Рабочая программа по литературе по учебнику Лебедева (11 класс)
Раздел 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе:. Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина. - М.: "Просвещение", 2008).Учебный предмет «Литература» наряду с «Русским языком» входит в образовательную область «Филология» и формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Предмет «Литература» - один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, который связан с целым рядом других учебных дисциплин. Специфика литературы определяется сущностью литературы как вида искусства.
Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ д. Охона» отводится 102 ч. – 3 часа в неделю.
Срок реализации : один учебный год.
Цели:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Задачи:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;- формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;
- совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
-соответствует стандарту основного общего образования по литературе;
-построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
-обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
-сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Доступные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико – литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
устные и письменные интерпретации художественного произведения; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связе;
• сравнение, сопоставление, классификация, самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Методы и приемы обучения:
Опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнения и аналогии и др.
Формы обучения:
лекция, интегрированные уроки, урок- исследование, урок- консультация, заочная экскурсия, групповая работа, работа в парах, семинар, диспут, КВН и др.
Используемые педагогические технологии:
Предметно-ориентированная технология
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология эвристического обучения
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Предполагаемые результаты :
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени обучения среднего (полного) общего образования
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Формы промежуточного и итогового контроля:
Промежуточный:.- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.- выразительное чтение текста художественного произведения.- заучивание наизусть стихотворных текстов.- устный или письменный ответ на вопрос.- устное словесное рисование.- комментированное чтение.- характеристика героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.- подготовка доклада на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением.- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.).- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев.- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
Итоговый: - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;- контрольная работа;
Система оценки достижений учащихся :
Устный опрос, сочинение, зачёт, тестирование.
Нормы оценки знаний учащихся 11 класса:
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературных терминов и понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и их формулировке;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советскаялитература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло ичто объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблемаответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала ХХ века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма русской классическойлитературы. Своеобразие реализма и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность
отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Иван Алексеевич Бунин .Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: "Крещенская ночь", "Собака", "Одиночество" (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник". Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Психологизм бунинской прозы и особенности "внешней изобразительности". Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе.
Своеобразие художественной манеры И.А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести "Поединок", "Олеся", рассказ "Гранатовый браслет" (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести "Олеся", богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе
Куприна. Проблема самопознания личности в повести "Поединок". Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях "Олеся", "Поединок". Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет". Трагическая история
любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ "Старуха Изергиль". Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа
"Старуха Изергиль". "На дне". Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. "Три правды" в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии.Символизм "Старшие символисты": Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
"Младосимволисты": А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов Слово о поэте. Стихотворения: "Творчество", "Юному поэту", "Каменщик", "Грядущие гунны". Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как
основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт Слово о поэте.
Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: "Будем как солнце", "Только любовь", "Семицветник". Поэзия как выразительница "говора стихий". Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к
древнеславянскому фольклору ("Злые чары", "Жар-птица"). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б.Н. Бугаев) Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого.
Ликующее мироощущение (сборник "Золото в лазури"). Резкая смена ощущения мира художником (сборник "Пепел"). Философские раздумья поэта (сборник "Урна").
Акмеизм Статья Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.
Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев Слово о поэте. Стихотворения: "Жираф", "Озеро Чад", "Старый Конквистадор", цикл "Капитаны", "Волшебная скрипка", "Заблудившийся трамвай" (или
другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятиямира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию ХХ века.
Футуризм Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, "самовитого" слова. Урбанизм поэзии будетлян.
Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его
представителями.
Игорь Северянин (И.В. Лотарев) Стихотворения из сборников: "Громокипящий кубок", "Ананасы в шампанском", "Романтические розы", "Медальоны" (три стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге"(указанные произведения обязательны для изучения).
"Вхожу я в темные храмы...", "Фабрика", "Когда вы стоите на моем пути...". (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: "Стихи о Прекрасной Даме". Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы "страшного мира", идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле "На поле Куликовом". Поэт и революция. Поэма "Двенадцать". История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира
поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика
вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию ХХ века. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Велибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в
произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор) Николай Алексеевич Клюев Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: "Рождество избы", "Вы обещали нам сады...", "Я посвященный от народа...".(Возможен выбор трех других стихотворений). Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество. (Обзор). Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!..", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь советская", "Сорокоуст" (указанные произведения обязательны для изучения).
"Я покинул родимый дом...", "Собаке Качалова", "Клен ты мой опавший, клен заледенелый..." (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея "узловой завязи" природы и
человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла ("Персидские мотивы"). Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия).
Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия). Литература 20-х годов ХХ века Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и обучающихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ("Пролеткульт", "Кузница", ЛЕФ, "Перевал", конструктивисты, ОБЭРИУ, "Серапионовы братья" и др.)
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обериуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения ("Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А.
Веселого, "Разгром" А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения ("Плачи" А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; "Солнце мертвых" И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи ("Голый год" Б. Пильняка, "Ветер" Б.
Лавренева, "Чапаев" Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. "Дюжина ножей в спину революции", Тэффи. "Ностальгия"). Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский .Жизнь и творчество. (Обзор).
Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся" (указанные произведения являются обязательными для изучения).
"Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Письмо Татьяне Яковлевой". (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос и живопись.
Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии ХХ столетия. Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов ХХ века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смеляков, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: ^ А. Толстой "Петр Первый", Ю. Тынянов "Смерть Вазир-Мухтара", поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве ^ М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков Жизнь и творчество. (Обзор). Романы "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита". (Изучается один из романов - по выбору). История создания романа "Белая гвардия".
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений.
Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа "Мастер и Маргарита". Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание
реальности и фантастики. "Мастер и Маргарита" - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (И.-В. Гете, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь). Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе ХХ века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов Жизнь и творчество. (Обзор). Повесть "Котлован". Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя-мечтателя и правдоискателя.
Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова Жизнь и творчество. (Обзор). Стихотворения: "Песня последней встречи...", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля" (указанные произведения обязательны для изучения).
"Я научилась просто, мудро жить...", "Приморский сонет". (Возможен выбор двух других стихотворений). Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс
художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма "Реквием". Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание "Реквиема". Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам .Жизнь и творчество. (Обзор).
Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез..." (указанные произведения обязательны для изучения). "Silentium", "Мы живем, под собою не чуя страны...". (Возможенвыбор трех-четырех других стихотворений).
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая
символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и "век-волкодав". Поэзия Мандельштама в конце ХХ - начале ХХI века. Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева .Жизнь и творчество. (Обзор).
Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно..." (указанные произведения обязательны для изучения). "Попытка ревности", "Стихи о Москве", "Стихи к Пушкину". (Возможен выбор двух-трех других стихотворений).
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, "читателей газет". Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии ХХ века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей
казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей
в романе. Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе ХХ века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).
Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература "предгрозья": два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы "Зоя" М. Алигер, "Февральский дневник" О. Берггольц, "Пулковский меридиан" В. Инбер, "Сын" П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому
прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести ^ А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца "Дракон". Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода "оттепели" (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.).
Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
"Городская" проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
"Деревенская" проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, вповестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина ("Пять вечеров"), А. Арбузова ("Иркутская история", "Жестокие игры"), В. Розова ("В добрый час!", "Гнездо глухаря"), А. Вампилова ("Прошлым летом в Чулимске", "Старший сын") и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б.
Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор).
Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины..." (указанные произведения обязательны для изучения).
"В тот день, когда закончилась война...", "Дробится рваный цоколь монумента...", "Памяти Гагарина".(Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта ХХ века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор).
Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь" (указанные произведения обязательны для заучивания).
"Марбург", "Быть знаменитым некрасиво...". (Возможен выбор двух других стихотворений). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, "дойти до самой сути" явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе.
Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор).
Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского
национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор). Рассказы "На представку", "Сентенция". (Возможен выбор двух других рассказов). Автобиографический характер прозы В.Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность "Колымских рассказов" и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы "в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности". Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов"Видения на холме", "Русский огонек", "Звезда полей", "В горнице" (или другие стихотворения по выбору учителя и обучающихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. "Царь-рыба", "Печальный детектив". (Одно произведение по выбору). Взаимоотношения человека и природы в романе "Царь-рыба". Утрата нравственных ориентиров - главная проблема в романе "Печальный детектив".
Валентин Григорьевич Распутин. "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Живи и помни". (Одно произведение по выбору). Тема "отцов и детей" в повести "Последний срок". Народ, его история, его земля в повести "Прощание с Матерой". Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести "Живи и помни" с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: "Осенний крик ястреба", "На смерть Жукова", "Сонет" ("Как жаль, что тем, чем стало для меня..."). (Возможен выбор трех других стихотворений).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. "Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму" (В.А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: "До свидания, мальчики", "Ты течешь, как река. Странное название...", "Когда мне невмочь пересилить беду...". (Возможен выбор других стихотворений).
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия "оттепели" и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов. Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть "Обмен". "Городская" проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П. Чехова в прозе Ю.В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов . Пьеса "Утиная охота". (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России. Мустай Карим
Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор).
Стихотворения: "Подует ветер - все больше листьев...", "Тоска", "Давай, дорогая, уложим и скраб и одежду...", "Птиц выпускаю". (Возможен выбор других стихотворений). Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство - самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца ХХ - начала ХХ1 века .Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы. Джордж Бернард Шоу ."Дом, где разбиваются сердца", "Пигмалион". (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и обучающихся). "Дом, где разбиваются сердца". Влияние А.П. Чехова на драматургию Д.Б. Шоу. "Английская фантазия на русские темы". Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. "Пигмалион". Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы. Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов "И восходит солнце", "Прощай, оружие!". Повесть "Старик и море" как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести ("Человека можно уничтожить, но его нельзя победить).
Учебно- тематический план
№ п/п Содержание Кол- во часов
1 ВВЕДЕНИЕ 2ч.
2 ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 века 12ч
3 СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ 17ч
4 ЛИТЕРАТУРА 20-х ГОДОВ 20 ВЕКА 12ч.
5 ЛИТЕРАТУРА 30-х 40- х годов ХХвека. 10ч.
6 ЛИТЕРАТУРА 50-х-90-х годов. 40ч.
7 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 3ч.
8 Из зарубежной литературы 5ч.
9 Обобщение. Уроки литературы . 20 век 1ч
10 ИТОГО : 102 часа.
Список рекомендуемой учебно- методической литературы :Для учителя :Программа по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина. - М.: "Просвещение", 2008).Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях / Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2012 г.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ в. 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с.
Справочник лингвистических терминов. Д. Э Розенталь. М « Просвещение».
Толковый словарь русского языка . О. В. Михайлова. Сб.- П. « Виктория»
Для учащихся:
Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях / Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2012 г.
Справочник лингвистических терминов. Д. Э Розенталь. М « Просвещение».
Толковый словарь русского языка . О. В. Михайлова. Сб.- П. « Виктория»
Материально -техническое обеспечение учебного процесса:
-Компьютер.
- Телевизор
DVD- проигрыватель
Видеофильмы:
Доктор Живаго»
« Собачье сердце»
3.» Тихий Дон».
4. «Мастер и Маргарита»
Календарно-тематическое планирование. 11 класс « Литература».
Приложение 1.
№п/пДата проведения Фактическая
дата Тема, основное содержание урока
Домашнее задание
1 09 09
Введение -2 ч..Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. Стр. 7- 12 уч. , прочитать статью, знать записи в тетрадях.
2 03.09 03.09 Литературный процесс рубежа веков конца 19 начала 20 века. Новаторство литературы начала 20 века. Стр. 13- 22 уч., стр. 23 уч. , вопросы 1, 2, 7( у. )
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 века. (10час. + Р.Р.2)
3 05. 09 05. 09 Писатели- реалисты начала 20 века.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или др. стих. Тонкость восприятия человека и мира природы. Стр. 28- 45 уч. Вопросы1, 2, 3 стр. 45- 46, перечитать « Господин из ..»
4 08. 09 08. 09 И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально- философским обобщениям. Перечитать рассказ Бунина « Чистый понедельник», подумать над проблематикой и языковыми средствами.
5 10. 09 10. 09 Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Сбор материалов к будущему сочинению( план, цитаты).
6 12.09 12.09 Р. Р. Подготовка и написание сочинения по творчеству И. А. Бунина..Дописать, проверить, усовершенствовать свое сочинение. Индивидуально о Куприне.
7 15. 09 15.09 А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Стр. 47-54 учеб., перечитать рассказ « Гранатовый браслет»
8 17.09 17.09 Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Смысл названия. Споры о бескорыстной любви. Стр. 55- 59, вопр. 10, стр. 60, перечитать рассказ Горького « Старуха Изергиль».
9 М. Горький. Личность, творчество, судьба. Философия жизни в рассказах Горького и ее художественное воплощение. « Старуха Изергиль». 10 Пьеса « На дне». Сценическая история героев театральной и общественной жизни. 11 Пьеса « На дне». Философский спор о правде и человеке. Проблема гуманизма. 12 Система образов в пьесе « На дне». 13 Р. р. Подготовка и написание сочинения по творчеству Горького . К. Р.. 14 Внеклассное чтение. Л. Андреев « Рассказ о семи повешенных». Нравственная проблематика. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ. (17 ч) 15 Серебряный век русской поэзии. Проблема традиций и новаторства в литературе начала 20 в. 16 Символизм. Старшие символисты( творчество К. Д. Бальмонта). 17 Младосимволисты. Творчество А. Белого. Зачет по теме « Символизм». 18 Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н. С. Гумилева. 19 Футуризм. Жизнь и творчество В. Хлебникова. 20 А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм 21 Основные мотивы лирики А. Блока. 22 . А, А. Блок. Центральный цикл стихов. « Кармен», « Снежная дева», « Стихи о прекрасной Даме». 23 . А. А. Блок. « Стихи о Прекрасной даме». Стихотворение « Незнакомка». 24 А. А. Блок. Центральный цикл стихов. « На поле Куликовом» 25 Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции, сложность её художественного мира. История создания, сюжет. 26 Поэма «Двенадцать».Жанр , композиция произведения. 27 А. Блок. Поэма « Двенадцать». Героическая символика, трактовка 28 Р. р. Подготовка и написание сочинения по творчеству А. Блока. 29 . Новокрестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 в. Жизнь и творчество Н. Клюева. 30 Поэты, творившие вне литературных течений. Смысл поэзии И. Анненского. 31 Р. р. Подготовка и написание сочинения по творчеству поэтов конца 19 начала 20 века Литература 20 – х годов 20 века. ( 12 ч)
32
Е. И. Замятин. Роман- антиутопия « Мы» Жанровое своеобразие, сюжетные линии 33 . В. В. Маяковский. Моя революция. Дух бунтарства в ранней лирике. 34 . В. В. Маяковский. Лирика. Пафос революционного переустройста мира 35 Сатирические мотивы лирики Маяковского 36 Стихи Маяковского о любви. 37 В. Маяковский. О любви. Поэма « Облако в штанах». Зачет по творчеству Маяковского 38 С. А. Есенин . Личность и судьба. 39 Лики родины в стихах Есенина 40 Любовная лирика Есенина. Цикл « Персидские мотивы». 41 Любовная лирика Есенина. « Шагане, ты моя , Шагане….». 42 Р. Р. Подготовка и написание сочинения по творчеству В. Маяковского, С. Есенина. К. Р.. 43 Внеклассное чтение. Б. А. Пильняк « Повесть непогашенной луны». Литература 30 – 40 - х годов 20 века .44 М . И. Цветаева. Личность и судьба. Основные темы творчества. 45 Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве». М. И. Цветаева. 46 Своеобразие поэтического стиля: высокая простота. Традиции Цветаевой в русской поэзии ХХ века 47 О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта 48 О. Э Мандельштам. Ассоциативная манера письма.
49 А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. 50 Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения. 51 Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...» 52 А. А. Ахматова. « Реквием» Особенности жанра и композиции. 53 Р. Р. Подготовка и написание сочинения по творчеству А. А. Ахматовой. Литература 50 – 90-х годов. ( 40 )ч.
54 Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. 55 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.
Образ главного героя – Юрия Живаго. 56 Основные темы и мотивы поэзии Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. стихотворения 57 Жизнь, творчество, личность М. Булгакова. 58 История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 59 Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско – библейскими мотивами. 60 Сатира и глубокий психологизм романа « Мастер и Маргарита». 61 Трагическая любовь героев романа « Мастер и Маргарита»; конфликт с окружающей пошлостью. 62 Тема совести и милосердия в романе. Анализ эпизода из романа «Мастер и Маргарита». 63 Подготовка и написание сочинения по роману М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита». 64 А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. « Усомнившийся Макар». Проблема поиска смысла жизни 65 Своеобразие стилистики произведений.
« Усомнившийся Макар». Образы правдоискателей и усомнившихся. 66 М. А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». 67 «Тихий Дон» - роман – эпопея о всенародной трагедии. Система образов романа. Т.л. Роман – эпопея 68 Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. 69 Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» 70 Женские судьбы в романе «Тихий Дон» 71 Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон».
Т.л. Традиции и новаторство в художественном творчестве. 72 Подготовка и написание сочинения по роману М. Шолохова « Тихий Дон». 73 Обзор литературы второй половины 20 века. Новое понимание русской истории.
Постановка острых нравственных и социальных
проблем. Поиск нравственного идеала 74
А. Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины 75 Осмысление темы войны. «Вся суть в одном- единственном завете...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери». 76 В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. 77 В. Т. Шаламов . История создания.. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя « Колымских рассказов» 78 А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. 79 Повесть «Один день Ивана Денисовича». А. И . Солженицына. 80 Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни 81 В. М. Шукшин. Рассказы. « Алеша Бесконвойный»
, « Верую». 82 Деревенская» проза в современной литературе. В П. Астафьев. «Царь - рыба». 83 В. В. Быков « Сотников». Нравственная проблематика произведения. 84 В. П. Распутин. Нравственные проблемы повести «Прощание с Матерой». 85 Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». 86 Н. М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» 87 И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно- тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» или др. стихотворения. 88 Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы лирики. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду...» 89 «Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». 90 Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы 91 Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. 92 Постмодернизм. 93 Р. Р. Подготовка и написание сочинения по русской литературе второй половины 20 века. Из литературы народов России. ( 2 ч. + 1 ч . Вн. Чт. )94 М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер - все больше
листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим...», «Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни 95 Внеклассное чтение . А. Н. Толстой « Петр Первый» 96 Ч.Айтматов « Плаха» Из зарубежной литературы. ( 5ч. ) 97 Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы 20 века. 98 Б. Шоу Жизнь и творчество . « Пигмалион» Своеобразие конфликта в пьесе. 99 Б. Шоу « Пигмалион». Тема трансформации в пьесе. 100 Г Апполинер. Жизнь и творчество. Лирика. 101 Э Хемингуэй Старик и море» Своеобразие стиля, проблематика, художественные образы. 102 Обобщение . Уроки литературы 20 век. ( 1 ч. ) Приложение 2.
Контрольно- измерительные материалы:
Сочинение по творчеству И. А. Бунина.
Сочинение по творчеству М. Горького.
Сочинение по творчеству А. А. Блока.
Сочинение по творчеству В. В. Маяковского , С. А. Есенина.
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
Сочинение по роману « Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Сочинение по роману « Тихий Дон» М. А. Шолохова.
Сочинение по произведениям русской литературы второй половины 20 века.