Рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева
.
Р
Рабочая программа
Предмет: литература, 10 класс
( к учебнику Ю. В. Лебедева )
102 часа в году - 3 часа в неделю
Репина Екатерина Кирилловна -
: учитель русского языка и литературы
Раздел 1. Пояснительнпя записка
к рабочей программе по литературе в 10 классе к учебнику Ю. В. Лебедева «Литература. 10 класс»
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с основными положениями государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе примерной Программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной ( М.. « «Просвещение» , 2012), соответствует учебному плану ФГБОУ СОШ № 600. Рабочая программа имеет разделы :1)пояснительную записку, 2) календарно-тематическое планирование, 3) учебно-методическое обеспечение для учителя и ученика.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет школьникам глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цель программы – овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Задачи программы:
обеспечивать общее и литературное развитие старшего школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности
сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника, обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста, развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно -тематическое планирование уроков литературы в 10 классе к учебнику Ю. В. Лебедева
«Русская литература.10 класс» в двух частях. М. Просвещение. 2010
№ п/п
Тема урока
Дата
ФГОС - знать ФГОС - уметь
Универсальные учебные действия
(УУД)
Универсальные учебные действия
(УУД)
I-2
Введение. Русская литература
·I
· века в контексте мировой литературы.Основные темы и проблемы русской литературы.
03/0903.09
Общую характеристику своеобразие русской литературы.Сквозные темы в литературе.
Уметь доказывать примерами из художественных произведений значение русской литературы
А.С Пушкин (10 часов)
3
Личность ,cудьба, творчество
05/09
Основные факты жизни и творчества
Интерпретировать произведение,используя сведения по истории литературы
4
Романтическая лирика. «Цыганы» . Лирика любви и дружбы.
10/09
Многообразие понимания свободы
Анализировать лирическое произведение
5
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
10/09
Содержание стих-ий « Поэту», « Поэт», «Памятник, « Разговор книгопродавца с поэтом». «Пророк»
Анализировать произведения данной тематики
6
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина
12/09
Взгляд ы поэтов на задачи поэзии
Анализировать лирическое произведение
7
Философская лирика Пушкина .Тема жизни и смерти. Тема дороги в лирике поэта. «Брожу ли я вдоль улиц тёмных». «Элегия».»Вновь я посетил». «Дорожные жалобы».
17/09
Глубину и сложность философских вопросов в лирике Пушкина.
размеры стиха, рифму, средства выразительности.
ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.Выяснить смысл шедевров фиолософской лирики, размышлять о смысле жизни и смерти.
8
Петербургская поэма «Медный всадник».
17/09
Тема «маленького человека»
Раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения
9
Трагедия «Борис Годунов»
19/09
Диалектику пушкинских взглядов на историю России.
10
Роман «Евгений Онегин»
24/09
Cуть споров современников Пушкина и современной критики о романе
Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному
11-12
РР Сочинение по творчеству Пушкина
24/0926/09
Знать основные темы и мотивы творчества Пушкина
Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному
М.Ю Лермонтов (9 часов)
13
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики поэта.
01/10
Основные этапы жизни и творчества поэта
Читать и анализировать произведения поэта
14
Любовная лирикаМ.Лермонтова
01/10
Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён». «И скучно, и грустно». «Когда волнуется желтеющая нива». «Выхожу один я на дорогу»
Читать и анализировать данные стихотворения - восприятие, истолкование, оценка
15
Образ России в лирике М.лермонтова
03/10
Основные мотивы лирики
Размеры стиха. Ритм, рифма.
Образ лирического героя (героини). Средства художественной выразительности. Собственное впечатление от прочитанного
16
Философская лирика М.Лермонтова
08/10
Любовь к Родине , её народу и природе .Жизнь и смерть .
Эссе по лирике Лермонтова
17
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
08/10
Выразительно читать «Поэт», «Пророк». «Есть речи – значенье»
Интерпретация произведений, собственное восприятие
18
Роман «Герой нашего времени».Содержание.Особенности.
Психологизм романа.
10.10
Трагедия Демона и Тамары. Проблемы добра и зла .Потусторонний мир и мир земной радости.
Анализ содержания поэмы
19
Роман «Герой нашего времени».Особенности сюжета и фабулы.
15/10
Композиционное своеобразие романа, признаки реализма и романтизма.
Конспект статей В.Г.Белинского
20-21
РР Сочинение по творчеству Лермонтова
15/10,17.10
Составляют текст -рассуждение
Н.В. Гоголь ( 6 часов)
22
Очерк жизни и творчества писателя
22/10
Творческий путь писателя, основные произведения
Повесть «Шинель»
23
«Петербургские повести» и тема «маленького человека. «Шинель»
22/10
Принципы создания характера «маленького человека»
Проработать материал учебника о поэме «Мёртвые души»
24
Поэма «Мёртвые души»
24/10
Своеобразие композиции поэмы.
Анализировать эпизод из поэмы, знать тематику лирических отступлений
25
Речевая характеристика героев. ТЕСТ.
29/10
Создание устных высказываний
Художественный вымысел, фантастика
26
Поэма в русской критике
29/10.
Определение высоких гуманистических идеалов Гоголя
Выявлять сквозные темы русской литературы
27
«Выбранные места из переписки с друзьями»
31/10
Литературная полемика вокруг произведения
Чтение «Выбранных мест». Работа с текстом.
И.А. Гончаров(6 часов)
28
Основные этапы жизненного пути
12/11
Сложная противоречивая натура ,русская душа
Сообщения, доклады учащихся
29-30
Роман «Обломов». Проблематика .Сюжет.Композиция.
12/11
Композиция. Авторская позиция.
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
31
Образ Обломова
14/11
Представления автора о национальных идеалах
Излагать мысли на заданную тему
32
РР Сочинение .Обломов иШтольц
19/11
Сравнительная характеристика
Конспект статьи Н. Добролюбова «Что такое обломовщина» и др.
33
Обломов и и Ольга Ильинская.Обломов и Агафья Матвеевна
19/11
Обломов в системе женских образов романа
Авторская позиция в романе
3
·4
«Обломов» в русской критике
21.11.
Работа с критической статьёй
Конспект статьи
А.Н.Островский-8 часов
35
Художественный мир Островского. «Гроза»
2611.
Знать содержание пьесы ,уметь его пересказывать.
Уметь анализировать монологи героев и отдельные эпизоды
36
Драма «Гроза».История создания. Конфликт.
26.11
Образы Дикого ( самодура) и Кабанихи ( ханжи)
Составлять сравнительную характеристику
37
Город Калинов и его обитатели
28.11
Образ Катерины.План.
В чём сила характера героини?
38
«Тёмное царство» Островского
03/12
Основные положения статьи
Составлять краткий конспект статьи
39
Характер Катерины
03/12
Текст подробно
Уметь анализировать текст и высказывать своё мнение
40
«Луч света в «тёмном царстве»
05/12
Работа со статьёй Добролюбова
Уметь пересказывать содержание
41
РР Сочинение - Жертвы «тёмного царства»
10/12
Работа с текстами
Знать тексты пьес
42
Драма»Бесприданница»
10/12
Исследование текста
43
Контрольный тест по пьесам А.Н.Островского
12/12
Пишут тест
Выступать с сообщением в классе
И.С.Тургенев – 7 часов
44
Очерк жизни итворчества.
17/12
Образ Базарова- цитатный план
Анализировать содержание романа- примеры из текста
45
История создания романа «Отцы и дети» романа
17/12
Работа стекстом
Аргуметированно анализировать эти факты
46
Базаров в среде Кирсановых
19.12
Знать содержание сцен
Уметь видеть художественное значение этих сцен и их место в произведении
47
Дружба и любовь вжизни героев романа
24.12
Знать содержание текста по данному вопросу
Излагать аргументированно свою точку зрения, монолог, диалог
48
Художественная сила последних сцен романа
24.12
Знать отзывы критиков о романе
Выражать согласие или несогласие с критиками
49
РР Анализ 27 главы романа»Отцы и дети».Сочинение.
26.12
Работа с текстом
50
Ф. И. Тютчев .Необычная судьба Тютчева- человека и поэта
14/01
Основные факты жизни и творчества поэта
Выступать с сообщением о Тютчеве
51
Основные темы и мотивы лирики Тютчева
14.01
Знать мотивы лирики.Размер ы стиха. Средства художественной выразительности,особенности лирики .
Прочитать 5-10 стихотворений
Анализ 1 стихотворения
А.А. Фет ( 2 часа)
52
Жизнь и творчество
16/01
Основные факты из жизни и творчества
Выступать с сообщением о жизни и творчестве Фета
53
Художественное своеобразие лирики А. Фета
21/01
Размеры стиха , рифму, средства художественной выразительности
Восприятие , интерпретация , оценка 1одного стихотворения. Образ лирического героя (героини)
Н. А. Некрасов( 6 часов)
54
Очерк жизни и творчества,Образ женщины в лирике.
21/01
Основные факты из жизни и творчества поэта
Составлять конспект статьи учебника, уметь пересказывать статю учебника
55
Лирика Некрасова.Пейзажная лирика.
23.01
Двусложные и трёхсложные размеры стиха, рифму, средства выразительности
Прочитать 5 - 10 стихотворений Некрасова.
Анализ одного произведения
56
Лирика Некрасова.Гражданская лирика.
28.01
План подробный анализа стихотворения
Выучить наизусть 1 стихотворение, выразительно прочитать -3 стихотвоения в классе
57
РР Сочинение - анализ лирического произведения
28.01
Подробный план анализа произведения. Рабочие материалы к сочинению
Производить анализ подробный
58
Поэма-эпопея « Кому на Руси жить хорошо»
30.01
Содержание поэмы, жанр. композиция. сюжет
Анализ отдельных глав поэмы
59
Народ и образы крестьян в поэме. Гриша Добросклонов.
04/02
Образ Савелия, Матрёны Тимофеевны,
Пересказывать близко к тексту
М.Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)
60
Очерк жизни и творчества. «История одного города»
04/02
Знать основные факты из жизнии творчества писателя
Сотавлять конспект статьи учебника. пересказывать его
61
РР «Господа Головлёвы» - эпизоды из жизни одной семьи.Анализ эпизода. Сочинение
06/02
Знать основное содержание романа
Анализировать эпизоды из романа. высказывая при этом свою точку зрения
62
Сказки (для детей изрядного возраста)
11/02
Знать содержание трёх сказок. Аллегоря, эзопов язык, гротеск гипербола. литота.
Работа в парах при анализе сказок. Выступление на уроке.
Л. Н. Толстой (12 часов)
63
Жизненный и творческий путь .Видеолекция.
11.02
Знать положения видеолекции
Запись содеожание фрагментов или всей лекции
64
«Севастопольские рассказы» .Правда войны.
13./02
Знать авторскую позицию на события войны, текст рассказов подробно
Подробный пересказ текстов рассказов
65
«Война и мир. История создания.жанр- роман-эпопея. Метод психологического анализа у Толстого в романе.
18/02
Знать основные положения конспекта лекции, жанр, проблематику, авторскую позицию на события войны
Конспект лекции учителя
66
Высший свет в романе Л.Н.Толстого.
18/02
Салон А.П. Шерер. Работа с текстом, иллюстрациями, с видеофрагментами
Анализ 10 главы1 части 1 тома.Метод срывания масок у Л. Толстого. Сжатый пересказ эпизодов .
67
Семья Ротовых и семья Болконских.
20/02
Метод психологического анализа у Толстого( диалектика души). Роль портрета у Толстого.
Анализ эпизодов из романа
68
Война 1805-1807 годов.Шенграбенское и Аустерлицкое сражения . Анализ эпизода.
25.02
Авторская позиция на события войны. Психологический анализ
Анализ эпизода:1. Аустерлицкое сражение.
2. Шенграбенское сражение.
69
Анализ (краткий) 2 тома «Войны и мира»
25.02
70
Отечественная война 1812 года. Партизанская война.
27/02
Отдельные страницы романа по данной теме
Роль и значение партизанской войны
71
Бородинское сражение
04/03
План сражения
72
Кутузов и Наполеон
04.03
Характеристики героев
Составлять сравнительные характеристики
73
РР Путь исканий Андрея и Пьера. Сочинение
06/03
Уметь работать с текстом произведения
Написать рассуждение по теме
74
Женские образы в романе
11.03
Знать материал романа
Составлять характеристики,выявлять позицию автора
Ф.М. Достоевский (6 часов)
75
Жизнь исудьба .»Преступление и наказание»
11.03
Знать основные факты
Составить краткое сообщение
76
Р.Раскольников. Путь к преступлению
13.03
Текст романа
Уметь аргументированно анализировать
77
«Преступление и наказание» .Образ Петербурга.
18.03
Описание города
Составить план
78
«Двойники» Раскольникова.
18.03
Как составлять цитатный план
Работа с текстом романа
79
Наказание за преступление
20.03
80
Возрождение души Раскольникова. РР РР Анализ эпилога. Сочинение
01/04
Анализировать аргументированно
Анализ текста эпилога
Н.С. Лесков (4 часа)
81
Жизнь и творчество
01.04
Основные факты
Конспект статьи учебника
82
Повесть «Очарованный странник»и её герой Иван Флягин.
03.04
Характеристика героя
83
Особенности жанра повести.
08/04
Сюжет, жанр
Работа с текстом по вопросам учебника
84
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда).
08.04
Содержание текстов
Сравнительная характеристика героини Островского и Лескова
А. П. Чехов (10 часов)
85
Тайна личности А. П. Чехова
10/04
Чем интересен писатель?
Факты из жизни Чехова
86
РР Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. Чехова.Чехов В Таганроге. Чехов в Москве. В музее Чехова.
15.04
Отзыв о выступлении одноклассников
Сообщения учащихся
87
РР Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова.Чехов в Мелихове.Виртуальная экскурсия в Мелихово.
15/04
Запись выступления одноклассников
Выступления учащихся
88
Рассказы Чехова. «Его врагом была пошлость». Маленькая трилогия
17/04
Роль художественной детали
«Крыжовник». « О любви»
89
РР Сочинение по рассказу «Человек в футляре»
22/04
Что обличает Чехов - особенности
Как обличает-написать
90
Рассказ «Ионыч». Анализ.
22.04
Особенности рассказа
Ответить на вопросы учебника
91
Рассказ «Палата № 6»
24.04
Роль детали художественной
92
Чехов-драматург.Отзыв о спектакле по пьесе Чехова.
29.04
Новаторство Чехова
Сочинение-отзыв
93
Жанровое своеобразие «Вишнёвого сада»
29.04
комедия, сюжет
Конспект статьи учебника
94
Основной конфликт в пьесе, герои. Итоговая пьеса Чеховао родине, о хозяевах русской жизни, о близком обновлении России.
06/05
Система действующих лиц
Ответить на вопросы учебника
Из литературы народов России-2 часа
95
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество
06/05
Основные факты
Прочитать сборник стихов
96
Сборник «Осетинская лира»
08.05.
Мотивы , темы лирики
Выделить значимые стихотворения сборника
Из зарубежной литературы – 8 часов
97
Вечные проблемы зарубежной литературы
13./05
Знать 4-5 произведений
Конспект лекции
98
Г.Мопассан «Ожерелье».Анализ произведения
13/05
Знать некоторые факты из жизни писателей
Конспект лекции
99
Г.Флобер «Госпожа Бовари»
15.05
Проблемы мировой литературы
Запись в тетради
100
Стендль «Красное и чёрное».Анализ произведения
20/05
Проблемы мировой литературы
Внеклассное чтение.Краткий пересказ-анализ текста
101
Стендаль «Красное и чёрное»Психологизм романа
20/05
Психологиз литературы.Сжатый пересказ - анализ текста
Доказывать примерамииз романа
102
Э.Бальзак. «Шагреневая кожа»
22.05
Знать роль психологической детали
Уметь кратко передавать содержание большого романа
103
Обобщающий урок по курсу литературы
27.05
Записывают лекцию
План к лекциии. Прочитать рассказ.
104
Что читать летом?
27 .05
Работа с текстом.. Комментарии учителя.
12
Учебные умения, навыки и способы деятельности - УУД по ФГОС
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение
Учебно- методическое обеспнчение для учащихся
1. Адамчик В.. Словарь символов и знаков. М. 2006г.
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2008г.
2. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. М. 2008г.
3. Кучина Т.Г. Школьный справочник. Литература. Я. 1998г.
4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М. 2004г.
5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений. М.,1995.
5. Тураев С.В.и Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. 1985г.
7. Электронное пособие «Литература. Энциклопедия».
Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник в 2 ч. М., Просвещение, 2008г.
2. Коровина В.Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11классы. М. 2010г.
3. Белокурова С.П. Сухих И.Н. Русская литература в 10 классе. Книга для учителя. М. 2008 г.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М. Вербум-М. 2004.
4. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.Н. Литература. 10 класс. Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. М. Просвещение, 2008г.
5. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М. 2015г.
6. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. М., Просвещение, 2008г.
7. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература. 10класс. Методические советы. М. Просвещение. 2000г.
8. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. М. 2003г.
9. Электронные пособия:
- «Энциклопедия. Пушкин. Жизнь и творчество»;
- «И.С.Тургенев. Страницы жизни»;
- «Уроки литературы в 10 классе».
11
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315