Статья — обобщение личного педагогического опыта на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ В ПОО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ В ПОО
(из опыта работы)».
Автор: Лахман Марина Самуиловна, преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБПО МО «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»
(Электрогорское структурное подразделение).
Электрогорск, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ____________________________________________________-2-
Основная часть _______________________________________________-7-
Заключение __________________________________________________-10-
Список используемой литературы _______________________________-13-
Проблемы, вышедшие за пределы одной науки,
неизбежно создают новые области знанияВ.И.Вернадский
Введение
Стандарты нового поколения требуют в образовании смещения акцентов в сторону активной деятельности.
Среди наиболее эффективных форм работы в этом направлении являются интегрированные уроки, которые создают особые условия для его реализации, именно поэтому, сегодня им отводится достойное место в работе преподавателя ПОО. Это инновационный вид урока. Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация – это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент» (14. С.107).
Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». (12. С.7)
Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели СПО, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на компетентностном подходе.
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран: Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса.
Интеграция является относительно новым веянием в образовании и становится востребованным в современном образовании, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий (М.В. Кларин, М.С. Бургин, В.М. Полонский, М.М. Поташник и др.).
В работе (2.С.171-172) интеграция определена как глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
Интеграция в обучении выполняет ряд функций:
- методологическая (формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин);
- образовательная (формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания);
- развивающая (формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора);
- воспитывающая (отражает политехническую направленность);
- конструктивная (совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения).
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Инновационные уроки с использованием интегрированных технологий позволяют студентам совмещать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Интеграция на таких уроках – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных умений в той или иной области.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.
В нашей практике - это интегрированные уроки истории, обществознания, английского языка совместно с преподавателями русского языка и литературы, математики, спецдисциплин.
Основная часть.
Когда преподавателю интересно учить, а студентам учиться? На мой взгляд, это происходит лишь при живом творчестве преподавателя и студента, а значит, при условии конкретной деятельности.
Герберт Спенсер писал, что "великая цель образования - это не знания, а действия".(13.С.9-10) Впервые интегрированный урок с преподавателем русского языка и литературы мы провели восемь лет назад. Нас объединили желание стимулировать познавательную деятельность учащихся и совместный интерес к открытию горизонтов для методического творчества. Сегодня это сотрудничество эффективно, реализованы развивающие и воспитательные задачи, появилась потребность в интеграции связей наук и универсальных способов деятельности со стороны всех участников образовательного процесса (9.С.34). Большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков вдохновляют, так как ожидается урок, который несёт что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Деятельность на уроке обязательно должна быть осмыслена, личностно значима, когда студент может задаваться вопросами: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Здесь на помощь приходят инновационные технологии, которые обеспечивают интеграцию в обучении за счёт того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания.
При организации интегрированных уроков применяется проектная и исследовательская деятельность, информационные технологии, творческие мастерские. Как показала практика, урок будет удачным, если при выборе технологии и методики его проведения главным является системообразующий фактор. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения. Мы продумываем установление связей внутри блоков учебного материала, а потом внутрипредметные и межпредметные. «Во время работы над составлением календарно – тематического планирования следует определить оптимальное количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Критериями оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных задач. Анализ нашей педагогической практики показывает, что целесообразнее проводить интегрированные уроки как обобщающие изученный материал.
Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из различных кусочков стекла, когда студенты соединяют разрозненные знания в единую картину».(9.С.34)
Наиболее удачными среди проведенных считаю такие уроки, как:1. «Куликовская битва» (литература – история);2. «Я - Гражданин» (история-обществознание);
«Диалог культур при сопоставлении аналогичных и контрастных явлений в русских и английских сказочных текстах» (русский язык – английский язык);
«Декларация прав человека как неотъемлемая часть защиты личности в государстве» (история – обществознание);
«В чем смысл жизни на Земле?» (история – обществознание);
«Золотое кольцо России» (история – математика);
«Загадки Московского Кремля» (история – математика);
«Юность, опаленная войной» (история-математика»;
«Пасхальные традиции» (история, русский язык, математика, кулинария, охрана труда).
Нельзя не заметить, что преподаватели общеобразовательных предметов стараются объединить свои усилия для повышения эффективности образовательного процесса. Одной из важнейших проблем, стоящих в ПОО, на наш взгляд, является заметное снижение интереса студентов к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к интегрированному подходу в обучении студентов этим предметам. В связи с этим, несколько лет назад мы расширили свою «территорию интеграции», добавив туда уроки математики. Это позволило вызвать интерес у студентов к физическим и математическим проблемам, показать возможность их решения новыми, нестандартными методами: алгоритмизацией решения сложных задач, возможностью смоделировать математические процессы и управлять этими процессами и т. д.
Помимо этого, использование компьютера как средства обучения усиливает практическую направленность, как математики, так и истории, обществознания, иностранного языка; отражает современные методы исследования в этих отраслях научного знания, способствует устойчивому интересу студентов к изучаемым предметам.
За последний учебный год мы еще расширили «территорию интеграции», пригласив к участию в нашей деятельности и преподавателей спецдисциплин. Нам кажется, что все преподаватели, а, главное, студенты получают массу положительных эмоций и удовольствия в ходе подготовки и проведения открытых интегрированных уроков включающих целый ряд дисциплин: общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных.
В текущем учебном году мы хотим продолжить наше взаимодействие с преподавателями спецдисциплин.
В совместной деятельности с преподавателями сложилось так, что мы отдаём предпочтение следующим формам интегрирования: деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях; концептуальная, при которой студенты практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Заключение.
Рассмотрение достаточно сложных вопросов на интегрированных уроках, специфика интеграции, естественно, требуют постоянства усилий студентов. Эти усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации, решение и исследование различных вариантов выхода из проблемных ситуаций в зависимости от изменяющихся условий – всё это развивает активность мышления.
Новизна, нестандартность тем, задач, упражнений интегрированных уроков вызывают строгую необходимость оценивать правильность полученных результатов, что развивает критичность мышления.
Достаточно большой объём информации, получаемый и обрабатываемый студентами на интегрированных уроках, включение их оперативной и долговременной памяти, систематизация знаний, использование общих методов и приёмов решения задач развивают организованность памяти. Интегрированные уроки, как никакие другие, в большей степени ориентированы на организованность памяти, что даёт возможность соблюдать принцип экономии мышления.
Роль преподавателя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими в аудитории во время урока, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К студенту – участнику интегрированного урока мы предъявляем следующие требования:
- находить и использовать информацию из различных источников;
- критически рассматривать и осмысливать полученную информацию;
- предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
- выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
- выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Специфика интегрированного урока состоит в том, что выбираемая для рассмотрения проблема должна быть пограничной относительно математики, информатики, истории, литературы и её исследование должно быть многогранным, всесторонним, не дающим возможности упустить какой-либо её компонент, а также исследование должно показать значение этой проблемы. Такое всестороннее изучение проблемы возможно при условии комплексного применения естественнонаучного метода познания, который включает следующие элементы: понимание проблемы, точное определение её и отграничение от других проблем; изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой; планирование поиска решения проблемы, выбор наиболее вероятной гипотезы; планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы, выбор оптимального способа решения; распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы.
Какие умения интегрированные уроки позволили развить у студентов? умение формулировать собственные учебные цели, брать ответственность на себя, быть лидером группового или парного проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации и переноса знаний в новую ситуацию; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию; умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности; умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат; понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией; умение работать в группе, искать и находить компромиссы; формирования у студентов качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации; владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.). И наконец, для преподавателя важны создание комфортной здоровьесберегающей среды, создание условий для самопознания и для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы, и эффект сотрудничества, содружества, партнёрства.
Такие уроки имеют и другие преимущества: раскрепощают студентов, дают возможность им высказаться. Они не боятся ошибаться, с удовольствием учатся ориентироваться в потоке информации. Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, нужно как-то ее видоизменить, Если это картинка, опишите ее словами, если это фраза, представьте ее в виде схемы или рисунка. Такой подход делает обучение не только эффективным, но и более интересным. В такой работе происходит рост познавательного интереса студентов, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; студенты включены в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющие отражение личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам. По словам Мэла Левина, «самые лучшие ученики это те, кто лучше всего может пересказать что-либо своими словами». (12.С.79) Те, кто умело делают записи, пользуются этим принципом, не записывая все слово в слово.
Часто повторяем своим студентам мысль К.Н. Боуви: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».
Уверены, что проблема интеграции в процессе обучения всегда останется актуальной. Именно интеграция имеет высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствуя созданию нового, целостного, системного взгляда на мир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки / Москва "Чистые пруды", 2006.
2. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.;
3. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Я – гражданин России // История (научно – методическая газета для учителей истории и обществознания №6 (870) 16-31 марта 2009 год;
4. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Я – гражданин России // Читаем, учимся, играем. №9 2009 год;
5. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. В чем смысл жизни на Земле? //Читаем, учимся, играем. №7 2009 год;
6. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Люди рождаются свободными// История №20 2010 год;
7. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Декларация прав человека как неотъемлемая часть защиты личности в государстве// Вестник Открытой Академии правовой культуры детей и молодежи №1 2013 год;
8. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. На поле Куликовом // Читаем, учимся, играем, №6 2010 год;
9. Н.В. Карнизова, М.С. Лахман. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках по предметам гуманитарного цикла.//Учитель, 2008 №5;
10. Кларин М.В. Технологии обучения: идея и реальность. Рига, 1999;
11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков // Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д: «Учитель», 2003;
12.Левин М. Нужная мысль – вовремя.- М.:АСТ, 2006;
13. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. И. Загвязинский [и др.] ; под ред. В. И.Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008;
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Г.. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].- М.:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2013 г.;
15. Хроленок Л.А. Инновационная модель личности преподавателя в условиях
реформирования среднего профессионального образования/ Л.А. Хроленок // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2014. – №. 3;
16. Чтение и грамотность в образовании и культуре (к 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность»)// Материалы Международной практической конференции 26-29 марта 2009 г.: Москва.
17. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15