СПЕЦИФИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(НА ПРИМЕРЕ 2 КЛАССА)
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ пп Наименование разделов Стр
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 Специфика составления программы учебного предмета «Математика» обучающихся с задержкой психического развития (на примере 2 класса)
…. 6
1.1. Понятие и структура рабочей программы……………………. 6
1.2. Характеристика основных разделов рабочей программы…... 12
Выводы по главе 1……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. Разработка и составление рабочей программы учебного предмета «Математика»……………….. 26
2.1. Рабочая программа учебного предмета «Математика» для детей с задержкой психического развития……... 26
2.1.1. Пояснительная записка к рабочей программе……………….. 26
2.1.2. Общая характеристика учебного предмета…………………... 30
2.1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане………. 37
2.1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………... 38
2.1.5. Содержание учебного предмета………………………………. 41
2.1.6. Календарно-тематическое планирование…………………….. 50
2.1.7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………………………… 50
2.1.8. Планируемые результаты изучения предмета……………….. 51
Выводы по главе 2……………………………………………. 56
Заключение……………………………………………………. 58
Литература……………………………………………………… 59
Приложение (дано в отдельном файле)
ВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать этот факт.
Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.
Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Проблема трудности обучения детей с ЗПР стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем настоящего времени.
Цель работы: изучение основных параметров рабочей программы образования детей с ЗПР по учебному предмету «Математика» и ее разработка.
Задачи:
Изучить особенности образовательных потребностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста;
Раскрытие понятия и структурных элементов рабочей программы;
Изучить задачи, условия и принципы реализации рабочей программы для детей с ЗПР в начальной школе;
Разработать рабочую программу образования детей с ЗПР в начальной школе
Объект исследования: рабочая программа учебного предмета «Математика» по образованию детей с ЗПР
Предмет исследования – процесс изучения структурных элементов и содержательных частей рабочих программ учебного предмета «Математика» (на примере 2 класса).
Гипотеза исследования. Содержание рабочей программы учебного предмета «Математика» обучающихся с задержкой психического развития имеет свои особенности в отличие от рабочих программ, составленных для нормально-развивающихся детей. Специфика ее содержания обусловлена психолого-педагогическими особенностями детей с ЗПР, выражается в системном применении коррекционных приемов в процессе всего обучения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
– культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
– теория, полагающая развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.;
– теория, рассматривающая развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3.Фрейд, Ж. Пиаже и др.);
– теория деятельности С.Л. Рубинштейн, системно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева;
– развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
– теоретические основы отечественных дефектологов, методические разработки индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и организации коррекционной работы, взаимосвязь развития и обучения, а также нормативно-правовые акты в области образования и нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие.
Теоретическая значимость: изучены методологические основык разработке основных образовательных программ начального общего образования, выявлены особенности к составлению адаптированных программ обучающихся с задержкой психического развития.
Практическая значимость: подходы к разработке рабочих программ начального общего образования по предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития могут служить основой для разработки других рабочих программ предмета (курса).
Методы исследования: теоретические (ознакомление с психолого-педагогической, научно-методической литературой), эмпирические (анализ основных и адаптированных образовательных программ начального общего образования, документации, выписки из протоколов ПМПК, наблюдения, опрос, мониторинг, качественный и количественный анализ), логический анализ результатов исследовательской работы.
Новизна и практическая значимость заключается в том, что данный курсовой проект будет полезным для работающих учителей в условиях инклюзивного образования при составлении рабочих программ по предметам и курсам.
База исследования: исследование проводилось в рамках учебной деятельности МОБУ СОШ с Языково при обучении детей 2 класса с задержкой психического развития.
Структура выпускной (проектной) работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА I
СПЕЦИФИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(НА ПРИМЕРЕ 2 КЛАССА)
1.1. Понятие и структура рабочей программы
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС к минимуму содержания, уровню подготовки обучающихся и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения. Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
– примерных программ по учебным предметам и материалам авторского УМК (учебников, имеющихся в федеральном перечне и авторских программ к линии учебников);
– требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО конкретного образовательного учреждения;
– программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения.
Определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.·е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения.
Рабочая программа, как и примерная программа, составляется на ступень (уровень) обучения иможет быть как единой для всех работающих в данной школе учителей, так и индивидуальной.
Рабочая учебная программа, представляющая информацию о дисциплине (курсе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества образования.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации. Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии ФГОС обучающихся с ОВЗ должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Однако, согласно письму департаменту государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности так же должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
Таким образом, программы отдельных учебных предметов и курсов входят в содержательный раздел АООП и ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования.
Учитывая выше сказанное, рабочая учебная программа является своеобразным путеводителем, в первую очередь, для обучающихся и их родителей.
Как нормативный документ рабочая программа определяет объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по предмету. Цель рабочей учебной рабочей программы–планирование, организация и управление учебным процессом по конкретной учебной дисциплине в аспекте требований ФГОС общего образования.
Задачи рабочей учебной программы– конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательной организации и контингента обучаемых.
Основными требованиями к содержанию рабочей программы являются:
1. Соответствие требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения АООП НОО.
2. Четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса).
3.Реализация принципов системно-деятельностного дифференцированного подходов в отборе программного материала.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности
4. Единство и логическая преемственность элементов содержания программы.
5. Учет межпредметных связей, обеспечивающий формирование у обучающихся ценностно-смысловой картины мира.
6. Региональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины.
7. Мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.
8. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися личностных, предметных и метапредметных (регулятивные, коммуникативные, познавательные) результатов основного общего образования.
Особенность составления рабочих программ связана с образовательными потребностями обучающихся с задержкой психического развития. Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические для отдельной группы детей.
К общим потребностям относятся:
–выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
–обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
– получение специальной помощи средствами образования;
– психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
– психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
– расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с задержкой психического развития характерны следующие специфические образовательные потребности:
– наглядно-действенный характер содержания образования;
–упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
– специальное обучение «переносу» сформированных знанийи умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимостьпостоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
–обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамикипсихических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
–использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
– стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
–специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
–специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
– специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
–специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
1.2.Характеристика основных разделов рабочей программы
1.Пояснительная запискаподводит к раскрытию целей и задач освоения учеником содержания программы через конкретизацию общие целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Для этого в Пояснительной записке даются ссылки на нормативные документы, на основе которых будет осуществляться обучение, и указывается в рамках какой системы учебников или какой завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы; выявляется связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся.В пояснительной записке указываются сведения об используемой программе: наименование, автор или составитель, год издания, цель обучения; кратко обосновать причины выбора программы; особенности её реализации в конкретной общеобразовательной организации.
Источники: 1. ФГОС. Предметныерезультаты освоенияосновнойобразовательнойпрограммы основногообщего образования. [Соответствующийпредмет] 2. Программы УМК попредмету.
В тексте пояснительной записки указываются:
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели,задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений
В цели предмета конкретизируются конкретные цели образования с учетом специфики учебного предмета, т.е., в цель предмета закладывается перечень всех академических и жизненных компетенций, на формирование и/или развитие которых направлен данный предмет.
ФГОС предусмотрены два компонента компетенций:
Академический» компонент, т.е., накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Академические достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
Компонент жизненной компетенции– овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач, устанавливает межпредметные связи, для каких предметов является базой; целесообразно отметить, как они могут быть реализованы);включает описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализаций части, формируемой участниками образовательного процесса.
В данном разделе кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников, дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС, ПрАООП, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемыми после завершения изучения курса. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми.
Необходимо:
- отражение расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения регионального (национально-регионального) компонента;
- обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т. д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений;
- общая характеристика учебного процесса: формы, методы и средства обучения, технологии. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе;
- обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы;
- логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном планепредполагает распределение часов по классам на изучение предмета, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В данном разделе описывается к какой части относится предмет (к обязательной части или к части, формируемой участниками образовательного процесса). На каких знаниях школьной программы базируется изучение данного предмета, что изучалось раньше и требуется для освоения данного предмета. Сопряженно с какими предметами изучается данный предмет, что изучается параллельно, в том же классе, и требуется для освоения данного предмета).
Главное, указывается, какие требования предъявляются к уровню обучающихся для изучения содержания данного предмета, например, «Русский язык». Здесь, согласно требованиям ФГОС, важна преемственность. Например, для изучения содержания предмета «Русский язык» в первом классе, согласно ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» является фундаментом, основой (см. ФГОС ДО, где из пяти образовательных областей (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие) (какая область является основой, фундаментом для отдельных предметов?). В первую очередь, «Речевое развитие»! Открыв ФГОС ДО, читаем: «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Эти требования являются основанием для выявления уровня зоны актуального развития, т.е., констатация фактов (педагогическая диагностика). Этот раздел будет служить основой для разработки коррекционной программы на уроках русского языка. Параллельно на уроках будем формировать то, что является предметом коррекции пробелов знаний. Они у ребенка должны были сформированы еще на уровне дошкольного образования, но не сформированы, или сформированы недостаточно, или не сформированы отдельные структурные элементы (к примеру, фонематический слух и т.д.). В рамках коррекционной программы ключевыми моментами будут эти несформированные или не до конца сформированные элементы речевого развития). При коррекции тех или иных высших психических функций включаем все анализаторы у ребенка (слуховые, зрительные, тактильные и т.д.).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курсаконкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
показывается связь программы учебного предмета с программой развития универсальных учебных действий (программой формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ для 1-2 вариантов образования лиц с ОВЗ планируются универсальные учебные действия, т.е., личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета).Для обучающихся по 3-4 вариантам планируются базовые учебные действия, т.е., личностные и предметные планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с ОВЗ компонентом жизненной компетенции. Коррекционные цели и задачи урока также преследуют личностные и предметные результаты освоения при формировании академических и жизненных компетенций: например, коррекция высших психических функций: развитие и формирование восприятия (зрительного, слухового, тактильного и т.д.), памяти (их процессы: запоминания, сохранения, воспроизведение, узнавания), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках и т.д.).
Предметные результаты освоения учебного предмета включают освоение обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, предмета, курса, готовность их применения в повседневной жизни, т.е., связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности). Их необходимо перечислить конкретно в рамках учебного предмета.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
5. Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы должно быть структурировано, выделены разделы, темы, подтемы в соответствии с тематическим планом. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца. Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова). Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование. Текст программ должен быть точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающих двоякого толкования; ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво; кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.
При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
-название темы;
-необходимое количество часов для ее изучения;
-темы практических и лабораторных работ.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
С целью создания условий для эффективной реализации программы, определения оптимального использования технологий, методов, форм, приемов и средств обучения, каждый учитель разрабатывает свой календарно-тематический план. Календарно-тематическое планирование согласовывается заместителем директора по УВР и утверждается руководителем образовательного учреждения.
Данный блок программы дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса).
Календарно-тематический план должен быть конкретным. В нем должны найти отражение такие разделы, как: - название или тема раздела, номер урока, тема урока, требования к уровню подготовленности обучающихся, дата проведения занятий, примечание или индивидуальная работа, или самоконтроль, либо контрольная работа, т.е., диагностический раздел.
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
В данном разделе указываются основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.В рабочей учебной программе должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы и другие источники по предмету.
Для проведения урочных занятий необходимо наличие мультимедиа средств (проектор, ноутбук и др.), свободный вход в базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы, программы пакета Windows (PowerPoint, Paint, MovieMaker) для подготовки докладов, создания презентаций, роликов:
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В данном разделе прописывается о том, что в результате изучения курса обучающийся «научится» или «получит возможность научиться», приобретёт умения анализировать основные понятия , определять этапы развития ,понимать вопросы и адресовать вопросы другим; использовать, применять способы, решать, проводит, пользоваться, владеть культурой
Особое место в программе отводится формированию универсальных учебных действий.
Уровень сформированности умений, знаний и владений подвергаются контролю знаний обучающихся. Цель системы контроля – обеспечение объективности и оценки знаний обучающихся путем разработки и установления стандартных критериев, а также процедуры оценивания. Система контроля должна быть направлена на выявление уровня сформированности академических и жизненных компетенций.
Основными типами или формами контроля знаний обучающихся являются: текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль – контроль самостоятельной, домашней работы обучающихся (т.е., в процессе практических занятий) по изучению содержания учебного предмета и проводится в сроки, определенные календарным тематическим планом.
Цель текущего контроля – проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, уровня сформированности компетенций и определить необходимость введения изменений в содержание общих и специальных (коррекционных) методов обучения.
В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов по отдельным разделам учебного предмета, работа с дополнительной литературой, умении, навыки и владения индивидуальных и групповых работ (например, презентаций), овладение практическими навыками исследовательской работы и т.д.
Форма текущего контроля может быть как устная, так и письменная. Виды текущего контроля: индивидуальный или групповой опрос; контрольная работа; индивидуальная или групповая презентация (в виде выполненного задания), анализ проблемных, жизненно важных ситуаций, данной в виде текстового, графического или устного материала, видеофильма, либо анализ вариантов решения проблемы, выбор оптимального варианта...); расчетные задания, тесты, подготовка эссе, рефератов, деловые игры, защита выполненных заданий и др.
Виды и оценку домашней, самостоятельной работы, а также текущий ее контроль по предмету определяет учитель.
Оценка работы осуществляется учителем самостоятельно по 5-балльной (по 100 или 10 балльной системе), по уровням (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), но не менее 40% от общей итоговой оценки.
Промежуточный контроль – зачет или экзамен в устной или письменной форме по части или разделу изучаемого предмета в середине учебного года (может быть после изучения конкретного раздела или в конце первой четверти, 2 четверти, 3 четверти, 4 четверти), либо после каждого класса.
При выполнении практических заданий у обучающихся могут возникнуть вопросы. Задать их можно учителю, но получение ответа может потребовать некоторого времени. До решения промежуточной задачи продолжить освоение материала будет невозможным. Это тормозит процесс обучения. В части промежуточного контроля учитываются посещаемость (пропущенный урок должен быть отработан обучающимся), ответы на вопросы в процессе урока, самостоятельная практическая работа на уроке, сдача домашних и контрольных работ, тестов и т.д.
Итоговый контроль – контроль знаний, умений и владений обучающихся после завершения курса по предмету в форме экзамена, зачета, контрольных работ и т.д.
Итоговый контроль содержит теоретическую и практическую части контроля в конце 4-ой четверти. Теоретическая часть контроля может осуществляться в виде тестов (по тестовым задачам). Практическая часть контроля должна быть направлена для решения практических, жизненно важных, проблемных задач.
Как промежуточный, так и итоговый контроль может проводиться в виде экзамена, зачета, контрольных работ и т.д. по части предмета или по окончании изучения каждого предмета, входящего в предметную область. Например, по варианту 1 для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметную область «Язык и речевая практика» входят предметы «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика». Промежуточный контроль может проводиться по каждому разделу каждого предмета, или по каждому предмету отдельно, а итоговый контроль – в целом на предметную область «Язык и речевая практика».
Его цель – оценить работу обучающихся за определенный период, полученные теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыком самостоятельной работы, умение анализировать и синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач. В основу оценки уровня знаний может быть заложен рейтинговый подход с использованием 100-балльной системы и конвертацией ее в 5-балльную.Параметры конвертации:0-50 баллов – неудовлетворительно; 51-64 балла – удовлетворительно; 65-79 – хорошо; 80-100 – отлично.
Промежуточная аттестация знаний обучающихся по учебной дисциплине включает две составляющие: текущий и промежуточный контроль знаний. Весомость текущего контроля должна составлять не менее 40%, а остальные 60% определяются результатами письменного или устного экзамена или зачета. Формула окончательной оценки промежуточной аттестации принимает следующий вид:
оценка промежуточной аттестации (100 баллов) = 0,6 (промежуточный контроль)+0,4 (текущий контроль).
Количество баллов за каждый вид самостоятельной работы (текущей работы) устанавливается с учетом ее значимости. Например, текущий контроль (40) = подготовка эссе (20) + реферат (10) + презентация по заданной теме (10); промежуточный контроль (60) = промежуточная оценка (30) + итоговая оценка (30).
Вывод по 1 главе:
Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения .
Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
Задача рабочей программы - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Функции рабочей программы:
нормативная, то есть рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
федеральному государственному образовательному стандарту общего образования;
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программе формирования универсальных учебных действий (УУД).
основной образовательной программе основного общего образования;
примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
федеральному перечню учебников.
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
Глава 2. РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математика»
2.1. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (2 класс) для обучающихся с ЗПР
II.1. Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Математика» (2 класс)
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС НОО, Программы «Математика. 1 -4 классы», авторов: М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой М.: Просвещение, 2011г, которая входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающемуся с ЗПР, который характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза. сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению математическими знаниями и навыками.
математическое развитие младшего школьника— формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
освоение начальных математических знаний— понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
-создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Коррекционно- развивающие задачи:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие абстрактных математических понятий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Ведущие принципы обучения математике в младших классах— органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении
2.1.2. Общая характеристика учебного предмета
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. В основу положено содержание коррекционной программы начальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития:
изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычисления;
ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;
формирование практических умений (измерительных, графических);
формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечивать не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении. С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу более широко включен геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования. Изучение математики начинается с повторения и систематизации знаний, полученных учащимися после года пребывания в общеобразовательной школе. Поэтому первоначальной задачей обучения математике является накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами, что дает возможность детям лучше усвоить основные математические понятия и действия. На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у обучающегося постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения заданий. Доступная ребёнку практическая деятельность помогает снизить умственное переутомление, которое часто возникает на уроке математики. С этой же целью рекомендуется, особенно в начале обучения, представлять материал в занимательной форме, используя математические игры и упражнения. Учитывая психологические особенности и возможности ребёнка. целесообразно давать материал небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Обучающейся должен уметь показать и объяснить все, что он делает, решает, рисует, чертит, собирает. Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел (десяток-сотня-тысяча-многозначные числа); углубляются. систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних этапах обучения. Обучающиеся уясняют взаимосвязь и взаимообратимость арифметических действий - сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение. При решении задачи дети учатся анализировать, выделять в ней известное и неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевают общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно -коммуникативные, проблемно- поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения
2.1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 часа в неделю – 136 часов.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N...Для нормы Предметная область: Математика.
Основные задачи реализации содержания:
Математика (Математика и информатика).
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
Для ЗПР Предметная область: Математика.
Основные задачи реализации содержания:
Математические представления.
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
2.1.4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучающихся являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта)
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Познавательный интерес к математической науке.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны знать наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100, читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагая запись столбиком;
решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2 действия;
пользоваться знаками: >, <,=, м, кг, г;
узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник(квадрат) на клетчатой бумаге.
чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся
2.1.5. Содержание учебного предмета
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 100. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочивание чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), времени (минута, час). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочивание однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Свойства сложения и умножения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел. Проверка сложения и вычитания.
Элементы алгебраической пропедевтики. Буквенные выражения с одной или с двумя переменными, вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Уравнение. Решение уравнений способом подбора значения неизвестного числа.
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий; содержащие отношения «больше (меньше) на …», зависимости между компонентами и результатами действий, величины «цена, количество, стоимость».
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического чертежа, краткой записи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол (прямой, острый, тупой), ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник и т. д.).
Свойство сторон прямоугольника, квадрата.
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в т. ч. прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в форме таблицы. Чтение и заполнение таблиц.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений,
геометрических фигур и др. по заданному правилу.
Содержание тем, выделенных курсивом, изучаются учащимся с ЗПР в ознакомительном плане. Освободившиеся учебное время используется для организации коррекционной работы. Уровень обучения базовый.
2.1.6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельеости
Данный блок программы дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса).
Календарно-тематический план должен быть конкретным. В нем должны найти отражение такие разделы, как: - название или тема раздела, номер урока, тема урока, требования к уровню подготовленности обучающихся, дата проведения занятий, примечание или индивидуальная работа, или самоконтроль, либо контрольная работа, т.е., диагностический раздел.
2.1.7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения, включая список литературы (основной и дополнительной)
Таблицы
Набор таблиц «Нумерация»
Набор таблиц «Табличное умножение. Деление»
Набор таблиц «Задачи»
Литература для учащихся:
Основная:
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 2 класс, М.: Просвещение, 2012
Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 2 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2012
Дополнительная:
Ракитина М. Г. Математика: 2 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2011
Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2009
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Счет в пределах десятка: 2 класс. – М.: Астрель, 2010
Пособия для учителя:
Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 2 класс». – М.: Просвещение, 2010
Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО
Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 2 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 2 класс. Школа России». – М.: Экзамен, 2008
2.1.8. Планируемые результаты изучения предмета
Содержание материала, освоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для классов коррекционно-развивающего обучения. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их к решению учебных и практических задач.
Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими нормами.
За комбинированную контрольную работу, содержащую, например, вычислительные примеры и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну - за вычисления, а другую - за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированное конкретного умения или навыка. Например, ученик может безошибочно выполнить все вычисления, но при решении задачи неправильно выбрать арифметическое действие, что свидетельствует о несформированности умения решать арифметическую задачу данного типа.
При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какие из них к данном моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо знать таблицу умножения. В этом случае оценивание отметками "5", «'4", "3" и "2" состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале:
95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5",
75-94 % - «4»,
40-74 % - «3»,
ниже 40% -«2».
Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов может быть ниже):
90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5»,
55-89% правильных ответов-«4»,
30-54 % - «3».
Таким образом, число допущенных ошибок не является решающим при выставлении отметки. Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень.
Умения "рационально" производить вычисления и решать задачи характеризует высокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны, формируются очень медленно, и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Нельзя снижать оценку за "нерациональное" выполнение вычисления или "нерациональный" способ решения задачи.
Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ ее выполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления учащихся, организовать коррекционную работу.
Оценивая контрольные работы во 2-4 классах по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных и практических задач.
Проверка письменной работы, содержащей только примеры.
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-5 вычислительных ошибок.
Оценка "2 "ставится, если в работе допущены более 5 вычислительных ошибок.
Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка не снижается.
Проверка письменной работы, содержащей только задачи.
При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок.
Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится, если:
допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычислительные ошибки;
вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
Оценка "2" ставится, если:
допущены ошибки в ходе решения всех задач;
допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в других задачах.
Оценка математического диктанта.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Вывод к главе 2.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
. Таким образом, рабочая программа по предмету «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), Программы «Математика. 1 -4 классы», авторов: М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой М.: Просвещение, 2011г, которая входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России», и для специальных (коррекционных) классов VII видав общеобразовательной школе.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие учащихся;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения, Поэтому наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные специфические задачи:
- восполнять пробелы дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
- обучать поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом развитии без наглядных опор, в умственном плане);
- формировать операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
- активизировать познавательную деятельность, развивать зрительное и слуховое восприятие;
- активизировать словарь учащихся в единстве с формированием математических понятий;
- воспитывать положительную учебную мотивацию, формировать интерес к математике;
- развивать навыки самоконтроля, формирование навыки учебной деятельности.
Решение названных задач обеспечит осознание учащимися универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Заключение
Рабочая программа учителя, как правило, разрабатывается не только на основе примерных, но и авторских программ к используемым учебникам. Основными направлениями деятельности учителя математики по адаптации таких программ являются следующие:
конкретизация требований ФГОС к результатам, в том числе по классам;
переработка авторского календарно-тематического планирования;
анализ и подбор содержания предмета и отдельных уроков;
выбор педагогических средств – технологий, методов, форм, приемов.
Основанием для осуществления этих действий являются рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и реальный уровень образовательных результатов, достигнутый обучающимися.
1.Психолого-педагогическая диагностика
Для учителя этот этап может включать три части. Следует ознакомиться с рекомендациями специалистов по организации процесса обучения исходя из психофизического, эмоционально-волевого развития обучающихся .
Целесообразно проанализировать уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) по результатам принятой в образовательной организации системы оценки.
Необходимо проанализировать уровень сформированности предметных результатов (входная контрольная работа по математике).
Все указанные особенности обучающихся следует отразить в рабочей программе учителя, а также описать планируемые изменения в организации процесса обучения математике.
2.Определение общих целей, личностных, метапредметных и предметных результатов, планируемых результатов изучения математики
Поскольку выполнение ФГОС обязательно для всех обучающихся, в том числе и обучающихся с ЗПР, то при составлении рабочей программы следует ориентироваться на цели, личностные, метапредметные и предметные результаты, конкретизированные с учетом специфики предмета в примерной программе по математике HYPERLINK "https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fschool71.edu.yar.ru%2Fobrazovanie%2Fadaptatsiya_ovz.doc&name=adaptatsiya_ovz.doc&lang=ru&c=56efebf26a51" \l "footnote_2" 2.
При этом указанные цели и результаты предельно конкретизируются в форме планируемых результатов, которые, в свою очередь, являются основой для системы оценки. Двухуровневая форма представления планируемых результатов позволяет преимущественно ориентироваться в обучении по адаптированным программам на результаты, сформулированные в терминах «выпускник научится».
3.Отбор содержания, составление календарно-тематического планирования
ФГОС акцентирует образовательные результаты, в то время как содержание предмета «Математика» фиксируется лишь на уровне примерных программ. Таким образом, с позиции Закона «Об образовании» возможна корректировка содержания, предложенного в примерных и авторских программах исходя их особенностей обучающихся с ЗПР.
Основанием для выбора содержания являются планируемые результаты из блока «выпускник научится», то есть материал, обеспечивающий результаты из блока«выпускник получит возможность научиться», изучается ознакомительно или не изучается вовсе.
В примерных программах относительно таких результатов предлагается дидактическая единица «представление данных в виде таблиц, диаграмм». Очевидно, что предлагаемое содержание и для уровня «выпускник научится», и для уровня«выпускник получит возможность научиться будет одинаково. По крайней мере, одинаково оно может быть зафиксировано и в рабочей программе, и в журнале. Однако виды деятельности, предлагаемые разным обучающимся на уроке, могут существенно отличаться друг от друга.
При организации урока в отборе содержания важными являются вопросы о методах введения теоретического материала и принципах отбора практических заданий.
Содержание математики для обучающихся с ЗПР имеет практическую направленность. Желателен поэтапный переход от практического обучения к практико-теоретическому.
При подборе заданий для обучающихся с ЗПР следует формировать особую систему задач, не ограничиваясь представленной в используемом УМК. На выбор задач влияет их трудность, сложность, практико-ориентированность. В случае необходимости, продиктованной особенностями обучающихся, система задач может дополняться задачами, приведенными в пособиях и УМК.
4.Выбор педагогических средств
В отдельных случаях не требуется или невозможна корректировка образовательных результатов, содержания, календарно-тематического планирования. Реализация ФГОС и системно-деятельностного подхода влияет на отбор этих средств: важно обеспечить не только предметные образовательные результаты, но и формирование УУД, учесть индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Системно-деятельностный подход предопределяет выбор методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Соотношение методов обучения для обучающихся с ЗПР будет несколько иным. В обучении математике по ФГОС приоритет за частично-поисковыми и исследовательскими методами.
Среди форм организации познавательной деятельности обучающихсяследует отдавать предпочтение индивидуальным, парным, по возможности – групповым.
5.Система оценки планируемых результатов
Реализация ФГОС требует особого подхода к оцениванию образовательных результатов. Как отмечалось выше, основным ориентиром для выбора заданий по оценке предметных результатов при необходимости могут стать лишь задания базового уровня.
Литература
Актуальные проблемы диагностики ЗПР // Под ред. К.С.Лебединской. -М.: Педагогика, 1982. - 125 с.
Алехина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ, 2012.- 456с.
Боскис Р.М. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование./Боксис Р.М. - М., 2011.- 120с.
Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие/ отв. ред. Войтас С.А.- М.: МГППУ, 2011.- 430с.
Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении, М., 2007.
Газман О.С. и др. В школу — с игрой. М., 1991.
Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности / Дети с ЗПР. - М.: Педагогика, 1984. - С.135-151.
Кулакова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе./ Кулакова Е.В. - М., 2010. – 132с.
Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики /Н. Н. Малофеев / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. - С. 3-10.
Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ./Староверова М.С - М.:Владос.,2011.- 320с.
ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) принятый Государственной Думой 2 июня 1999 года