Разработка урока по технологии на тему: Художественная обработка древесины, выжигание по дереву
Балтабаев Марат Бопышевич, учитель технологии КГУ «ОСШ № 21 г. Темиртау».
Тема: Художественная обработка древесины, выжигание по дереву
Тип урока: комбинированный.
Цель: Обучить учащихся основным приемам художественного выжигания.
Задачи:
Образовательная: Формирование у учащихся знаний по изготовлению художественных изделий, ознакомить учащихся с основами техники пирографии.
Развивающая: Развитие познавательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы с электровыжигателем, научить учащихся правилам ТБ при художественном выжигании.
Воспитательная: Воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.
Методы: информационно-сообщающий, объяснительно-демонстрационный, наглядный, словесный, практический, метод выработки умений и навыков.
Репродуктивный – инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.
Индуктивный – от простого к сложному.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, физика, история.
Материально-техническое оснащение урока: электровыжигатели, заготовки, изделия из древесины, копировальная бумага.
Наглядные пособия: образцы изделий, таблицы по технике безопасности.
Объекты труда: разделочная доска, деревянное панно, деревянная тарелка, ваза.
Профориентация: профессии выжигальщика, художника росписи.
Ожидаемый результат:
- Знать историю развития пирографии;
- Знать устройство электровыжигателя;
- Уметь пользоваться электровыжигателем;
- Соблюдать правила безопасной работы;
- Освоить технику выжигания;
- Вызвать интерес к профессии.
Новые термины и понятия: пирография, электровыжигатель, трансформатор, регулятор накала, изолятор.
Ход урока:
Организационный момент:
-Взаимоприветствие
-Проверка готовности рабочих мест учащихся.
-Контроль посещаемости учащихся.
Постановка целей и задач урока.
Изучение нового материала.
План изложения нового материала:
История развития пирографии.
Устройство электровыжигателя.
Приемы выжигания.
Правила безопасной работы при выжигании.
Рассказ о профессиях выжигальщика, художника росписи.
Изучение нового материала:
1. История развития пирографии. Деревянные изделия можно отделывать выжиганием. Выжигание по дереву называют также пирографией. Первые аппараты для выжигания были несовершенны, работали на бензине, с помощью которого накалялась платиновая игла. Чтобы поддерживать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин ножной педалью.
С изобретением электровыжигателя пирография стала одним из самых простых и распространенных способов художественной обработки древесины.
2. Устройство электровыжигателя.
Электровыжигатель – это специальный прибор, с помощью которого можно выжигать рисунки на изделиях из древесины и фанеры. Его применяют также для обработки кожи, кости, картона и других материалов.
Электровыжигатель состоит из трансформатора с регулятором накала, ручки с пером, проводов.
Рабочий орган электровыжигателя – перо – согнутая проволока, разогреваемая электрическим током.
Трансформатор через соединительный шнур и вилку включают в розетку электросети. Электрический ток из трансформатора по проводу подводится к перу. Перо нагревается, и им выжигают рисунок. С помощью регулятора накала можно сильнее или слабее нагревать перо – рисунок получается темнее или светлее.
Перо закреплено в ручке из изолятора и закрыто кожухом. Изолятор – это такой материал, который не пропускает электрический ток.
3. Приемы выжигания. Для выжигания предпочтительно применять мягкую древесину лиственных пород – осины, липы, ольхи, тополя. Лучшие результаты получаются при выжигании древесины березы, фанеры. При работе же по древесине сосны, ели, дуба, где много крупных волокон, линии выходят неровными, и рисунок может быть испорчен.
Сначала на дощечку надо перевести рисунок, который вы хотите выжечь. Делают это с помощью копировальной бумаги. Иногда, чтобы сохранить поверхность древесины чистой, мастера применяют другой способ. На папиросную бумагу предварительно переводят рисунок с эскиза. Затем наклеивают бумагу на древесину крахмальным или мучным клейстером. Выжигают прямо на папиросной бумаге, а после выжигания бумагу осторожно удаляют.
После этого включают трансформатор в сеть и устанавливают регулятором накала нужную степень накала.
Берут в руку ручку с пером и передвигают перо плавными движениями по контуру рисунка. Можно вначале ставить маленькие точки, затем проводить линии. В конце линии перо следует резко отрывать от рисунка, чтобы не испортить его. Вести перо надо без нажима.
Выжигают сначала по внешнему контуру рисунка, затем по внутреннему. Дерево, соприкасаясь с раскаленным металлом, обугливается, поэтому, оставляя дольше перо на одном месте , можно получить более темные участки.
Рисунок после выжигания можно раскрасить и покрыть лаком. Для раскраски дерева применяют акварельные, гуашевые, масляные краски, тушь, различные морилки. Раскаленное перо пережигает волокна древесины, что препятствует расплыванию жидких красителей, поэтому краску можно наносить мягкой кистью без предварительной грунтовки. Она будет окрашивать только те участки древесины, которые ограничены выжженным контуром. Для закрепления водяных красителей изделие нужно покрыть тонким слоем лака.
Выжигание применяют как элемент декоративного украшения в изделиях из древесины. Например, вы сами можете изготовить разделочные доски или точеные вазы, а затем выжечь на них рисунок. Выжигание должно подчеркивать текстуру и природную красоту древесины.
Во время выжигания сидеть надо прямо, как при письме, правая рука должна устойчиво опираться на стол. Через 10-15 минут работы прибор выключают на 2-3 минуты для остывания.
План работы по выжиганию рисунка:
Тщательно зачистить поверхность дощечки, изделия.
Перевести рисунок на подготовленную поверхность.
Выжечь рисунок.
Раскрасить рисунок или покрыть лаком.
4. Правила безопасной работы при выжигании:
Включать прибор для выжигания в сеть только с разрешения учителя.
Работать только исправным прибором.
Оберегать руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
Не оставлять прибор включенным в сеть.
Выжигать надо только по сухой древесине.
Ручку с пером вставить в держатель прибора.
Хорошо проветривать помещение.
8. Не наклонять голову близко к месту выжигания.
9. Нельзя сильно нажимать на перо выжигателя.
10. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.
5. Рассказ о профессиях. На предприятиях по выпуску художественных изделий выжиганием по дереву занимаются выжигальщики и художники по росписи. Выжигальщик переносит рисунки на изделия и проводит выжигание.
Художник росписи, кроме этого, выполняет рисунки и дополнительную роспись после выжигания.
Выжигальщики и художники росписи – люди высокого мастерства и умения.
II. Практическая работа.
Демонстрация приемов выжигания учителем.
Выжигание рисунка в порядке очередности.
Самостоятельная работа по художественному выжиганию древесины.
Всесторонний контроль со стороны учителя.
III. Анализ выполнения практической работы.
IV. Сдача электровыжигателей и изделий.
V.Уборка рабочих мест.
VI. Подведение итогов урока. (Оценка результатов работы учеников)
VII. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем мы занимались на уроке?
- Чему сегодня вы научились?
- Какие встретили затруднения при выполнении задания?
- Ваши вопросы к учителю?
VIII. Д/З: §6, стр.160-164. Выучить термины, записанные в тетради.
Использованная литература:
Устемиров К.У. и др. Технология: Учебник для 7 класса.- Алматы: Атамура, 2003.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учебник для 5-9 кл. – Москва: Просвещение, 2002.
Журавлев Б.А. Столярное дело: учебное пособие – Москва: Просвещение, 1979.