Методическая разработка по дисциплине Информатика и ИКТ для проведения практического занятия по теме «Браузер. Работа с интернет-ресурсами»


Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Методическая разработка дисциплине Информатика и ИКТ
для проведения практического занятия по теме
«Браузер. Работа с интернет-ресурсами»
Автор работы
Чубаров Андрей Александрович, преподаватель
Место выполнения
ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
г. Чита 2015г.

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме «Браузер. Работа с интернет-ресурсами»
Чубаров Андрей Александрович, преподаватель ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Тема урока: «Браузер. Работа с интернет-ресурсами»
Тип урока: практическое занятие с элементами индивидуально-групповой работы (проводится в подгруппе численностью 10-13 человек)
Междисциплинарные связи: дисциплины: «Введение в специальность», «Математика»
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, игровой, практический, исследовательский, репродуктивный.
Цели урока:
Общеобразовательные (дидактические): формирование опыта работы с различными браузерами, поиска и отбора нужной информации в сети Интернет, работы с различными интернет-ресурсами, совершенствование навыков самостоятельной работы с компьютером.
развивающие: развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции); развивать умение сопоставлять, анализировать, находить связи, развивать навыки самостоятельной работы, поиска информации, необходимой для решения стоящей перед студентом задачи, критического восприятия информации (через оценку полученных результатов).
воспитательные: воспитание информационной культуры студентов, интереса к изучаемой дисциплине, воспитывать потребность в практическом использовании полученных навыков, воспитание трудолюбия, интереса к учебе, индивидуальной ответственности за принимаемое решение.
Основные дидактические принципы, реализуемые на занятии.
учет возрастных особенностей;
принцип дифференциации;
наглядность за счет применения компьютерных информационных технологий;
алгоритмизация деятельностных процессов;
интерактивность;
практико-ориентированный подход в познавательной деятельности;
выбор активных форм организации образовательного процесса;
ориентация на четко определенный конечный результат.
Средства обучения:
рабочие места студентов и преподавателя, учебная доска;
персональные компьютеры, мультимедиа проектор, графический планшет.
Учебно-методическое оснащение урока:
раздаточный материал (задания), компьютерная презентация
Форма организации учебной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Библиографический список:
Гузенко Е.Н., Сурядный А.С. Персональный компьютер. Лучший самоучитель. – М.: АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
Информатика и ИКТ. 10 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/comp.htmhttp://school-collection.edu.ru/http://www.ict.edu.ruПлан урока
Номер элемента Этапы занятия, время Методы и формы Примечания
1 Организационный
(5 минут)
Приветствие группы,
проверка готовности группы к занятию, сообщение студентам цели занятия, порядка его проведения, системы оценивания
2 Этап проверки домашнего задания, текущих знаний
(15 минут) Экспресс-опрос Опрос проводится по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером». Используется компьютерная программа с вопросами разной сложности.
3 Этап обобщения и систематизации знаний
(10 минут) Обобщение изученного материала с элементами демонстрации Разбор со студентами основных принципов работы в браузере и поиска информации в сети Интернет
4 Этап применения изученного (выполнение практических заданий)
(30 минут) Работа в группах на компьютере Студенты разбиваются на подгруппы по 3-4 человека. Раздаются практические задания с пояснениями к их выполнению (см. приложение), студенты выполняют предложенные задания на компьютере, обобщают результаты работы в виде презентации
5 Этап контроля
(20 минут) Проверка правильности выполнения практических заданий Каждая подгруппа защищает презентацию с результатами работы.
Студенты выполняют компьютерный тест по теме занятия
6 Этап информации о домашнем задании
(5 минут) Сообщается домашнее задание: рассмотреть принципы работы с интернет-турагентством, составить презентацию
7 Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексия
(5 минут) Оценка деятельности студентов, рефлексия Оценивается работа студентов с учетом результатов экспресс-опроса, выполнения практических заданий и индивидуального тестирования, самооценки студентов, анализируются наиболее характерные ошибки и обобщаются полученные навыки
Время 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90
№ элемента 1 2 2 2 3 3 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 6 7
Использование ТСО + + + + + + + + + + + + + + + Описание урока:
Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости.
Тема занятия представлена на слайде презентации.
Преподаватель совместно со студентами разбирает происхождение и значение слова «браузер», в диалоге со студентами формулирует цели и задачи занятия.
На слайде представлен план занятия. Преподаватель обозначает основные этапы и порядок работы студентов на каждом из них.
2. Этап проверки домашнего задания, текущих знаний
Фронтальный опрос с целью проверки усвоения ранее изученного материала выполняется по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером». При этом используется бесплатная компьютерная программа «Миллионер» (http://www.kivlab.com./games/millioner), «скриншоты» которой и перечень вопросов приведены в приложении №2.
Вопросы составлены в порядке увеличения сложности. Каждый студент, знающий ответ на вопрос, должен поднять руку. Один из студентов отвечает. В случае неверного ответа игра прекращается.
Критерии оценки группы:
7-10 вопросов (15 000 - 100 000 руб.) – оценка 3;
11-13 вопросов (200 000 - 800 000 руб.) – оценка 4;
14-15 вопросов (1,5 – 3 млн. руб.) – оценка 5
При проставлении итоговой оценки конкретного студента за игру учитывается итоговая оценка группы и степень его участия в опросе.
Этап обобщения и систематизации знаний
Перед выполнением практических заданий преподаватель выясняет у студентов, насколько они знакомы с интернет-технологиями, какими браузерами пользуются. Составляется рейтинг браузеров со слов студентов.
На примере браузера Internet Explorer преподаватель поясняет основные принципы работы с программой, изменения ее настроек, напоминает адреса наиболее популярных поисковых систем и правила формирования запроса на поиск информации.
4. Этап применения изученного (выполнение практических заданий)
1) Первая часть выполнения практических заданий студентами представляет собой исследовательскую работу. Для ее выполнения формируются группы студентов по 3-4 человека, в каждой группе назначается капитан, задача которого распределить задания внутри группы и грамотно организовать и контролировать их выполнение. Каждой подгруппе определяются персональные компьютеры для выполнения заданий и анализа их результатов.
Студентам предлагается:
а) Сравнить скорость запуска браузеров Mozilla Firefox, Google Chrome или Opera (в зависимости от подгруппы) и скорость запуска браузера Internet Explorer. Для этого нужно засечь время запуска браузеров с помощью секундомера (можно использовать онлайн-таймеры в сети Интернет) и записать время полной загрузки каждой программы при первом, втором и третьем запуске в таблицу, созданную в программе Microsoft Excel (см. приложение 1). По окончании исследования требуется рассчитать среднее время запуска каждого браузера и построить сравнительную диаграмму.
б) В двух заданных браузерах сравнить скорость загрузки интернет-страницы, содержащей объемный контент. Для исследования используются:
- веб-страница, содержащая большой текстовый документ (например, 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 04.01.2012 г.) на сайте http://минобрнауки.рф/документы/2974- веб-страница, содержащая много графической информации, например, http://www.compbegin.ru/articles/view/_110
- сайт ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» http://www.chptk.ruРезультаты измерений студенты помещают в таблицу Excel (см. приложение 1), определяют среднее время загрузки страниц и строят сравнительную диаграмму.
Во время работы студенты должны сделать несколько «скриншотов» используемых браузеров и сохранить их в заданную папку.
2) Вторая часть практической работы студентов – творческая.
а) Каждой подгруппе предлагается изучить технологию работы с каким-либо интернет-ресурсом:
- интернет-магазин;
- интернет-библиотека;
- интернет-СМИ.
Во время работы требуется делать «скриншоты» просматриваемых интернет-ресурсов.
Для каждой подгруппы предусмотрена следующая специфика выполнения этой части практического задания:
- подгруппа, работающая с интернет-магазином, отыскивает не менее двух ресурсов, позволяющих приобрести товар, заданный преподавателем (в зависимости от специальности). Например, для студентов специальности «Электрические станции, сети и системы» это может быть электросчетчик «Меркурий 200.04».
Студенты должны определить стоимость товара в интернет-магазине, рассмотреть возможные способы оплаты и доставки, предусмотреть возможность доставки в регионы России.
Аналогично подгруппа рассматривает интернет-магазины, в которых можно приобрести какой-либо товар на свой выбор.
- подгруппа, работающая с интернет-библиотекой, отыскивает не менее двух ресурсов, позволяющих скачать, приобрести или читать «онлайн» книгу, заданную преподавателем (в зависимости от специальности). Например, для студентов специальности «Электрические станции, сети и системы» это может быть книга Киреева Э.А. «Справочник электрика».
Студенты должны обратить внимание на стоимость книги (если платная), способы оплаты, существует ли возможность скачать электронную версию книги или читать «онлайн», поддерживаемые форматы.
Аналогично подгруппа рассматривает интернет-библиотеки, в которых можно отыскать какую-либо книгу на свой выбор.
- подгруппа, работающая с интернет-СМИ, отыскивает не менее двух ресурсов, в которых отражены проблемы, заданные преподавателем. Например, для студентов специальности «Электрические станции, сети и системы» это могут быть проблемы энергетики в целом, энергетики Забайкальского края.
Студенты должны обратить внимание на вид главной страницы СМИ, наличие новостной ленты и периодичность ее обновления, насколько грамотно и всесторонне освещается заданная тематика.
б) В настоящее время актуальным становится освоение сайта www.gosuslugi.ru, на котором можно через Интернет получить доступ к услугам различных государственных ведомств. Поэтому студентам предлагаются задания по поиску заданных преподавателем услуг на этом сайте:
- первая подгруппа должна изучить, каким образом с помощью портала Госуслуг можно оформить загранпаспорт нового образца;
- вторая подгруппа должна изучить порядок замены паспорта гражданина РФ в 20 лет;
- третья подгруппа должна изучить порядок регистрации приобретенного автомобиля.
Следует обратить внимание на технологию предоставления услуги, требуемые документы, порядок оплаты и другие нюансы. Нужно сделать «скриншоты» соответствующих разделов сайта.
3) По окончании работы с сайтами студенты каждой подгруппы должны подготовить компьютерную презентацию с результатами работы, которая должна содержать следующие слайды:
- титульный лист (тема, кто выполнил);
- «скриншоты» окон рассмотренных браузеров, подготовленные в первой части практической работы;
- сравнительные диаграммы, построенные в Excel;
- «скриншоты» результатов работы при выполнении творческого задания (в качестве заголовка слайда указать адрес интернет-ресурса);
- выводы по работе.
5. Этап контроля
На этом этапе капитан каждой подгруппы защищает подготовленную презентацию, анализирует и обобщает результаты работы группы. Преподаватель и студенты других подгрупп задают вопросы по просмотренной презентации.
По окончании защиты презентаций с целью проверки усвоенных знаний и навыков, каждый студент группы выполняет компьютерный тест из 10 вопросов, подготовленный в программе MyTestX (mytest.klyaksa.net) и получает за него оценку.
Этап информации о домашнем задании
Сообщается домашнее задание: рассмотреть принципы работы с интернет-турагентством, составить компьютерную презентацию.
6. Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексия
Оценивается работа студентов с учетом результатов экспресс-опроса, выполнения практических заданий, индивидуального тестирования и самооценки студентов, анализируются наиболее характерные ошибки и совместно со студентами обобщаются полученные навыки.
Приложение 1
Пример задания, выдаваемого студентам
Задание на практическое занятие №24
Тема: «Браузер. Работа с интернет-ресурсами»
Цель занятия: освоение приемов работы с браузерами Internet Explorer; Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, изучение среды браузеров и их настроек; исследование и сравнение скорости работы различных браузеров; изучение способов работы с интернет-магазином, интернет-библиотекой, интернет-СМИ и другими ресурсами Интернета.
 
Задание для подгруппы №1
Задание 1.
Сравните скорость запуска браузеров Internet Explorer и Mozilla Firefox (ярлыки для запуска программ есть на рабочем столе). Для этого засеките время запуска браузеров с помощью секундомера и запишите время полной загрузки каждой программы при первом, втором и третьем запуске в таблицу, созданную в программе Microsoft Excel. Рассчитайте среднее время запуска каждого браузера.
Браузер Время запуска, сек.
первый второй третий среднее
Internet ExplorerMozilla Firefox Постройте в Microsoft Excel гистограмму по полученным данным.
Задание 2.
В двух заданных браузерах сравните скорость загрузки интернет-страницы, содержащей объемный контент. Для исследования рассмотрим:
- веб-страницу, содержащую большой текстовый документ (например, 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 04.01.2012 г.) на сайте http://минобрнауки.рф/документы/2974- веб-страницу, содержащую много графической информации, например, http://www.compbegin.ru/articles/view/_110
- сайт ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» http://www.chptk.ruПоместите результаты измерений в таблицу Excel:
Браузер Время загрузки сайтов, сек.
текст графика ЧПТК среднее
Internet ExplorerMozilla Firefox Постройте в Microsoft Excel сравнительную гистограмму по полученным данным.
Сделайте и сохраните в папку Подгруппа 1 на диске Y:Студенты «скриншоты» окон заданных браузеров (клавиша Printscreen → вставить в Paint). В эту же папку сохраните книгу Excel с построенными диаграммами.

Задание 3.
1) Изучить принципы работы интернет-магазинов. Для этого:
- с помощью поисковых систем найти не менее двух интернет-магазинов, в которых можно приобрести электросчетчик «Меркурий 200.04» (должна быть доставка в города России);
- изучить технологии работы с интернет-магазином и сделать «скриншоты» следующих страниц:
товар и его стоимость;
способ оплаты;
способ доставки.
2) Аналогично п. 1 рассмотреть интернет-магазины, в которых можно приобрести любой потребительский товар (на свой выбор).
Задание 4.
- Ознакомьтесь с сайтом Госуслуг www.gosuslugi.ru, на котором можно через интернет получить доступ к услугам различных государственных ведомств.
- Какие ведомства представлены на сайте? (сделайте «скриншот»)
- Изучите, каким образом с помощью портала можно оформить загранпаспорт нового образца, сделайте «скриншоты» соответствующих страниц сайта.
Задание 5.
Подготовить презентацию с результатами работы, которая должна содержать следующие слайды:
- титульный лист (тема, кто выполнил);
- «скриншоты» окон рассмотренных браузеров;
- диаграммы, построенные в Excel с соответствующими заголовками;
- «скриншоты» результатов работы при выполнении задания 3 (в качестве заголовка слайда указать адрес интернет-ресурса);
- «скриншоты» результатов работы при выполнении задания 4;
- выводы по работе.
Приложение 2
Программа «Миллионер»

1. Как называется российский сегмент Интернета?
РоснетРунет
РусскийнетИнетанет2. В этой поисковой системе, согласно утверждению разработчиков, найдется все …
ТындексВындексОндексЯндекс3. С помощью какого устройства можно обеспечить доступ к сети Интернет по телефонной линии?
Дигитайзер
Модем
Плоттер
Сканер
4. Как в Интернете называется переписка в режиме реального времени?
Гостевая книга
БлогЧат
Форум
5. Как грамотно называется программа для просмотра страниц Интернета?
Браузер
Читалка
ПросмотрщикЛисталка6. Провайдер - это...
Организация, предоставляющая доступ в Интернет
Человек - разработчик сайтов
Программа для оформления сайтов
Активный пользователь Интернета
7. Разработчиком какого браузера является фирма Microsoft?
Google Chrome
Internet Explorer
Mozilla
Opera
8. Какой язык используется для подготовки страниц для Интернета?
Basic
HTML
Pascal
Delphi
9. Как полностью записывается аббревиатура WWW?
Work With Words
We Would Work
World Without Words
World Wide Web
10. В чем измеряется скорость передачи информации в сети Интернет?
сайтов/сутки
страниц/час
слов/мин
бит/сек
11. Какая программа не является браузером?
Google Chrome
Instant Messaging
Mozilla Firefox
Safari
12. Как называется предоставление места на сервере в Интернете для размещения сайта?
ПостингНеймингХостингСайтинг13. Как переводятся на русский язык слова, образующие аббревиатуру WWW?
Всеобщая паутина
Всемирная сеть
Вселенская паутина
Всемирная паутина
14. Символом какого браузера является лиса, обнимающая земной шар?
Google Chrome
Mozilla Firefox
Яндекс.браузерSafari
15. Какой домен появился в 2009 году?.рф.org
.eu.info