Технологическая карта урока технологии 5 класс. Модуль технология обработки древесины. Резьба по дереву

План урока по предмету «Технология» в соответствии
с требованиями ФГОС ООО учителя первой категории МБОУ «Кемпендяйской СОШ им. В.И. Иванова»
МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха(Якутия)
 
Класс: 5
Модуль: Технология обработки древесины
Раздел: первый. Резьба по дереву
Тема урока:  Орнаменты для резьбы по дереву
 
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
 
Цели урока:
 
Предметные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с резаком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала
Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов .
Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
Способствовать осознанию основного технологического материала.
Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры
Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
Раскрыть причины некачественной работы при резьбе
Выяснить последствия неправильной работы при резьбе
 
Способствовать пониманию закономерности теории и практики
Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании, математикой
Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании, математикой
 
 
Личностные цели:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии , обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).
Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике
Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Метапредметные цели:
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, и других качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
 
Профориентационные цели:
Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Сформировать представление о профессии декоратор
 
 
Методическое оснащение урока:
 
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
столярная мастерская;
верстаки;
инструменты, приспособления: карандаш, копировальная бумага, лобзики, выпиловочный столик;
материалы: бумага, фанера, лак, кисти,
 
Дидактическое обеспечение:
учебник: А.Т. Тищенко, В.Д .Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012
рабочая тетрадь на печатной основе: А.Т. Тищенко, Рабочая тетрадь 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012
сборник заданий (Приложение 1):
дополнительная литература (словари, справочники):
технологические карты (ТК): эскиз изделия
инструкционные карты (ИК): операционная карта
инструкционно-технологические карты (ИТК):
 
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум
 
Ход урока
 
Этапы
Ход урока
УУД

I. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя. (1 минута.)
Рассказ учителя по теме урока с использованием презентации. (7 минут).
Закрепление темы: выполнение практической работы. (35 минут.)
Итог урока, выставка работ учащихся. (2 минуты).

ГЕОМЕТРИ
·ЧЕСКАЯ РЕЗЬБА
· ПО ДЕ
·РЕВУ, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые всочетании дают большое число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика  резец соскошенным концом, так называемый «косячок».  Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая резьба иногтевидная (или скобчатая).  В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная пирамидка, из которой формируютсяразнообразные орнаменты. Ногтевидная резьба получила свое название от полукруглого углубления  «ноготка», наносимого полукруглой стамеской. Сочетания «ноготков» дают более сложные узоры  листики,трилистники, глазки. Орнамент не только надежный признак принадлежности предмета к определенному времени, но и некий код консервирующий информацию. Вопрос о происхождении геометрических орнаментов остается открытым, и здесь вероятно, стоит согласиться с тем, что геометрические формы человеку подсказаны природой. Восприятие порядка, ритма и симметрии присущей природе, форм и пропорций, происходило задолго до появления художественно-изобразительной деятельности человека, в процессе познания мира. «...Каким бы путем ни появились отдельные, повторяющиеся фигуры, имеющие геометрические очертания, какой бы смысл им первоначально ни предавался, возникший геометрический орнамент представлял собой не только серию семантизированных знаков, но приобретал и качественно новое значение: он становился элементом художественной культуры народа и подчинялся закономерностям ее развития».


Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других.
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.


II. Открытие знаний.

Геометрическая резьба, наверное один из самых древних способов украшения деревянных изделий. С глубокой древности геометрическими орнаментами украшали избы, мебель, посуду. При всей простоте геометрической резьбы, она смотрится очень красиво. В основном геометрические орнаменты формируются из углубленных внутрь трех или четырехгранных пирамидок либо скоб, которые наносятся полукруглой стамеской. Основные инструменты для такой резьбы по дереву это нож-косяк и полукруглая стамеска. С помощью этих нехитрых инструментов можно выполнить огромное разнообразие орнаментов и узоров. Вот несколько интересных эскизов орнаментов для разделочных досок, шкатулки:


Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы


III. Применение знаний.
– Давайте составим план работы на уроке.
1. Планирование
Во время изготовления пользуйтесь инструкционной картой и ТБ.
Выбери орнамент для разделочной доски из предложенной картотеки:





На шаблон карандашом отметь ярусы, выбери орнамент и нанеси на лицевую часть фанеры.
Большие орнаменты обвести по периметру и начать резьбу.
Реализуй сложившийся замысел с помощью инструкционной картой.
Индивидуальная работа с детьми
2. Самостоятельная работа.
Каждый ученик на заготовке наносит выбранный шаблон рисунка и начинает резьбу ( учитель работает с каждым учеником индивидуально)
3. Уборка рабочих мест.

4. Оценка работы.
Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность, прочность, композиция, элементы творчества).

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировали при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД
1. Формируем умение высказывать своё предположение
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД
1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

IV. Итог урока.
С какой новой техникой вы познакомились? - Какими необычными инструментами пользовались в этой технике? - Какие выразительные средства применяются в этой технике? - Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?
Сегодня мы приподняли один из пластов якутской культуры, я думаю, вы узнали сегодня много нового и это послужит для вас толчком в открытии новых тайн.

Коммуникативные УУД
оценка и самооценка учебной деятельности
-обобщение и систематизация знаний
-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Литература:
Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. – [Электронный ресурс] /. – Электрон. дан. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный.  Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.
Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск:УИПКПРО, 2004. – 88с.
Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В.. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 c.
Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5–8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012. 148 с.
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты саха.-2-е изд., с изм.-Якутск: Бичик,2010.-144с: ил.
Саввинов В.И. И мастерство, и вдохновение.- Якутск: изд.Бичик,1999.-24с.
 









 
 
 
 
 
 
 






Рисунок 1S_1 Рисунок 13S_1 Рисунок 4S_1 Рисунок 16S_1 15