Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности». для 2 класса



Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»,
Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа рассчитана на 34 учебных недели (34 часа в год, 1 учебный час в неделю)

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Формирование личностных УУД на этапах образовательно-воспитательного процесса:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Формирование коммуникативных УУД:
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
. Научить правилам поведения на дне рождения.
Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Содержание программы
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Формирование личностных и коммуникативных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность воспитательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Учебно-тематический план

п/п Наименование разделов и тем. Кол-во
часов дата
Раздел №1
Культура общения 9 1 Этикет разговора. 1 2 Обращение к разным людям. 1 3 Обращение к разным людям. 1 4 Вежливый отказ, несогласие. 1 5 Этикетные ситуации. 1 6 Этикетные ситуации. 1 7 Афоризмы. 1 8 Разговор по телефону. 1 9 Играем роль воспитанного человека. 1 Раздел № 2
Самовоспитание 7 10 Что значит быть вежливым? 1 11 Мои достоинства и недостатки. 1 12 Мои достоинства и недостатки. 1 13 Большое значение маленьких радостей. 1 14 О хороших и дурных привычках. 1 15 О хороших и дурных привычках. 1 16 Афоризмы о самовоспитании. 1 Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности 10 17 Заповеди: как мы их исполняем. 1 18 О сострадании и жестокосердии. 1 19 О сострадании и жестокосердии. 1 20 Лгать нельзя, но если...? 1 21 Лгать нельзя, но если...? 1 22 Всегда ли богатство счастье? 1 23 Всегда ли богатство счастье? 1 24 Спешите делать добро. 1 25 Спешите делать добро. 1 26 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя? 8 27 «Как сердцу высказать себя?» 1 28 В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 29 В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 30 «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1 31 «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 1 32 Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 33 Афоризмы. 1 34 Чему мы научились на уроках этики. 1 Список литературы:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1—4 классов / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.) — М.: Новый учебник, 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 кл. (Э.П. Козлов, автор-руководитель работы). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.
Азбука нравственности. 2 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П. Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В. Михалкова — М.: Новый учебник, 2007.