Статья Проектная деятельность на уроках английского языка


Статья на тему: «Проектная деятельность на уроках английского языка»
Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования,
системно-деятельностный и компетентностный подходы, наконец, проектная деятельность школьников. Изучение сайтов показывает, что нет ни одного школьного сайта, где не упоминалась бы проектная деятельность школьников. Применение проектной технологии особенно актуально на старшей ступени обучения иностранному средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности. Но работа над проектом также содержит и определенные трудности.
Как показывает моя практика, не всегда учащиеся готовы осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых. Для успешного использования проектной технологии при обучении иностранному языку требуется соблюдение определенных требований. А.Н. Щукин выделяет следующие требования:
1. Наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности):
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования ; Технологией осуществления проекта предусмотрено 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Каждый из этапов преследует решение определенных задач и подразумевает взаимосвязанные действия учителя и учащихся. При организации проектной деятельности важная роль отводится учителю, поскольку деятельность преподавателя на разных этапах меняется.
На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи создания проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На основном этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. Следовательно, на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
В разных источниках существуют различные рекомендации по оцениванию проектов. Чаще всего предлагается оценивать проекты по следующим критериям:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации, устного сообщения, письменного отчета, обеспечение объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход к подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов;
Ясно, что приведенный список является избыточным, особенно для наиболее простых проектов. Но, на наш взгляд, крайне важно само по себе наличие перечня возможных критериев. Он показывает множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта.
Часто проект может быть оценен в формате «да/нет» (зачет/незачет), в других случаях может быть выбрана «длинная» шкала, поскольку она удобнее, чем обычная, пятибалльная система. Итоговая оценка может складываться из дифференциальных оценок, вычисляться как среднее
арифметическое. Можно использовать и оценочный профиль, при котором выставляется несколько оценок (по разным критериям). Этот прием удобен в том случае, если критерии оценки проектов остаются неизменными и сохраняется проектная группа. Еще одно обстоятельство, затрудняющее процедуру оценивания, это то, что проект выполняется группой. Следовательно, и оценка за проект должна выставляться группе. При этом ясно, что степень участия членов группы в общей работе неодинакова. Здесь нет единственно правильных решений, поскольку дифференцированные оценки отдельным членам группы неизбежно приведут к конфликтам, а выставление общей оценки – к несправедливым наградам и поощрениям. Избежать этой проблемы можно при использовании индивидуальных проектов. Но это недостаточное обоснование отдавать им преимущество. Таким образом, ясно, что критерии, формат и субъект оценивания выбираются каждый раз применительно к ситуации, в которой развертывается проектная деятельность.
Итак, успешное внедрение и использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе неосуществимо без знания установленных требований и особенностей организации этапов проектной деятельности со стороны квалифицированного учителя-профессионала, его готовности к преодолению различного рода трудностей, возникающих при выполнении проекта. Подготовленные в связи с установленными требованиями проекты могут выступать эффективным средством при решении различных задач в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку.
Библиографический список:
1. Бим, И.Л. Основные направления организации обучения иностранным
языкам на старшей ступени полной средней школы [Текст] / И.Л. Бим // Иностр.
языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.
2. Борисова, Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной
школе [Текст] / Р.Г. Борисова // Иностр. языки в школе. – 2007. – № 8. – С. 31-35.