Конструктор приемов педагогической техники, формирующих универсальные учебные действия учащихся

Конструктор приемов педагогической техники, формирующих универсальные учебные действия учащихся

Этапы урока

Начало урока
Объяснение нового материала
Закрепление, отработка умений
Повторение
Контроль
Домашнее задание
Окончание урока

Личностные УУД

1.Фантастическая добавка (учитель находит такой угол зрения объяснения нового материала, при котором обыденное становится удивительным).
2.Привлекательная цель.
1.Удивляй! (в начале урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта по ходу урока).
2.Отсроченная отгадка.
3.Практичность теории.
Если бы (ученикам предлагается предположить, что могло бы произойти при других обстоятельствах события, явления, эксперимента, опыта и т.д.)
1.Метод вживания (посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри).
2.Свои примеры
1.Идеальный опрос (ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю)
2.Особое задание.
3.Резюме
1.Творчество работает на будущее.
2.Дай себе помочь (ученикам предлагается разработать качественный дидактический материал, который используется учителем на уроках).
1.Эссе.
2.Синквейн.
3.Свободное письмо (смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»).
4.Роль «Психолог»

Регулятивные УУД

1.Игра в случайность.
2.Перепутанные логические цепочки.
3.Инструкции.
4.Светофор (при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу).
1.Лови ошибку!
2.Лист решения проблем (ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели).
3.Двухчастный дневник.
4.Дерево предсказаний.
5.Лабораторный журнал.
1.Опорный конспект.
2.Верите ли вы, что
3.Фишбоун (скелет рыбы) (основой для выполнения работы по схеме является проблема, ее записывают в «голове» «фишбоуна», а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в «хвосте»)
1.Лучшая шпаргалка (учащиеся самостоятельно изготавливают удобные шпаргалки с основными понятиями, формулами, законами и т.д.)
2.Свои примеры.
1.Листы самоконтроля (ученик, сделав ошибку, может сам обнаружить ее и сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее.
2.Листы самооценки.
3.Светофор.
4.Идеальный опрос.
1.Три уровня домашнего задания (первый уровень – обязательный минимум, второй уровень – тренировочный, третий уровень – творческое задание).
2.Идеальное задание.
1.Шесть шляп критического мышления.
2.Самоанализ (ученик, анализируя, осознает свои возможности, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности).

Познавательные УУД

1.Простой опрос.
2.Да-нетка (учитель загадывает нечто (число, предмет, ученого и т.п.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да», «нет»).
3.Ассоциация.
1.Дискуссия.
2.Мозговой штурм.
3.Чтение с остановками.
4.Тетрадь открытий (альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи учащихся, помогающие им продвигаться в изучаемом материале).
5.Необъяснимо, но факт!
6.НИЛ (научно-исследовательская лаборатория).
1.Фишбоун.
2.Инструкция.
3.Эстафета формул (на листе бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо какой-либо величины вырезан круг. Учащиеся вписывают в карточку недостающую величину).
1.Ромашка Блума.
2.Пересечение тем.
3.Кластер (учащимся предлагается выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке, т.е. создать рисуночную модель).
4.Узнаем ученых.
5.Метод символического видения.редлагается выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в определенном порядке, т.е. ырезан круг. изучаемом мате
1. «Толстые» и «тонкие» вопросы.
2. Блиц-контрольная (контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики).
1.Мини-исследование (учащиеся предлагается выполнить самостоятельный эксперимент в домашних условиях и оформить исследование соответствующим образом).
2.Задание массивом.
3.Необычная обычность.
1.Опрс-итог (в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например, «Что на уроке было главным?» «Что нового сегодня узнали?»)
2.Обсуждаем домашнее задание.

Коммуникативные УУД


1.Взаимопроверка (в ходе взаимопроверки учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий и правильность ответов, при этом они могут задавать друг другу вопросы по теме).
2.Да-нетка.
3.Простой опрос.
1.Пресс-конференция.
2.Метод ключевых слов.
3.Доклад.
4.Таблица аргументов (учитель приводит аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или из учебника).
1.Отсроченный ответ.
2.Дискуссия (коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений)
1. «Толстые» и «тонкие» вопросы.
2.Повторение с расширением (ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу).
1.Опрос по цепочке (после решения задачи проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария. Начинает один ученик, а продолжает другой, третий и т.д.).
2.Опрос тройкой.
3.Показательный ответ.
1.Статья в научно-популярном журнале.
2.Доклад (учащиеся готовят небольшие сообщения на интересующую тему с обязательным ответом на вопросы одноклассников и учителя).
Роль «Подводящий итоги» (по окончании урока один ученик подводит его итог, кратко и емко формулируя свои мысли).


15