Рабочая программа по русскому языку УМК Перспективная начальная школа
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________________________
« ___ »___________ 2013 года
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ейска муниципального образования Ейский район
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс: 4
Учитель: Винклер Светлана Григорьевна
Количество часов: 153; в неделю 4,5 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя начальных классов МОУ СОШ № 7 г. Ейска Винклер Светланы Григорьевны, утверждённой решением педсовета от « » августа 2013 года (протокол № 1)
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Ейска муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №______
от ________________2013 года
Председатель педсовета
И.о. директора_______ Л.Д. КасьяненкоРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Ступень обучения (класс): начальное общее образование, 4 класс
Количество часов: 153. Уровень: базовый.
Учитель: Винклер Светлана Григорьевна
Программа разработана на основе систематического курса русского языка Н.А. Чураковой, М.Л. Каленчук. -М.: Академкнига/Учебник, 2009.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе авторской программы, - Систематический курс русского языка. Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. -М.: Академкнига/Учебник, 2009, учителем начальных классов Винклер Светланой Григорьевной.
Количество часов в авторской программе не совпадает с количеством часов в учебном плане, поэтому составлена рабочая программа 2 вида. Количество часов уменьшено со 170 до 153 часов на основании письма департамента и науки от 10.07.12г. № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году. В первом полугодии 4 класса учебный предмет «Русский язык» преподаётся в объёме 5часов в неделю, а во втором – 4 часа.
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного, статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
1.А.Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка - и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем - проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации Специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
2.Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, неразличение которых дает максимальное количество дисграфических ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.
3.Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в городах и в сельской местности.
Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, — это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.
4.Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.
А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной; системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.
Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.
В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику - но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.
5.Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
6. Для создания или восстановления целостной картины мира продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике «Литературное чтение».
Программа разработана в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии, последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы буквы в слове, слова — в предложении, предложении — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более к решению одних и тех же орфографических задач.
Организация фонетической работы, позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических задач. Эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова (где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм.
Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ 4-й вид анализа, а также данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) также используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка. Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и — самое главное — привлечь значение слова (т.е. его лексический анализ) для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.
В календарно-тематическом планировании последовательность тем авторской программы не соблюдается, так как материал изучается концентрически.
Поскольку работа с различными видами словарей осуществляется в течение учебного года систематически, то количество часов на изучение раздела «Лексикография» в таблицу тематического распределения часов не выносится.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
Количество часов
часов
№ блок Разделы, темы Авторская программа Рабочая программа
1. ФО Фонетика и орфография
25
2. Л Лексика 10
3. МС Морфемика и словообразование 9
4. МФ Морфология 61
4.1 ИС Имя существительное 6
4.2 ИП Имя прилагательное 7
4.3 М Местоимение 6
4.4 Г Глагол 36
4.5 С Союз 4
5. СП Синтаксис и пунктуация 17
6. ЛГ Лексикография -
7. РР Развитие речи с элементами культуры речи 31
ИТОГО: 170 153
Содержание тем учебного курса
Фонетика и орфография – 25 часов
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив- и –ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –ик- / -ек- с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на –и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика – 10 часов
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Морфемика и словообразование – 9 часов
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология – 61 час
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).-2 часа.
Имя существительное (6ч). Категориальное значение имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имён существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (7ч). Категориальное значение имён прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.
Местоимение (6ч). Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол (36ч). Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа: выпишете - выпишите.
Синтаксическая роль глаголов в предложении.
Союз (4ч). Представление о союзе как части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союзов в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация – 17 часов
Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография .Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи – 31 час
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Виды контроля Всего 1четверть четверть четверть2четверть четверть 3четверть четверть четверть4четверть четверть
Контрольное списывание 2 - 1 - 1
Контрольные диктанты 10 2 2 3 3
Словарный диктант 10 3 2 3 2
Обучающие изложения
7 2 1 3 1
Контрольные изложения
2 1 1
Обучающие сочинения
8 2 2 2 2
После каждой проверочной работы на следующем уроке проводится работа над ошибками.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ К КОНЦУ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Учащиеся должны знать/понимать:
общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
правописание определяемых программой словарных слов;
части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
три типа склонения существительных;
названия падежей и способы их определения;
два спряжения глаголов;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однородные члены предложения;
особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Уметь в процессе самостоятельной, парной работы:
писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
правильно употреблять предлоги О и ОБ перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять местоимения ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы со словарями;
соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
написания письма с соблюдением норм речевого этикета.
Словарь.
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов).СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Словари и энциклопедии по русскому языку;
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
Раздаточный и дидактический материал.
Печатные пособия.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа», который включает в себя:
Систематический курс русского языка. Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук. -М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3.—М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова НА. Русский язык. 4 класс: В 3 ч. Учебник. Часть 2.—М.: Академкнига/Учебник, 2009
Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010
Согласовано:
Согласовано:
решением заседания методического объединения учителей начальных классов протокол № ___________________ от «___»___________________2013 г. Руководитель МО_________Н.А. Шепелева Заместитель директора по УВР ________ / ________________/ «____» _____________ 2013 г.