Деловая игра для старшеклассников Культура отношений 8-9 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зудовская средняя школа Болотнинского района
Новосибирской области
Деловая игра
«Культура отношений»
(конкурсная программа для обучающихся 8-9 классов)
Авторы: Симович Елизавета,
(председатель КУШ)
Куратор: Михайлова Светлана Геннадьевна,
учитель технологии
2016 год
Введение
Человек вне общества –
или Бог, или зверь.
Аристотель
Каждый из нас живёт и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и так далее. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим.
Если понаблюдать за собой, то вполне можно обнаружить, что мы:
взаимодействуя с другими людьми, воспринимаем и оцениваем их;
часто с интересом воспринимаем различные слухи;
обмениваемся переживаниями со своими знакомыми или случайными людьми;
испытываем на себе влияние других людей, изменяя своё поведение, подражая им;
изменяем свои вкусы под влиянием моды;
принимая решения, в большинстве случаев учитываем мнение окружающих;
относим вновь увиденных людей к определённому типу;
находимся под воздействием средств массовой информации;
с одними людьми легко и продуктивно работаем, С другими у нас возникают разногласия;
замечаем, что нам бывает скучно работать в одиночку, а в хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело.
Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы.
Но, к сожалению, одной из главных проблем 21 века является проблема взаимопонимания между людьми. Психологическая культура общества, несмотря на высокий уровень его техногенного развития, остаётся невысокой. Человек не умеет управлять собой, своими желаниями, эмоциями, состояниями, не умеет мирно сосуществовать с другими людьми. Именно это мешает успешному развитию социума. Как следствие этого у каждого человека возникают дополнительные проблемы. Найти пути их решения достаточно трудно. Так как надо найти не только лёгкое решение проблемы, но и достаточно продуктивное.
Цели:
Усвоение обучающимися норм общения;
Развитие навыков совместной работы, чувства коллективизма;
Укрепление доверительных отношений в классе;
Развитие фантазии, творческого мышления, кругозора.
.
Основная часть.
«Ты да я – вместе дружная семья»
Ведущий:
Я, да и все мои друзья, к сожалению, нередко оказывались в конфликтных ситуациях. Нарывались на грубость, на обидное слово, потом сами начинали горячиться и грубить. Почему это происходит? Почему мы позволяем себе такое? Глядя со стороны, легко обнаружить, что спорящие напоминают двух встретившихся на узкой дорожке баранов, оба шумят и машут руками, забыв про все на свете. Примерить конфликтующих непросто. Ведь такие ситуации возникают из-за того, что мы не умеем уступать друг другу, не хотим сдерживать эмоции. Бывает, собеседник неправильно интерпретировал чью-то интонацию – и вот уже полетели искры, вспыхнули гнев и неприязнь…
Сегодня, ребята, мы рады вас приветствовать на конкурсной программе «Ты да я – вместе целая семья»
-Давно готовы мы, друзья,
Участников игры представить –
Командам слово предоставить.
Приветствия лишь только отзвучат,
Труби, горнист, «в дорогу»,
перед нами ровный путь!
Итак, слово приветствия предоставляется командам (каждая команда должна иметь название и эмблему)
Конкурс «Разминка»
После завершения презентации команды получают конверты с заданиями
Задание: Соревнующиеся должны написать на листе бумаги как можно больше слов к словам «общение», «сочувствие», «доверие»
Ведущий: (обращаясь к болельщикам)
Пока команды увлечены выполнением, я предлагаю вам игру под названием «Прокомментируй пословицу». Ваше участие в игре может помочь командам. Каждый верный ответ оценивается в один балл, потом заработанные баллы можете перевести на счет любимой команды.
Пословицы.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Не оскудеет рука дающего.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружба не гриб – в лесу не растет.
Дружба дружбой, а служба службой.
Дружный табун волков не боится.
Как только прозвучит последний комментарий, команды начинают отчитываться в выполнении своих заданий. Жюри оценивает их труд.
Конкурс «Слово»
Ведущий:
Итак, общение – это форма взаимодействия людей. В.Даль пишет: «Общаться – значит быть заодно, с кем-либо знаться, делиться сообща. Что человеку необходимо для общения для общения? Прежде всего, слово… Слово – это дорожка от сердца к сердцу, в нем заключается большая сила: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». О том, как осторожно надо обращаться со словом, высказывались мудрецы и писали поэты.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души,
Оно - то жаворонком вьётся,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Ведущий:
А теперь мы примем участие в конкурсе «Слово».
Задание командам: Из обрывков слов нужно собрать целые слова, а потом сочинить небольшое четверостишие с их участием.
Задание 1-й команде
дофликт
дрбро
дрмость
забиужба
конерие
терпиасс
довяка
клака
Задание 2-й команде
безоужба
слмание
грова
понисибо
вряние
обаажда
друбость
спапасность
Ответы
1.добро, драка, забияка, конфликт, терпимость, доверие, класс, дружба.
2.безопасность, слова, грубость, понимание, вражда, обаяние, дружба, спасибо.
- Пока команды выполняют задания, предлагаю зрителям новый конкурс.
Конкурс «Музыкальный калейдоскоп»
Ведущий: Где песня, танец, пляска, стих –
Никто не унывает,
Веселье кружится, как вихрь,
И долго не стихает.
- Ребята, давайте вспомним те песни, где встречаются слова:
Дружба, друг, друзья
Вместе, совместно, сообща
Веселье, смех
( за каждую пропетую песню исполнитель получает балл, который он может передать своей команде)
Жюри подводит итоги
Конкурс «Театральный»
Ведущий:Сказок много есть на свете,
И их очень любят дети.
Вспомните про «Репку»,
Как тащили цепко.
Видно, было нужно, раз тянули дружно.
Басни мы вам предлагаем
Обыграть и показать:
Что из басни пригодиться,
В нашу жизнь
С собою взять.
Задание командам: командам раздаются тексты басен А.Крылова «Чиж и голубь», «Слон и Моська». Ребятам предлагается обыграть эти басни и сразу же сделать из них полезные выводы.
Пока участники команд готовятся, звучат песни о дружбе.
Конкурс «Веселые художники»
Ведущий:
Сейчас командам предлагаем
Мы сделать мини-шарж-портрет –
Из классной жизни …
Винегрет.
Задание: командам раздаются чистые листы бумаги и фломастеры. Надо нарисовать портрет класса.
Конкурс «Капитанов»
Ведущий:
Пока художники заняты работой, мы проведем конкурс капитанов. Известно, что в общении подчас важнее всего не слова, а интонация. Давайте же посмотрим, как наши капитаны помимо слов умеет передавать свои чувства.
Задание: надо изменить смысл одной и той же фразы, вкладывая в нее по очереди чувства радости, печали, злорадства, сожаления, удивления.
Для команды №1- «К нам в класс пришел новенький»
Для команды №2 – «В нашем классе еще ни разу не было драки»
После того как капитаны выполнили задание, ведущий предлагает им проявить сообразительность, быстро закончив оборванную мысль. Фразы предлагаются по очереди:
1.Если с другом вышел в путь….(веселей дорога)
2. Если друг оказался вдруг……(но не друг и не враг, а так)
3. Славным будь в народе, смелым будь….(в бою)
4. Веселятся Коля, Лена – это в школе…..(перемена)
5. Мы поссоримся и …..(помиримся)
6. Ничего на свете лучше нету, чем …..(бродить, друзья, по белу свету)
Жюри подводит итоги двух конкурсов.
Конкурс «Всякая всячина»
Ведущий: В школьной жизни все бывает:
Нужно знать нам все, друзья,
Без общих знаний жить нельзя.
Жюри блицконкурс предлагает,
Кто в нашем блице победит?
Конечно, лучший эрудит.
У нас сомнений больше нет –
Кто самый быстрый даст ответ!
За каждый правильный ответ команда зарабатывает балл.
Мы часто слышим: «Его нашли в капусте», а кого нашли в мандаринах? (Чебурашку)
Какой известный герой мультфильма одет в пиджак, имеет галстук-бабочку, носит шляпу, а штанами так и не обзавелся? (Крокодил Гена)
Кто должен подавать руку первым – старший или младший, женщина или мужчина ( старший – младшему, женщина – мужчине)
Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному 11 лет, другому 15? (тот, кто вежливее)
Как обратилась царевна к зеркальцу в сказке А.С. Пушкина? («Свет мой, зеркальце, скажи….»)
Она никого не обижает, а все ее толкают? (Дверь)
Продолжите шутливую фразу: «Льва узнают по когтям, а львицу….» (по маникюру)
Закончите фразу философа Плутарха: «Природа для того человеку дала два уха и один язык…» (меньше говорить, а больше слушать)
Конкурс «Пирог дружбы»
Ведущий:
С помощью конкурса «Всякая всячина» мы проверили свою эрудицию. А теперь, убедившись в своих силах, попытаемся определиться с понятием «дружба». У каждого из нас есть друг или подруга. Но иногда ведь и среди друзей происходят ссоры. Расул Гамзатов писал об этом так:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друга, может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Задание командам (написать на карточках):
Разыграйте ситуацию ссоры и последующего примирения с другом.
Обсудите и нарисуйте эмблему дружбы своего класса.
Выработайте правила дружбы для своего класса.
Ведущий:
Пока команды выполняют задания, проведем игру со зрителями «Угадай-ка». За каждый правильный ответ дается балл.
Загадки:
Тебе дано, а другие люди пользуются. ( Имя)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть. (ум)
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (книга)
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (человек)
Слаще меда, легче пуха.
Отдохни: все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить. (лень)
Ведущий:
Игра со зрителями закончилась. Давайте теперь посмотрим, какой «Пирог дружбы» приготовили команды.
Жюри подводит итоги конкурса, называет победителей во всех номинациях.
Ведущий:
- Вот и закончился конкурс. Я думаю, что сегодня каждый из нас в чем-то вышел победителем. Кто-то был увлечен лаврами зрительских симпатий. А кто-то сделал очередной шаг в борьбе со своими вредными привычками, ну, например, стал чуточку терпимее к своим друзьям или родителям.
-Быстро пролетело время. Пора расставаться. Очень хочется, ребята, чтобы взяли с этой встречи как напутствие на всю жизнь добрые слова, которые я приберегла для вас:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо –
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Не только в радости, но и в печали
Мы верных друзей узнавали,
Нас школьная семья недаром породнила,
Мы школьные друзья – и в этом наша сила!