИ.
15