Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности (5 класс) 
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа нравственного образования является и должна быть обязательным компонентом непрерывного общего среднего образования. 
Цель программы - постепенно и последовательно формировать нравственные и ценностные ориентации детей,  повышать статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими, моральных оценках, даваемых сверстниками себе и анализе поступков; воспитывать толерантное отношение к правам другого человека, к разнообразным           формам самовыражения и способам человеческой индивидуальности; формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей.Задачи программы:
Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственного поведения в социуме.
Научить приёмам и правилам ведения диалога, дискуссии, уважать себя, своего собеседника, родителей, заповедям нравственности.
Воспитывать у учащихся стремление стать культурным, организованным, вежливым, коммуникабельным, опрятным человеком.
подготовка человека, готового к полноценной жизни в современном обществе.
расширить представления учащихся о специфике человеческого общения,научить видеть себя со стороны, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях. 
учить грамотно и обоснованно излагать свои мысли, совершенствовать навыки общения;
 Человек живёт и развивается в обществе, отсюда вытекают дополнительные задачи, которые мы ставим через уроки нравственности. 
Это базовые социально-коммуникативные компетенции: развитие навыков взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи среди учащихся.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.
Программа «Уроки нравственности» предусматривает комплекс мер, которые обеспечивают защиту прав ребёнка на свободное нравственное развитие и обогащение. 
Чтобы стать нравственным человеком, необходима, прежде всего, огромная работа над собой. Основой воспитания и самовоспитания подрастающего поколения является школа, где молодые люди получают необходимое образование и нравственное развитие.
Уроки нравственности направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который и регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения. 
При организации занятий учитываются возрастные особенности детей. 
Ценностные ориентиры:
Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие».Режим работы:
По своему содержанию творческое объединение «Уроки нравственности» имеет  тематическое планирование в расчёте 1 час в неделю  (34 часа)
 Выделяются следующие направления:
1.Человек в обществе
2.Личные качества человека
3.Я и мои близкие
4.Культура  поведения.
5. Любовь к Родине.
При проведении занятий  целесообразно использовать различные методические приёмы: беседа и объяснение учителя, проблемные вопросы и задания, стимулирующие познавательную деятельность учащихся и позволяющие им задуматься над главной целью курса  – получение  общественного представления об облике и  назначении человека, как личности, его личных качествах и идеалах, их формировании. 
В процессе занятий  формируются понятие, что личное качества человека – это качества нравственные (или моральные). Отмечаем, что личные качества отражают индивидуальность человека, и проявляются в жизни каждого по-разному. И основная цель показать, что наше отношение к людям раскрывается в нашем поведении.
При этом используются следующие методы и формы проведения занятий.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
Наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
Практические (упражнения)
Формы занятий:
Беседа
Деловая игра
Ролевая игра
Практические занятия
Дискуссия
Конкурс рисунков
Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У ученика будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предполагаемые результаты. 
К концу обучения учащиеся должны иметь:  
•  Систему нравственных качеств и этическое сознание;  
•  Потребность в самовоспитании и саморазвитии;  
•  Чувство уважения к правам и обязанностям человека;  
•  Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;  
•  Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;  
•  Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;  
Тематическое планирование
№ п/п Раздел , тема занятия Кол-во часов
1. Вводное занятие.
Понятие нравственности. 1
Раздел I. Человек в обществе.
2. Общечеловеческие ценности. 1
3. Нравственный человек – это воспитанный человек. 1
4. Что мы знаем о себе? 1
5. Милосердие и сострадание к окружающим. 1
6. Толерантность – «единство разных». Раздел II. Человек и его лучшие качества.
7. Достоинства и недостатки человека 1
8. Мой внутренний портрет. 1
9. Добро и зло. 1
10. Терпение и труд – всё перетрут. 1
11. Честность и правдивость. 1
12. Порядочность и скромность. 1
13. Ответственность. 1
14. Верность слову и обещанию. 1
Раздел III. Я и мои близкие.
15. Моя семья: за что я её люблю? 1
16. Родословная семьи. 1
17. Семейные праздники и традиции. 1
18. Взаимопомощь в семье. 1
19. Об уважительном отношении к старшим. 1
20. Разговор о дружбе. 1
Раздел IV. Культура поведения.
21. Тон и стиль нашей речи в общении. 1
22. Правила приветствия и знакомства. 1
22. Культура поведения дома и в школе.  1
23. Культура поведения в общественных местах. 1
24. Урок-игра “Турнир воспитанных”. 1
25. Культура внешнего вида. 1
26. Гостеприимство. Умение встречать гостей. 1
27. Поведение в гостях. Как дарить подарки. 1
28. Правила поведения на каждый день. 1
Раздел V.  Любовь к Родине.
28. С чего начинается Родина? 1
29. Что такое Патриотизм? 1
30. Ими гордится Россия. 1
31. Игра  "Все о России" 1
32. Нравственное отношение к природе.  1
33. Я- друг и защитник природы. 1
34. Игра «Знай и люби природу!» 1
Содержание по разделам
Раздел 1. Человек в обществе.
Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе. Дела и поступки человека в окружающем мире.
Раздел 2. Человек и его лучшие качества.
Какие качества мы больше ценим в людях?
По каким свойствам характера мы оцениваем человека? Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни. «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла. Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности. Ответственность за своё поведение, дела и поступки. В чём проявляется ответственность? Ответственность за других людей. Перечислить группу возможных черт характера человека, по которым мы оцениваем его как личность положительную или отрицательную. Умение критически оценивать свои действия и поступки. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения. Стремление к самосовершенствованию. Нравственные ценности как форма моральных отношений общества, их виды.
Раздел 3. Я и мои близкие.
Кто они, близкие мне люди? Что от меня ждут близкие люди. Моя семья: за что  я её люблю? Я и мои близкие. Как я выбираю друзей? Почему ссорюсь с друзьями? Рассказать о своей семье. Как складываются отношения со взрослыми, с   младшими. Самые дорогие часы отдыха – семейный досуг. Любимые занятия моих родителей. За что я люблю свой дом? Семейные праздники – как они проходят в твоём доме? Уважение к людям. Точность и обязательность в делах. Нравственные обязанности в семье, по отношению к учёбе и работе, к друзьям и товарищам, к окружающим близким людям, к животным. Проблема товарищества и дружбы.
Раздел 4. Культура поведения.
Поведение. Определение поведения. плохое и хорошее поведение. Причины плохого поведения. факторы, влияющие на поведение человека в обществе. Поведение – основа общения. Нормы и правила, обязательные для всех. Правила культуры поведения. Навыки нравственного поведения. Систематика правил вежливости. Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым. Правила общения в классном коллективе.
Раздел 5. Любовь к Родине.
Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине. Отношение человека к природе.
Приложение.
Урок-игра «Все о России»
Целевая аудитория: обучающиеся 5 классов
Форма: игра-конкурс (аналог телевизионной викторины «Своя игра»).
Цели:
Развитие интереса у школьников к предметам география, биология, история, обществознание.
Формирование познавательной мотивации в обучении средствами современных интеллектуальных игр.
Задачи:
В рамках подготовки и проведения игры стимулировать учащихся к овладению различными видами познавательной деятельности: работа с текстом, документами, поиск информации в интернете, мозговой штурм и т.д.
В ходе проведения игры формировать у школьников такие качества, как коллективизм, ответственность, командный дух, сотворчество.
 Формирование нестандартного творческого мышления у учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор
Методические рекомендации, правила игры
В игре участвуют три команды, которые должны из приведенной ниже презентации выбрать тему вопроса и его стоимость. Право на ответ принадлежит той команде, которая первой поднимет табличку со своим названием. В случае правильного ответа команде засчитывается то количество баллов, которое соответствует стоимости вопроса, и команда так же получает право выбора следующего вопроса. Если дается неправильный ответ – такая же сумма должна быть снята со счета команды и право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. В игре есть подраунд «Кот в мешке»: данные вопросы должны быть переданы другой команде. Побеждает в игре команда, набравшая наибольшее количество баллов.
« Добро и зло»
Цель:
Развитие представления о понятиях: добро, зло, доброта, моральный поступок, 
бескорыстие. 
Задачи: 
1.  Пробуждать у детей стремление совершать добрые дела; 
2.  Развивать  умение  наблюдать,  анализировать,  обобщать,  оценивать 
поступок; 
Оборудование: 
1. Аудиофрагмент песни «Что такое доброта»   
2. Схема однокоренных слов к слову «добро»; 
3. Карточка  с текстом притчи «Два волка» у каждого на столе. 
4. Дидактические карточки с дифференцированными заданиями. 
5.  
Ход занятия. 
1.Организационный момент. 
2.Актуализация. 
Аудиофрагмент  песни «Приключения поросѐнка Фунтика». 
- О чѐм эта песня? 
- В чѐм смысл песни? 
- Это и есть первое слово нашей темы. 
- Назовите антоним слова «добро»? 
- О каких понятиях мы будем говорить на уроке? 
3.Постановка цели. 
Попробуйте сформулировать цель занятия. (Ответы детей)         
Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать добрые дела, добрые поступки. 
4.Основная часть. 
- Что такое доброта? 
-  А  сейчас  послушайте  стихотворение  Александра  Николаенко  и  ответьте  на 
вопрос: «Кого автор назвал идеалом доброты»? 
Ученик.  
В доме добрыми делами занята, 
Тихо ходит по квартире доброта. 
Утро доброе у нас, 
Добрый день и добрый час, 
Добрый вечер, ночь добра, 
Было доброе вчера.
И откуда спросишь, ты, 
Что от этой доброты, 
Приживаются цветы, 
Рыбки, ѐжики, птенцы? 
Я отвечу тебе прямо: 
Это — мама, мама, мама!!! 
Учитель: 
- Почему? 
- Какого же человека можно назвать добрым? 
- А только ли слова должны быть добрыми? 
-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте? 
 - Даша для вас приготовила стихотворение, которое должно стать для каждого 
из вас девизом жизни. 
 - Послушайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова. 
Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно,  
В любую минуту всегда. 
И если когда-то кому-то 
Поможет твоя доброта, 
Улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день 
Не напрасно был прожит, 
Что годы живѐшь ты не зря! 
- Скажите, какое понятие более широкое  «добро» или «доброта»? 
(Ответы учащихся) 
Мы много уже  сегодня говорили о доброте, а что такое «Добро»? (Добро – это нравственная  ценность,  которая  относится  к  человеческой  деятельности, образец поступков людей и отношений между ними)  
- Что такое нравственная ценность? 
-  Моральные,  добрые  поступки  связаны  с  каким  понятием?  Приведите 
примеры. 
 - Какое главное правило добрых поступков? (Бескорыстие) 
-    А  теперь  попробуйте  образовать  однокоренные  слова  к  слову  «добро». 
Попробуйте объяснить значение этих слов так, как вы их понимаете.  
 
70485102870желательный
00желательный
2638425102870та
00та
 
23945851060450078676510604500137350514605Добро
00Добро
  
1022985224155001769745300355002394585224155002691765170815сердечность
00сердечность
-5715170815соседство
00соседство
 
 
118300510795детель00детель 
Учитель: 
Как вы понимаете смысл пословиц: 
 Худо тому, кто добра не делает никому; 
Доброе слово и кошке приятно; 
Доброе дело само себя хвалит? (Ответы- рассуждения детей) 
 
Поговорим теперь о понятии противоположном добру. 
 - С какими цветами оно у вас ассоциируется? 
 - Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову? 
- Какие примеры проявления зла вы можете привести. 
- Должны ли люди бороться со злом? (Ответы - рассуждения) 
Учитель: 
- Ребята мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые 
(аморальные), потом сожалеем. Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему? (Ответы- рассуждения детей) 
Знайте, за души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла.  
Хотите знать как это происходит?  
Прочитайте  текст притчи. (У каждого на столе текст притчи)  
Притча о двух волках 
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. 
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. 
Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... 
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, 
верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: 
— А какой волк в конце побеждает? 
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: 
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 
- Каково ваше мнение? (Высказывания детей) 
 6. Закрепление. 
Перед  вами  три  карточки  разных  цветов.  Оцените  свои  знания  и    выберите карточку.  
Белая – я не многу знаю по этому вопросу. 
Желтая  - я достаточно хорошо владею данной темой. 
Зеленая – я отлично знаю данный материал. 
Белая.  
Вставьте подходящее по смыслу слово. 
Ни один  _____________________ человек не бывает  счастлив. 
Добро помни, а _____________________ забывай. 
Не одежда красит человека, а его ________________________ дела. 
____________________ словечко, что дождь в засуху. 
Спешите  делать ________________. 
Желтая. 
Соедини  стрелочками  данные  качества  с  соответствующими  понятиями 
«добро» и «зло» 
2226945139065ДОБРО
00ДОБРО
Мужество 
  Хитрость  
Хвастливость 
Лживость  
Скромность 
222694573660ЗЛО
00ЗЛО
Справедливость  
Совесть  
  Эгоизм  
Зависть   
Жестокость  
Честность   
Правдивость   
Зеленая. 
Объясни смысл пословиц. 
1.  Скромность украшает человека. 
2.  Рядом с добрым человеком всегда тепло.  
Итог.  
Подводя итог,  хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения. 
Все  слегка  вытяните  руки  вперед  ладонями  вверх    и  закройте  глаза. 
Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. 
Нарисуйте  в  своем    воображении  цветок  добра  и  хорошего  настроения. 
Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, 
ваше  тело,  вашу  душу.  От  него  исходит  удивительный  запах  и  приятная 
музыка.  И  вам  хочется  еѐ  послушать.  Мысленно  поместите  все  добро  и 
хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте,  как  добро  входит  в  вас,  доставляет  вам  радость.  У  вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас  обвевает  теплый,  ласковый  ветерок.  У  вас  доброе,  согревшее  душу настроение. 
Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. 
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, 
уходя  из класса.  Теплые  чувства  и  хорошее настроение будут  по-прежнему  с вами. 
А, напоследок, я хотела бы сказать вам,  дать напутствие.  
Стань добрым волшебником! 
Ну-ка, попробуй! 
Тут хитрости 
 Вовсе не нужно особой. 
Принять и исполнить 
Желанье другого –  
Одно удовольствие, честное слово!!!
"Дружбой дорожить умейте"
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. 
Задачи: 
1.  Закрепить и углубить знания учащихся о том, что такое дружба . 
2.  Развивать  у  учащихся  речь,  логическую,  мыслительную деятельность   
3.  Воспитывать стремление быть доброжелательными, понимающими 
друг друга. 
Ход занятия: 
1.Организация начала занятия 
2. Введение в тему занятия 
Учитель: 
 Прослушайте куплет песни. ( Звучит куплет из песни « Дружба крепкая»). 
- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш классный час.(Ответы детей). Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, общем отдыхе , вообще в совместной жизни народ усматривал силу. Я сегодня предлагаю продолжить разговор о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно. 
3.«Модель дружбы» 
– Что значит дружить? (ответы детей) 
– Кого называют другом? 
– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом. 
– Какого она цвета? 
– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный) 
– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный) 
– А если ее потрогать, то какая она на ощупь? 
– С какой погодой связывается дружба? 
– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе? 
– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге. 
Учитель: 
Да, согласна с вами, ребята. 
Слово ― дружба ― по своему значению тесно связано с таким понятием, как 
родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь , сходство 
чувств , переживаний. 
А  сейчас  давайте,  выполним  интересное  упражнение  «Закончи 
предложение»,  я  буду  называть  часть  предложения,  а  вы  будете Настоящий друг – это тот… 
Друзья всегда… 
Я могу дружить с такими людьми, которые… 
Учитель:  
-Каким бы вы хотели видеть своего друга? 
Из ваших ответов можно   сделать вывод, что от друга требуется немного: 
понимание,  доброта,  отзывчивость.  …  Немного?  Но  подумайте,  сколько 
разных составляющих включаем мы в это понятие. 
От друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту. 
К другу идут с радостью – он разделит ее с вами . Друг поймет ваши заветные мечты , сохранит ваши тайны . 
 14 
 
Настоящий друг – это тот… 
Друзья всегда… 
Я могу дружить с такими людьми, которые… 
Учитель:  
-Каким бы вы хотели видеть своего друга? 
Из ваших ответов можно   сделать вывод, что от друга требуется немного: 
понимание,  доброта,  отзывчивость.  …  Немного?  Но  подумайте,  сколько 
разных составляющих включаем мы в это понятие. 
От друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту. 
К другу идут с радостью – он разделит ее с вами . Друг поймет ваши заветные 
мечты , сохранит ваши тайны .  
Учитель: 
4.А сейчас проведем с вами пальчиковую гимнастику. 
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. 
(соединять пальцы в «замок») 
С вами мы подружим маленькие пальчики. 
(касание кончиков пальцев обеих рук)  
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. 
(парное касание пальцев от мизинцев)  
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. 
(руки вниз, встряхнуть кистями)  
Учитель: 
-Но  можно  ли  представить  друга  завистливым?  Какие  еще  слова  не 
совместимы с понятием ― дружба ―? 
(Ответы детей) 
Да,  я  согласна  с  вами,  ребята.  Друг  не  может  быть  злобным  и 
самовлюбленным. Также не соединяются с понятием  ―дружба‖ жадность и 
хвастливость,  тщеславие  и  зазнайство,  мелочность  и  черствость  .  Друг  – 
это всегда серьезно . Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. 
Как  я  уже  говорила,  нет  народа,   у  которого  не  было  бы  пословиц  и 
поговорок о дружбе. 
4.Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте: 
1.  Все за одного, а один за..( всех ). 
2.  Семеро одного…(не ждут). 
3.  Один в поле…(не воин). 
4.  Старый друг лучше..( новых двух ) 
5.  Нет друга – ищи, а нашел –… 
     ( береги). 
6.  Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей). 
7.  Друг познается …(в беде). 
8.  Без беды друга …(не узнаешь).  
 Учитель: 
Молодцы, ребята. Отлично справились . Видите как много пословиц сложил  
народ о дружбе, и это только малая часть . 
А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:
 Дружба, что стекло: расколешь – не соберешь. 
(Разбитое стекло уже не вставить в окно. Если обидишь друга , то можешь потерять его навсегда.) 
Трусливый друг опаснее врага.  
( Врага опасаешься, а на друга полагаешься, трусливый друг в трудную минуту может испугаться и подвести.) 
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
Учитель: 
-А теперь послушаем стихотворения о дружбе: 
 Ученик 1 
 Дружба- это свет и радость, 
Это песни, игры и мечты. 
Дружба – это краски радуги, 
Дружба – это я и ты. 
 Ученик 2 
Если б люди не дружили, 
Как бы мы на свете жили? 
Ведь без дружбы с давних лет 
Ничего на свете нет! 
Учитель:  
- А сейчас поиграем! 
 Игра «Закончи предложение» – Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется) 
– Я сержусь на друга, когда… 
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело) 
– Я грущу, когда… (друг уезжает) 
– Я доволен другом… 
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо) 
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться) 
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг) 
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет) 
– Я доверяю другу во всем 
Рефлексия  
- О чѐм мы с вами говорили ? 
- Что больше всего запомнилось? 
Чтение детьми стихотворения  про  друга. 
Друг разделит боль и  радость.  
Друг поддержит и спасѐт.  
С другом - даже злая слабость. 
Вмиг расставит и уйдѐт. 
Верь, храни, цени же дружбу. 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. 
Ведь дружба- это ценный дар.