Урок экономики в 9 классе, тема Финансы государства, урок №1 Принципы и методы налогообложения
Тема 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Главной задачей темы является изучение государственного бюджета как центрального финансового плана государства.
Для того чтобы решать задачи, рассмотренные в предыдущей теме, правительство должно осуществлять значительные денежные расходы (например, расходы на науку, культуру, образование, здравоохранение, оборону и т.п.).
К началу каждого года правительство планирует те расходы, которые оно — строго по целевому назначению — намерено осуществить в течение предстоящего года. Обычно такие расходы выражаются в огромных денежных суммах. Но откуда государство берет эти огромные суммы — ведь оно не банк, не завод и не универсам? Доходы государство получает прежде всего за счет взимания налогов с физических и юридических лиц. Конечно, каждый год правительство планирует получение доходов и из других источников, но главное — правильно запланировать сумму доходов от налоговых поступлений.
Налоги играют столь большую роль в экономике каждой страны и в жизни каждого человека, что их изучению должен быть посвящен отдельный урок. Известный американский политический деятель XVIII века Бенджамин Франклин сказал: «В этом мире все условно. Безусловны только две вещи — смерть и налоги».
Налоговые поступления и другие элементы государственных доходов должны быть спланированы таким образом, чтобы их сумма была равна сумме расходов государства. Однако такая ситуация, именуемая сбалансированным бюджетом, редко складывается на практике. Сегодня многие государства функционируют с хроническим бюджетным дефицитом. Не случайно, поэтому дефицит бюджета является предметом оживленных дискуссий среди политиков и экономистов. Последний урок этой темы посвящен анализу источников финансирования бюджетного дефицита
Урок 17 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Цель урока: уяснение учащимися принципов и методов налогообложения, а также знакомство с видами налогов.
Понятия, с которыми учащиеся должны ознакомиться в ходе урока:
налогообложение;
прямые налоги;
налог на прибыль;
косвенные налоги;
налог на добавленную стоимость;
акциз;
пошлина.
Раздаточный материал: упражнение-гипертекст «Налоги и их виды».
Форма проведения урока. Работа с гипертекстом. Такой способ проведения занятий позволяет совмещать объяснение материала преподавателем с изучением и закреплением его учащимися.
Упражнение-гипертекст «Налоги и их виды»
Перед вами схема-гипертекст (рис. 7-4), описывающая основные элементы системы налогообложения. Используя эту схему и знания, почерпнутые из учебника, расскажите о том, что такое налогообложение; какие существуют методы налогообложения; каковы основные элементы системы налогообложения; какие виды налогов вы знаете и чем они отличаются друг от друга.
Комментарии для преподавателей к гипертексту.
Налоги — обязательные безвозмездные платежи в государственный или местные бюджеты, производимые в различных формах физическими или юридическими лицами и регулируемые соответствующим законодательством. Таким образом, налоги делают обязательным для всех лиц, получающих различные виды доходов (заработную плату, прибыль и т.д.), участие в формировании государственных финансовых ресурсов. Виды налогов, способы и порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, регулируются налоговым правом данной страны. Налоговое право содержит специальные нормы, или так называемые элементы, налога, которые в совокупности образуют налоговую модель. К ним относятся:
субъект налога — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог; носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог (может не совпадать с субъектом налога: см., например, косвенные налоги);
объект налога — все, что подлежит налогообложению — доходы, имущество, с которых начисляется налог; источник налога — доход, из которого непосредственно выплачивается налог (прибыль, заработная плата, гонорар и т. п.); налоговая ставка; налоговые льготы. Все виды существующих налогов подразделяются на два больших класса: налоги прямые (реальные и личные) — ими облагаются доходы и имущество, они взимаются непосредственно с субъекта налога; налоги косвенные — налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу. Налоги являются основной статьей доходов бюджета государства и выполняют не только фискальную функцию, т. е. используются для содержания государственного аппарата, но и экономические функции: через налоги осуществляются перераспределение национального дохода, регулирование темпов и пропорций экономического роста.
Гражданский кодекс Российской Федерации (от 21 октября 1994 года):
«Статья 48. Понятие юридического лица:
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».
Самое главное, что дает предприятию статус юридического лица, — возможность вступать в контрактные отношения, т. е. заключать различные соглашения с физическими и юридическими лицами.
Резидент — физическое или юридическое лицо, центр экономических интересов которого связан с экономической территорией страны. К резидентам данной страны относятся лица, проживающие на территории данной страны, за исключением лиц, приезжающих на относительно короткий срок, т. е. меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих и т.д.). Исключаются также работники иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений, служащие воинских подразделений других стран. Резиденты — предприятия данной страны — это экономические единицы, занятые хозяйственной деятельностью (производством, торговлей и т. п.) на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями. Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были откомандированы. Для тех стран, где осуществляется строительство иностранными работниками, последние входят в группу нерезидентов. Для резидентов и нерезидентов устанавливается различный налоговый режим: первые несут неограниченную налоговую повинность, тогда как для вторых существует только ограниченная налоговая повинность. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух и более стран. Разрешение спорных ситуаций осуществляется на основе норм внутреннего права каждой из стран или путем применения соответствующих положений налоговых соглашений.
Неограниченная налоговая повинность — обязанность уплачивать налоги, возлагаемая на лиц, которые являются резидентами данной страны, т. е. имеют место жительства или постоянное место пребывания на ее территории. Неограниченная налоговая повинность обязывает резидентов платить налоги в соответствии с законодательством данной страны со всех доходов, полученных в течение календарного года как внутри страны, так и за границей. Для нерезидентов данной страны существует лишь ограниченная налоговая повинность.
Ограниченная налоговая повинность — обязанность уплачивать налоги, возлагаемая на лица, которые не являются резидентами данной страны, т. е. не имеют места жительства или постоянного места пребывания на ее территории. Ограниченная налоговая ответственность обязывает лицо платить налоги только по доходам, происходящим из источников в данной стране, например по дивидендам акционерного общества, функционирующего на территории страны, взимающей налог, или по доходам, полученным от сдачи в наем, аренду недвижимости, находящейся на данной территории, и т. п.
Налогообложение двойное — право двух государств на налогообложение одного и того же субъекта и объекта налога. Например, такая ситуация возможна, если некоторое физическое лицо проживает на территории одной страны, а доходы получает от предприятий, расположенных в другой стране. В этом случае обычно заключается соглашение о распределении налоговых сумм, разграничивающих права обоих государств на налогообложение.
Налоговая декларация — документ, представляющий собой заявление налогоплательщика обо всех видах доходов, полученных им за определенный период времени и еще не учтенных налоговыми органами, а также о распространяющихся на них налоговых льготах и скидках. На основе налоговой декларации и существующих налоговых ставок финансовые органы контролируют уплату соответствующего налога после получения дохода.
Налоговая ставка — размер налога на единицу налогообложения. В качестве последней может выступать единица земельной площади, единица измерения товарной массы, но для большинства видов налогов — денежная единица страны. Так, например, при взимании налога на имущество предприятий — по существующему на данный момент времени закону Российской Федерации — определяется среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения, а затем рассчитывается размер налога исходя из установленной налоговой ставки, которая не может превышать 2% от среднегодовой стоимости имущества. Таким образом, здесь взимается определенный — законодательно установленный — процент с каждого рубля среднегодовой стоимости имущества предприятия. А вот налог с владельцев транспортных средств исчисляется исходя из суммарной мощности двигателя и марки транспортного средства. Здесь единицей налогообложения выступает не денежная единица (рубль), а лошадиная сила.
Налоговые льготы — частичное или полное освобождение физических или юридических лиц от уплаты налогов. В зависимости от типа государства, его социально-экономического развития и финансовой политики могут существовать различные виды налоговых льгот: не облагаемый налогом минимум доходов; налоговые скидки; полное освобождение от уплаты некоторых налогов; выделение некоторых форм доходов, не подлежащих налогообложению, и т.д. Налоговые льготы могут использоваться государством для стимулирования научно-технического прогресса, форсированного развития перспективных отраслей производства; для облегчения предприятию финансового бремени, обусловленного необходимостью соблюдения экологических требований; для социальной поддержки малоимущих слоев общества; для проведения определенной демографической политики.
Налоги прямые — налоги, которые взимаются непосредственно с субъекта налога, т.е. физического или юридического лица, обязанного выплачивать налог. Налоги прямые подразделяются на реальные и личные. Прямыми реальными налогами облагается само имущество независимо от его доходности. Они взимаются во многих странах на основе кадастра, учитывающего не фактическую, а среднюю доходность объектов (земли, домов, промыслов). К прямым реальным налогам относится, например, земельный налог (все земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой определяется налоговая ставка с единицы площади). Прямые личные налоги взимаются с доходов и стоимости имущества отдельных лиц. К ним относятся: подоходный налог с физических лиц; подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; налог на доходы от добычи нефти (существует лишь в некоторых странах, например в Норвегии и Великобритании); налог на прирост капитала (взимается при купле-продаже земли, строений, ценных бумаг); налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (величина налоговой ставки зависит от степени родства лица, оставляющего наследство или делающего дарение, и наследника или получателя дарения); налог на имущество предприятий и другие.
Кадастр — реестр, содержащий перечень сведений об объектах налогообложения, которые облагаются прямыми реальными налогами. К таким объектам могут относиться земля (земельный налог), дома, сдаваемые в наем (подомовой налог), промыслы (промысловый налог). Особенность изъятия налогов на основе кадастра состоит в том, что учитывается не фактическая доходность объекта налогообложения, а средняя доходность. Например, при составлении земельного кадастра все имеющиеся земельные участки классифицируются по группам в зависимости от их качества и местоположения. Для каждой группы определяется средняя доходность на единицу площади за ряд лет и устанавливается соответствующая налоговая ставка с единицы площади.
Подоходный налог с физических лиц — см. урок 40.
Налог на прибыль (подоходный налог с предприятий) — один из основных видов прямых личных налогов, использующийся во многих странах мира. Налогом на прибыль облагаются доходы юридических лиц (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и пр.). Налог на прибыль взимается, как правило, по пропорциональным налоговым ставкам. В этом смысле данный налог оказывается предпочтительнее, чем подоходный налог, которым облагается прибыль физических лиц и который взимается обычно по прогрессивным ставкам. Поэтому в некоторых странах разрешается распространять налог на прибыль корпорации на единоличные предприятия по желанию последних. Налогом на прибыль облагается валовая прибыль. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, работ, услуг, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
На тот момент, когда писалось это методическое пособие, ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливалась в размере 13%. В бюджеты субъектов Российской Федерации зачислялся налог на прибыль предприятий, в том числе иностранных юридических лиц, по ставкам, устанавливаемым законодательными органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 22%, а для предприятий — по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, — по ставкам в размере, не превышающем 30%. Однако следует иметь в виду, что ставки налогообложения периодически пересматриваются, поэтому необходимо следить за изменениями в налоговом законодательстве, с тем чтобы не привести на уроке устаревшие данные. Если предприятия осуществляют капитальные вложения в природоохранные мероприятия или делают взносы на благотворительные цели, то они пользуются определенными законом налоговыми льготами.
Налоги косвенные — налоги на товары и услуги, взимаемые путем установления надбавки к цене или тарифу. В отличие от налогов прямых налоги косвенные не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика, т.е. физического или юридического лица, на которое законом возложена обязанность выплачивать налог. Таким лицом обычно является производитель или продавец товаров и услуг. Здесь налоговое бремя через механизм цен может перекладываться на другое лицо, каковым обычно выступает покупатель товаров и услуг. Существуют три основные разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В свою очередь, акцизы подразделяются на индивидуальные, или выборочные, которые взимаются с отдельных видов товаров и услуг, и универсальные. К последним относятся налог с оборота и налог на добавленную стоимость. Фискальные монопольные налоги — древний, но отмирающий вид косвенных налогов. Они характеризуются тем, что налоговая ставка не устанавливается, просто государство монополизирует производство отдельных продуктов, таких, как винно-водочные изделия, соль, спички и т. п.
Акциз — разновидность налогов косвенных; налог на товары и услуги, взимаемый путем установления надбавки к цене или тарифу. При этом субъектом налога, т.е. физическим или юридическим лицом, на которое законом возложена обязанность выплачивать налог, являются продавцы подакцизных товаров и услуг. Однако фактически налоговое бремя через механизм цен перекладывается — полностью или частично — на покупателей товаров и услуг. Различают индивидуальные (или выборочные) и универсальные акцизы. Индивидуальные акцизы распространяются на ограниченный круг товаров и услуг, как правило, массового потребления и высокой доходности. В различных странах количество подакцизных товаров и услуг, а также их конкретные виды неодинаковы. Чаще всего к ним относятся табак, алкогольные напитки, чай, парфюмерные изделия, бензин, автомобили, показ кинофильмов и др. Универсальные акцизы распространяются на все или на большинство видов товаров и услуг. Их разновидностями являются налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог на покупки в оптовомзвене, налог на продажу в розничной торговле. Обычно, говоря об акцизах, имеют в виду индивидуальные акцизы. В российской хозяйственной практике под акцизными налогами понимают именно индивидуальные (выборочные) акцизы.
Налог с оборота — один из видов налогов косвенных, взимаемый с оборота товаров и поступающий в бюджет государства по мере их реализации. Величина налога с оборота твердо фиксирована в ценах товаров. Существовавший в нашей стране до 1992 года налог с оборота поступал преимущественно от отраслей легкой и пищевой промышленности; сырьевые отрасли налогом с оборота не облагались. Налог с оборота в большинстве зарубежных стран, где он существует, взимается с поставок всех товаров и выполняемых внутри страны оплачиваемых работ, с внутризаводского потребления, часто — за импорт товаров. В западноевропейских странах налог с оборота не взимается с экспортных поставок товаров в целях стимулирования экспорта. Налоговые ставки могут дифференцироваться по различным видам товаров и услуг. В разных странах механизм взимания налога с оборота неодинаков. В самом абстрактном виде его можно представить следующим образом. Если стоимость реализуемого предпринимателем товара составляет 1000 денежных единиц, а налоговая ставка для данного вида товаров равна 20%, то цена, по которой будет реализован данный товар, повысится на величину налога с оборота и составит 1200 денежных единиц, 200 из которых предприниматель обязан перечислить в государственный бюджет, но фактически налоговое бремя перекладывается на потребителя товаров и услуг, а в конечном счете по технологической цепочке — на население.
С 60-х годов многие страны стали отказываться от применения налога с оборота и переходить к налогу на добавленную стоимость. В России этот переход был осуществлен лишь в начале 90-х годов. Сегодня российские предприятия не платят налог с оборота, но платят налог на добавленную стоимость.
Добавленная стоимость — это рыночная цена объема продукции или работ, произведенных фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья, полуфабрикатов, материалов, комплектующих изделий, приобретенных у поставщиков, т. е. других предприятий.Налог на добавленную стоимость — один из видов налогов косвенных, взимаемый практически со всех товаров и услуг путем установления надбавки к цене или тарифу. В отличие отналога с оборота, которым облагается вся стоимость реализуемых товаров, объектом налогообложения в данном случае является только прирост стоимости на определенной стадии производства или реализации продукции — так называемая добавленная стоимость. Добавленная стоимость включает заработную плату, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления, прибыль, а также различные затраты на производство товаров, осуществляемые на данном предприятии. В добавленную стоимость не входят затраты предприятия на приобретение тех элементов производственного процесса, например материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, которые были произведены другими предприятиями. В цену реализуемой продукции входит общая сумма налога на добавленную стоимость, внесенная предпринимателями на всех стадиях продвижения товара к потребителю. Поэтому фактическая уплата налога на добавленную стоимость по технологической цепочке перекладывается на конечного потребителя, т. е. на население, хотя официальными налогоплательщиками являются предприятия производственной сферы и сферы услуг. Налоговые ставки могут быть дифференцированы по различным группам товаров и услуг: например, по группе товаров, именуемых предметами роскоши, они обычно выше; по группе товаров первой необходимости — ниже. Некоторые товары и услуги в силу определенных социально-экономических приоритетов могут освобождаться от уплаты налогов на добавленную стоимость. В большинстве развитых стран налог на добавленную стоимость составляет 10—20% от величины добавленной стоимости. По российскому законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридического лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную ииную коммерческую деятельность;
индивидуальные (семейные) частные предприятия включая крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары, работы и услуги;
международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.
При взимании НДС объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
При определении облагаемого оборота за базу принимается стоимость реализуемых товаров, работ, услуг, исчисленная: а) исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость; б) исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов (без включения в них налога на добавленную стоимость); в) исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.
Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:
10% — по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;20% — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Вновь обращаем ваше внимание на то, что налоговые ставки могут измениться к тому моменту, когда эта книга попадет в ваши руки.
Определение налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»: «Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения».
Механизм взимания НДС вы можете разъяснить школьникам на следующем простом примере.
Предприятие купило сырье на сумму 500 млн. рублей. Ставка НДС = 20%. Тогда НДС = 100 млн. рублей. Предприятие заплатило поставщикам сырья 500 + 100 = 600 млн. рублей.
Из сырья произвели продукцию на 800 млн. рублей. Это — себестоимость продукции. Договорились продать за 1000 млн. рублей (200 млн. руб. — прибыль предприятия). Договорная цена — 1000 млн. рублей — это и есть база налогообложения. Значит, НДС при ставке 20% составит 200 млн. рублей. И предприятие продает свою продукцию по договорной цене плюс НДС, следовательно за 1200 млн. рублей. Именно эта цена и указывается в счет-фактуре: цена — 1000 млн. рублей; НДС — 200 млн. рублей.
В бюджет государства предприятие перечисляет только 100 млн. рублей, так как из 200 млн. рублей нужно вычесть те 100 млн. рублей, которые наше предприятие перечислило поставщикам сырья в качестве НДС. Эти 100 млн. рублей в бюджет государства сдадут поставщики сырья. А наше предприятие, таким образом, выплачивает налог только за собственную добавленную стоимость, т. е. за те 500 млн. рублей, которые оно добавило к 500 млн. рублей стоимости купленного сырья. Заметим, что 100 млн. рублей налога, уплаченного поставщикам сырья, не включаются в базу налогообложения.
Обратите внимание, что у розничных продавцов налогом на добавленную стоимость облагается только торговая наценка, т. е. разница между розничной и оптовой ценой, а это и есть добавленная стоимость.
Таможенные пошлины — разновидность налогов косвенных, которыми облагаются товары, ценности и имущество, провозимые через таможенную границу определенной территории, и которые взимаются таможней соответствующей страны по ставкам, установленным для данной территории таможенным тарифом. Таможенной пошлиной могут облагаться товары, ввозимые, вывозимые и транзитные. По способу взимания различают адвалорные таможенные пошлины, исчисляемые в процентном отношении к цене товара, и специфические таможенные пошлины, исчисляемые в форме твердых ставок на установленную единицу товара (штуки, веса, объема, длины и т.д.). В зависимости от целей, преследуемых взиманием таможенных пошлин, последние подразделяются на фискальные, дающие доходы казне; покровительственные, или протекционистские, затрудняющие ввоз иностранных товаров в страну и ограждающие национальное производство от иностранной конкуренции; преференциальные, создающие благоприятные таможенные условия для одной или нескольких стран; антидемпинговые пошлины, препятствующие ввозу в страну товаров по бросовым ценам, и др.Закрепление изученного материала:
Выполнение практикума с. 105;
Выполните упражнения с. 106.
Домашнее задание
Прочтите рабочая тетрадь с. 102 – 105, тест с.108. изучите данные о бюджете Российской Федерации за 1912 год.
Задача. Текстильная фабрика «Ивановская ткачиха» закупила искусственного волокна на сумму 100 млн. рублей и красителей на сумму 20 млн. рублей. Из этих материалов она произвела ткани и договорилась о продаже этих тканей за 300 млн. рублей фирме «Материя первична!», владеющей сетью специализированных магазинов. Фирма «Материя первична!» через свои магазины пустила ткани в розничную продажу, установив торговую наценку в 50 млн. рублей.
Определите, какую величину налога на добавленную стоимость внесло в бюджет каждое из предприятий (завод по производству искусственного волокна, завод по производству красителей, текстильная фабрика и фирма «Материя первична!»), если налоговая ставка одинакова для всех этих предприятий и составляет 20%.
Решение.
1)Завод-изготовитель искусственного волокна продал свою продукцию по договорной цене 100 млн. рублей. Следовательно, величина НДС составит:
100 : 100 • 20 = 20 млн. рублей.
2)Завод — изготовитель красителей должен внести в бюджет:
20 : 100 • 20 = 4 млн. рублей.
Заметим, что во всех рассматриваемых случаях договорная цена не включает в себя величину НДС. Потому что именно эта цена является базой налогообложения. И только после того, как по этой базе определяется величина НДС, последний прибавляется к договорной цене и реальная купля-продажа осуществляется по цене, включающей налог на добавленную стоимость.
3)Текстильная фабрика договорилась о продаже тканей за300 млн. рублей. Следовательно, величина НДС, которую онаприсоединит к этой цене, составит:
300 : 100 • 20 = 60 млн. рублей.
Цена, по которой фирма «Материя первична!» купит ткани, составит:
300 + 60 = 360 млн. рублей.
Однако в бюджет государства текстильная фабрика перечислит только: 60 — (20 + 4) = 36 млн. рублей, что составляет 20% от добавленной ею стоимости:
(300 - 120) : 100 • 20 = 36 млн. рублей.
4)Фирма «Материя первична!» — розничный продавец. Значит, здесь налогом на добавленную стоимость облагается только торговая наценка, т.е. 50 млн. рублей. Следовательно, она перечислит в госбюджет:
50 : 100 • 20 = 10 млн. рублей, а продаст ткани за:
360 + 50 + 10 = 420 млн. рублей.
В окончательной сумме — 420 млн. рублей — заключены 100 + 20 + 180 + 50 = 350 млн. рублей произведенной всеми предприятиями добавленной стоимости, а также 20 + 4 + 36 + + 10 = 70 млн. рублей налога на добавленную стоимость.Обратите внимание, что вся сумма НДС в конечном счете была оплачена потребителями ткани.
Рис 7-4