Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
Интегрированные уроки в начальной школе, как способ активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовки младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности. (2 слайд)
Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в начальной школе рассмотрена недостаточно. Зато в практике школы мы можем наблюдать довольно положительное ее применение в виде интегрированных курсов и интегрированных уроков. Но если разработкой курсов должен заниматься творческий коллектив, то проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.
Интеграция, на мой взгляд,- процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Интеграцию обучения сегодня пытаются внедрить прежде всего на его первом этапе – в начальной школе. Сущность интеграции многокомпонентного содержания начального образования заключается в том, что она дает возможность ребенку воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально, поэтому целью будет:
3 слайд
По существу, интеграция обучения имеет целью уже в начальной школе заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон.
Функции интеграции (4 слайд)
Методологическая.
Формирует у учащихся современные представления изучаемых дисциплин.
Образовательная.
Способствует усвоению учащимися определённой системы знаний, формированию на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков.
Развивающая.
Развивает познавательную активность, преодоление инертности мышления, расширяет кругозор.
Воспитывающая.
Воспитывает умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Конструктивная.
Совершенствует содержание учебного материала,
методов и форм организации обучения.
Когда мы сейчас работаем по новым образовательным стандартам, то мы особое внимание уделяем межпредметным связям.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьник.
Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединенного вокруг одной темы.
Целью уроков, построенных на интеграции содержания должны быть разностороннее изучение определенного объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определенную систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала дает возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний.
5 слайд:
При составлении интегрированного урока нужно учитывать:
Цель урока. (Необходимость сокращения сроков изучения
темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся,
перераспределение приоритетов и т. п.)
Подбор объектов. (Источники информации, которые бы
отвечали целям урока.)
Определение системообразующего фактора. (Нахождение
основания для объединения разнопредметной информации.)
Создание новой структуры курса. (Изменение
функционального назначения знаний.)
Переработка содержания. (Разрушение старых форм,
создание новых связей между отдельными элементами
системы.)
Особое значение для активации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированным вопросом. Однако применительно к урокам в начальной школе, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию.
В целом интегрированный урок лучше смотреть на практике, но у нас не представляется такой возможности и поэтому я сейчас приведу некоторые примеры заданий, которые можно использовать на уроках.
6 слайд
Фонетические загадки:
Черемуха или Каштан? Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку. Кто из них прописал вместо лекарства игры с друзьями?
В имени доктора 2 слога. Дети не только разделят слова на слоги, но и урок можно связать со знаменитой сказкой Джани Родари «Чипполино»
Белка или барсук?
Кто из них зимой впадает в спячку?
В слове отгадке ударный слог второй.
Налим или сом?
У какой рыбы нет чешуи. В слове отгадке все согласные звуки звонкие.
Твист или вальс?
Что танцевала девочка Пеппи Длинныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами.
В названии танца букв больше, чем звуков.
Кролик или Пятачок?
Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует?
В имени –отгадке все согл. звуки глухие.
7 слайд
На уроках природоведения мы решаем задачи, которые можно связать с природными зонами.
8 слайд
На уроках русского языка и математики можно использовать задания по окружающему миру.
9 слайд
Очень актуально в наше время многие задания связывать с жизнью, с окружающей действительностью.
10 слайд
На уроке русского языка по теме «Правописание окончаний имен существительных в Д. п.» в конце урока дети сочиняли стихотворение, в которое вставляли сущ. В Д.п.
Детям очень нравятся уроки нетрадиционной формы: уроки-сказки, путешествия, КВНы, театрализированные представления.
Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников. При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.
Послушай- и ты узнаешьПосмотри- и ты поймешь,
Сделай- и ты научишься.
Когда на уроке дети не только слушаю, смотрят, но и делают сами, такие уроки я считаю, самые нужные и эффективные.
15