ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
В.А. КолмаковаФакультет психологии, IV курс
(очная форма обучения)
Научный руководитель – Н.А. Бабушкина
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
К моменту окончания школы девушки и юноши с задержкой психического развития (ЗПР) из многих воображаемых, фантастических профессий должны определить наиболее реальные и приемлемые для себя варианты.
На основе оценки своих способностей и возможностей, содержания профессии в целом, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши с ЗПР прежде всего должны самоопределиться в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.
Таким образом, для старшеклассников актуальным является учебно-профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Известно, что подросткам с ЗПР характерно отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического), свойственны затруднения в процессе восприятия. Их характеризует недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса [4].
Часто при выполнении заданий внеучебного характера старшеклассники с задержкой развития обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, которое необходимо для успешного решения поставленной перед ними задачи. Испытав малейшую трудность такие дети отказываются от выполнения поставленной задачи. Подростки с нарушение развития испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения старшеклассников с задержкой психического развития, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
По мнению Е. А. Климова, ведущего российского психолога в области психологии труда и профориентации, существует восемь углов ситуации выбора профессии [2]:
1. Позиция старших членов семьи;
2. Позиция сверстников;
3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя;
4. Личные профессиональные планы;
5. Способности;
6. Уровень притязаний на общественное признание;
7. Информированность;
8. Склонности.
Безусловно, что все вышеперечисленные пункты оказывают непосредственное влияние и на подростков с задержкой психического развития. Им важно мнение родителей, равно как и учителей, которые могут дать совет и помочь в раскрытии своих склонностей, способностей, возможностей. Одним из целеполагающих моментов в их жизни является определение своих личных жизненных планов, ведь именно от этого будет завесить их бедующий путь.
Важно заметить, что процесс профессионального самоопределения включает развитие самопознания и самооценки, а это, в свою очередь, необходимые условия осуществления личностного подхода к выбору профессии старшеклассника с ЗПР.
Важно дать понять старшеклассникам с ЗПР необходимость выбора того вида деятельности, который соответствовал бы пониманию их собственных возможностей, ведь в большинстве случаев понимание собственных возможностей у подростков с ЗПР не адекватно.
Объективно и полно оценить себя старшеклассники с ЗПР не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот [3].
Для старшеклассников-выпускников с ЗПР выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в широком спектре профессий, представленных в современном обществе. У подавляющего большинства юношей и девушек подросткового возраста с задержкой развития нет общих знаний о себе, о своей личности, о приоритетных профессиях для себя, поэтому им трудно разобраться в присущих им интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений [3].
Всё это дает право утверждать, что психологическая помощь как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии необходимо старшеклассникам с ЗПР.
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся школы VII вида. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приведет подростков с ЗПР к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Таким образом, профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности старшеклассника с ЗПР в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет подростку найти область деятельности для полной реализации. Будучи устремленными в будущее старшие школьники с ЗПР должны четко понимать, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
Литература:
1. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2012.-№ 5. - С.40 - 45.
2. Климов, Е.А.Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М., 2012. – 263с.
3. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2011. – 340с.
4. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2012. – 461с.
5. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2011. – 279с.