Статья Проектная деятельность на уроках английского языка
Дарья Александровна Овчинникова,
Учитель английского языка
МКОУ «Гимназия №25» городского округа Ревды
Проектная деятельность на уроках английского языка
Целью образования на сегодняшний день становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Этой цели соответствует метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Проектная деятельность для школьников – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Метод проектов (технология проектов) — это одна из технологий в обучении, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса.
Таким образом, метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность обучающегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.
Ценность метода проектов состоит в том, что он реализуется в деятельности. Учащиеся работают над проектом в группе. Только личная заинтересованность их в получении результата и положительная мотивация могут поддержать самостоятельность ребенка. Не менее значимым является, также и то, что у учащегося расширяются способы работы с источниками информации: поиск, сбор, анализ, представление, передача информации, моделирование (в том числе и компьютерное), проектирование, рефлексия, самообучение.
Для педагога проектная деятельность – это способ организации работы с различными группами учащихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения (от репродукции к творчеству).
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся – умение работать в коллективе, принимать ответственные решения, анализировать результаты деятельности.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовка - определение темы, уточнение целей, исходного положения, выбор рабочей группы. Подготовка осуществляется на первом занятии.
Планирование – анализ проблемы. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.
Исследование – сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.
Обсуждение результатов – подготовка доклада; анализ информации, обсуждение вариантов презентации полученного материала.
Рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.
Презентация (защита проектов) – предоставление отчета, оценка и анализ результатов проекта. Демонстрация результата (продукта) работы над проектом, коллективная защита проекта.
Таким образом, только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты необходимые результаты. Обучающиеся в процессе работы над учебным проектом постигают реальные процессы, объекты и т.д. Она основывается на проживании конкретных ситуаций, приобщение ребенка к проникновению в глубину явлений, процессов, конструированию новых объектов, процессов и т.д.
Реализация проектной деятельности основывается на совместной деятельности педагога и обучающихся. Педагог выполняет второстепенную роль при реализации проекта. Он помогает, направляет и корректирует деятельность обучающихся. В свою очередь учащиеся самостоятельно работают над проектом, ищут разнообразные пути решения проблемного вопроса и источники, с помощью которых можно получить необходимую информацию.
При проведении проектной работы перед учителем может возникнуть ряд проблем:
1. Организационные. Проекты создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д.
2. Мониторинг. Необходимо знать, что делает обучающийся за пределами класса. Но, с другой стороны, проект - это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.
3. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью обучающегося, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски, и т.д.
4. Трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом.
Рассмотрев проблемы, с которыми может столкнуться педагог при планировании, организации и реализации проекта нельзя забывать и о проблемах, с которыми могут столкнуться дети в ходе реализации проекта:
- при постановке ведущих и текущих целей и задач;
- при поиске путей их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
- при осуществлении и аргументации выбора;
- при самостоятельных действиях;
- при сравнении полученного с требуемым;
- при корректировке деятельности с учетом промежуточных результатов;
- при объективной оценке деятельности и результата проектирования.
Таким образом, метод проектов требует от учителя прежде всего желания заниматься новым видом деятельности, погружения в проблему, умения руководить творческим поиском детей, умения принять альтернативные пути решения.Список литературы:
Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе.-2007.-№4.- С.60-65.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.