Рабочая программа по литературе по учебнику Ю.Лебедева (10 класс)


Рабочая программа
по литературе для 10 класса (базовый уровень)
Составитель: Марамыгина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Предлагаемая программа представляет содержание курса изучения литературы в 10 классе, в основе которого обязательный минимум содержания для основной (полной) школы. Данная программа составлена на основании Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; и локального нормативного акта «Положение о рабочей программе учителя», утверждённого 08 06. 2015г. Программа рассчитана на изучение литературы в 10 классе в течение 102 часов учебного времени, т.е. 3 урока в неделю и не предполагает углублённого изучения тем. За основу взята Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной для 5 - 11 классов.- М.: Просвещение, 2008 г. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник для общеобразовательных учреждений «Литература.10 класс» в 2 ч. Автор - Лебедев Ю. В. -М.: «Просвещение», 2008.
Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.
Данная программа предназначена для 10 «А», 10 «Б» классов. В 10 «Б» классе обучаются дети, где качество знаний превышает 60%, в 10 «А» обучаются дети среднего уровня знаний. Поэтому предполагается при отборе форм методов преподавания учитывать особенности обучающихся в каждом классе, дифференцированно подходить к проверочным, самостоятельным и контрольным работам.
Цель:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи:
обеспечивать общее и литературное развитие старшего школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности
сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника, обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста, развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Ориентиром для составления рабочей программы является учебник - хрестоматия под редакцией Лебедева В.П.в 2-х частях.- М.:Просвещение, 2008г.
В программе предусмотрено только общее количество часов на год, поэтому распределение часов по разделам и темам сделано самим учителем на основании
* Приложения № 3 к Программе по литературе "Варианты примерного тематического планирования уроков литературы в 5-11 классах"
(10 класс) (стр. 154-162).
Темы уроков соответствуют базисному содержанию образования.
На уроки внеклассного чтения отведено 11 часов, на уроки развития речи – 7 часов, из них сочинений - 7.
В течение учебного года осуществляется контроль за знаниями учащихся: контрольных работ - 2.
Учебно – тематический план

раздела Наименование раздела общее количество часов контроль практические
(развитие речи/ внеклассное чтение)
проверочные работы самостоятельные работы контрольные работы 1. Введение. 2 2. Литература первой половины 19 века. 28 1 1 1 2/3
3. Литература второй половины 19 века. 68 1 6 1 5/5
4. Из литературы народов России 1 0/1
5. Из зарубежной литературы 3 0/2
Итого: 102 2 7 2 7/11
Содержание учебного предмета
Русская литература XIX века
А.С. Пушкин
Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения по выбору.Поэма "Медный всадник".
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
А.Н. Островский
Драма "Гроза" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
И.А. Гончаров
Роман "Обломов"
И.С. Тургенев
Роман "Отцы и дети"
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", а также три стихотворения по выбору.
А.К. ТОЛСТОЙ
ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", а также три стихотворения по выбору.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).
Н.С. ЛЕСКОВ
ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
"ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА" (ОБЗОР).
Ф.М. Достоевский
Роман "Преступление и наказание"
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея "Война и мир" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).
А.П. Чехов
Рассказы: "Студент", "Ионыч", а также два рассказа по выбору.
Рассказы: "Человек в футляре", "ДАМА С СОБАЧКОЙ" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Пьеса "Вишневый сад" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).
Литература народов России <*>
--------------------------------
<*> Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.
Г. АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, М. КАРИМ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, К. КУЛИЕВ, Ю. РЫТХЭУ, Г. ТУКАЙ, К. ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОДНОГО АВТОРА ПО ВЫБОРУ.
Зарубежная литература
ПРОЗА
О. БАЛЬЗАК, Г. БЕЛЛЬ, О. ГЕНРИ, У. ГОЛДИНГ, Э.Т.А. ГОФМАН, В. ГЮГО, Ч. ДИККЕНС, Г. ИБСЕН, А. КАМЮ, Ф. КАФКА, Г.Г. МАРКЕС, П. МЕРИМЕ, М. МЕТЕРЛИНК, Г. МОПАССАН, У.С. МОЭМ, Д. ОРУЭЛЛ, Э.А. ПО, Э.М. РЕМАРК, Ф. СТЕНДАЛЬ, ДЖ. СЭЛИНДЖЕР, О. УАЙЛЬД, Г. ФЛОБЕР, Э. ХЕМИНГУЭЙ, Б. ШОУ, У. ЭКО.ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
ПОЭЗИЯ
Г. АПОЛЛИНЕР, Д.Г. БАЙРОН, У. БЛЕЙК, Ш. БОДЛЕР, П. ВЕРЛЕН, Э. ВЕРХАРН, Г. ГЕЙНЕ, А. РЕМБО, P.M. РИЛЬКЕ, Т.С. ЭЛИОТ.
СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
Основные историко-литературные сведения
Русская литература XIX века
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе <и литературе других народов России> <*>. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. <Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России.> Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
--------------------------------
<*> В историко-литературных сведениях в треугольные скобки заключены позиции, имеющие отношение только к образовательным учреждениям с родным (нерусским) языком обучения.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
Литература народов России
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
<Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.>
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы <и литературы других народов России,> отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX - XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX - XX веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащегося)
М.Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося)
А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащегося)
И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывок по выбору учащихся)
Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору учащихся)
Л.Н. Толстой. Война и мир (отрывок по выбору учащихся)
А.К. Толстой. «Средь шумного бала…», «Коль любить, так без рассудку…»(по выбору)
Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим…», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «Чему молилась ты с любовью» (по выбору)
А.А. Фет. Добро и зло. «Жизнь пронеслась без явного следа…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет…» (по выбору)
Темы сочинений
По творчеству А. Н. Островского
1. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)
2. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
3. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
4. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».
По творчеству И. С. Тургенева
1. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.
2. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
3. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
По творчеству Н. А. Некрасова
1.Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
2.Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
3.Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
4.Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
5.Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
По творчеству Ф. М. Достоевского
1.Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
2. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
3. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
По творчеству Л. Н. Толстого
1.Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
2.Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
3.Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
4."Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Учебная программа
№ учебной недели
Название раздела, темы урока, номер урока по порядку, номер урока в разделе Обязательный минимум
содержания Контроль
Обучающийся
должен знать Обучающийся
должен уметь
1 Раздел 1.Тема « Введение»
1.1.Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
2.2.Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Русская литература 19 века. Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). основные темы и проблемы русской лит. 19 в, основные произведения писателей лит. первой полов.19 в
раскрывать взаимосвязи русской лит. 19 в. с мировой культурой, составлять тезисный план лекции,
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
Раздел 2. Тема «Литература первой половины 19 века»
3.1.Обзор русской литературы первой половины XIX века.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
2 4.2.А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
А.С. Пушкин
Становление литературного языка. Основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина.
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
5.3. Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок.
Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе.
Литературные направления и течения: романтизм содержание изученных литературных произведений
воспроизводить содержание литературного произведения
3
4 6.4.Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
7.5.Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.
8.6.Стихотворения «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»
9.7.Философская лирика А. С. Пушкина.
10.8.Тема жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения по выбору.Литературные роды: лирика,
Жанры литературы: лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворения: «Деревня», «Поэт», «Анчар»
Заучивать наизусть стихотворные тексты, соблюдая нормы литературного произношения;
анализировать и интерпретир. художественное произведение, используя изобразительно-выразительные средства языка
11.9.Р.р. Сочинение по лирике Пушкина содержание изученных литературных произведений писать сочинения на литературные темы
5 12.10.Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.
13.11. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
Поэма «Медный всадник»
Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Психологизм. Народность. Историзм.
Жанры литературы: поэма, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма Проверочная работа №1
содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
6
7 14.12.М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
15.13. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.
16.14. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.
17.15.Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» «Завещание»
18.16. Философские мотивы лирики Лермонтова как выражение мироощущения поэта.
19.17.Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три стихотворения по выбору.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб. Ритм. Рифма. Строфа.
Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти.
Самостоятельная работа № 1
Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Нищий», «Мой демон».
Заучивать наизусть стихотворные тексты, соблюдая нормы литературного произношения;
анализировать и интерпретир. художественное произведение, используя изобразительно-выразительные средства языка
20.18. Р.р.Сочинение по лирике Лермонтова
содержание изученных литературных произведений писать сочинения на литературные темы
21.19. Своеобразие художественного мира поэта. Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. содержание изученных литературных произведений находить нужную информацию в источниках разного типа,
8 22.20.-23.21.Вн/чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов
Стихотворения.
Лирический герой. содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
24.22. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
Н.В. Гоголь Основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
9
10 25.23. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.
26.24.Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
27.25. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга
28.26. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
Н.В. Гоголь.
Одна из петербургских повестей по выбору.
Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека.
Жанры литературы: повесть. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. содержание изученного литературного произведения;
основные теоретико-литературные понятия;
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретиров. художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
29.27.Вн/чт. Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
Н.В. Гоголь.
Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство) содержание изученных литературных произведений;
Определять принадлежность литературного текста к тому или иному роду и жанру.
30.28.Контрольная работа по разделу «Литература первой половины 19 века» Контрольная работа № 1
11 Раздел 3. Тема «Литература второй половины 19 века»
31.1.Обзор русской литературы второй половины XIX века. Проза и поэзия.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор.
Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. основные закономерности историко-литературного процесса Участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
12 32.2. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.
33.3. Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова.
34.4. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
И.А. Гончаров
Роман "Обломов.
Жанры литературы: роман. Персонаж. Характер. Тип. Система образов.
Проблема человека и среды.
Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств Основные факты жизни и творчества И.Гончарова, содержание изученного литературного произведения;
основные теоретико-литературные понятия. что такое роман?
выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы
35.5. «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.
Литературная критика.
Проверочная работа №2
основные теоретико-литературные понятия;
Составлять тезисы лекции
36.6. А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
Формирование национального театра. основные факты жизни и творчества А.Н.Островского
Составлять план лекции
13
14 37.7. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.
38.8.Своеобразие конфликта в драме. Смысл названия.
39.9. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»
40.10. Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. А.Н. Островский
Драма "Гроза".
Нравственные устои и быт разных слоев русского общества
( купечество)
Роль женщины в семье и общественной жизни.
Литературные роды: драма. Жанры литературы: трагедия, драма. Конфликт.
Самостоятельная работа 2
содержание изученных литературных произведений
формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
41.11.Р.р. Сочинение по драме Островского «Гроза». содержание изученных литературных произведений писать сочинения на литературные темы
42.12. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
Основные факты жизни и творчества И.С.Тургенева
Составлять тезисы лекции
15
16 43.13. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».
44.14. Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.
45.15. «Отцы» и «дети» в романе.
46.16. Любовь в романе «Отцы и дети»
47.17. Анализ эпизода «Смерть Базарова». И.С. Тургенев
Роман "Отцы и дети".
Расцвет русского романа.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Самостоятельная работа № 3 содержание изученных литературных произведений; воспроизводить содержание литературного произведения
48.18.Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
Литературная критика.
основные теоретико-литературные понятия;
Д.И. Писарев «Базаров». Составлять конспект по критической статье
17 49.19. Р.р. Сочинение по роману И.Тургенева «Отцы и дети» содержание изученных литературных произведений писать сочинения на литературные темы
18 50.20. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.
51.21. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева.
52.22.Жанр лирического фрагмента в его творчестве.
53.23. Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и поединок роковой». Ф.И. Тютчев
Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три стихотворения по выбору.
Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Основные факты жизни и творчества Ф.И.Тютчева.
Стихотворения: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
«Нам не дано предугадать…», Заучивать наизусть стихотворные тексты.
19 54.24А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
55.25. Любовная лирика А. А. Фета. А.А. Фет
Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", а также три стихотворения по выбору.
Содержание и форма. Основные факты жизни и творчества А.А.Фета,
содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
56.26.Вн/чт. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
А.К. ТОЛСТОЙ
ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.
Стихотворения: «Смотри, все ближе с двух сторон...», «Солнце жжет; перед грозою…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…» выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
20 57.27. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.
58.28. Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.
59.29. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", а также три стихотворения по выбору.
Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (крестьянство).
Жанры литературы: баллада, лирическое стихотворение, элегия, ода, сонет.
Стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Стихотворения:
«Еду ли ночью по улице темной»,
«Муза», «Орина, мать солдатская»
содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
21 60.30. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.
61.31. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
62.32. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
63.33. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"
Жанры литературы: поэма.
Демократизация русской литературы. Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Язык художественного произведения.
Самостоятельная работа№4
содержание изученных литературных произведений;
воспроизводить содержание литературного произведения
22 64.34.Р.р.Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
содержание изученных литературных произведений писать сочинения на литературные темы
65.35. М. Е. Салтыков - Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок .Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Основные факты жизни и творчества М.Е.Салтыкоава-Щедрина Составлять тезисы лекции
23 66.36.Вн/чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
67.37.Вн/чт. Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города». Образы градоначальников
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
"ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА" (ОБЗОР).
Художественный вымысел. Фантастика.
Автор-повествователь. Образ автора.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Гипербола. Аллегория содержание изученных литературных произведений; воспроизводить содержание литературного произведения,
определять род и жанр произведения
68.38. Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.
69.39.Вн/чт.Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
Жанры литературы: рассказ, очерк. Основные факты жизни и творчества Л.Н.Толстого. Составлять тезисы лекции
24
25
26
27 70.40. История создания романа «Война и мир».
71.41.Особенности жанра романа. Образ автора в романе.
72.42. Женские образы в романе «Война и мир».
73.43. Семья Ростовых и семья Болконских.
74.44. Тема народа в романе «Война и мир».
75.45. Кутузов и Наполеон.
76.46. Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».
77.47. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
78.48. Философский смысл образа Платона Каратаева.
79.49.Художественные особенности романа.
80.50.Анализ эпизода из романа «Война и мир».
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея "Война и мир".
Жанры литературы: роман-эпопея.
Литературные роды: эпос. Лирическое отступление. Стиль.
Персонаж. Характер. Тип. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Самостоятельная работа№5
содержание изученного литературного произведения;
основные теоретико-литературные понятия;
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретиров. художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
81.51. Р.р. Сочинение по роману Л.Толстого «Война и мир»
содержание изученных литературных произведений писать сочинения на литературные темы
28 82.52. Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Основные факты жизни и творчества Ф.М.Достоевского Составлять тезисы лекции
29 83.53. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе.
84.54. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.
85.55. Теория Раскольникова
86.56. «Двойники» Раскольникова в романе.
87.57. Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога в романе. Ф.М. Достоевский
Роман "Преступление и наказание".
Литературные роды: эпос. Жанры литературы: роман, притча.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Самостоятельная работа № 6
содержание изученных литературных произведений;
основные теоретико-литературные понятия
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
30 88.58.Р.р. Сочинение по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
содержание изученных литературных произведений писать сочинения на литературные темы
31 89.59. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
90.60. Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.
91.61. Вн/чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
Н.С. ЛЕСКОВ
ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.
основные факты жизни и творчества Н.С.Лескова,
содержание изученных литературных произведений Анализировать текст, выявлять авторский замысел и различные средства его воплощения,
сопоставлять литературные произведения
32 92.62. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»
93.63 Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.
94.64. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» А.П. Чехов
Рассказы: "Студент", "Ионыч", а также два рассказа по выбору.
Рассказы: "Человек в футляре", "ДАМА С СОБАЧКОЙ" Самостоятельная работа №7 Рассказы:
«Крыжовник»,
«О любви», «Попрыгунья» аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
33 95.65. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. 96.66. Разрушение дворянского гнезда.
97.67. Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля А.П. Чехов
Пьеса "Вишневый сад"
Литературные роды: драма. Жанры литературы: комедия содержание изученного литературного произведения;
воспроизводить содержание литературного произведения
98.68. Контрольная работа по разделу «Литература второй половины 19 века» Контрольная работа № 2 Раздел 4. Тема «Из литературы народов России»
99.1. Вн/чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
Литература народов России.
Г. АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, М. КАРИМ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, К. КУЛИЕВ, Ю. РЫТХЭУ, Г. ТУКАЙ, К. ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОДНОГО АВТОРА ПО ВЫБОРУ.
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык. основные факты жизни и творчества К.Хетагурова, содержание изученных литературных произведений анализировать художественное произведение, используя тематику, проблематику, изобразительно-выразительные средства языка
34 Раздел 5. Тема «Из зарубежной литературы».
100.1. Вн/чт. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
101.2. Вн/чт. Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом».
Зарубежная литература
ПРОЗА
Г. ИБСЕН, , Г. МОПАССАН.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.
Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX - XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений содержание изученных литературных произведений
воспроизводить содержание литературного произведения
102.3. Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» Зарубежная литература
ПОЭЗИЯ
Г. АПОЛЛИНЕР, Д.Г. БАЙРОН, У. БЛЕЙК, Ш. БОДЛЕР, П. ВЕРЛЕН, Э. ВЕРХАРН, Г. ГЕЙНЕ, А. РЕМБО, P.M. РИЛЬКЕ, Т.С. ЭЛИОТ. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
содержание изученных литературных произведений
воспроизводить содержание литературного произведения
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения литературы обучающийся должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Контрольно – измерительные материалы
Проверочные, самостоятельные, контрольные работы разработаны самим учителем на основании книг:
Тесты по литературе. 9 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008 г.
Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001г.
Тесты. 9-11кл.: Учебно-методическое пособие для учителя под ред. И.М. Михайлова. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002г.
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение, 2010
контроль
тема источники
Проверочная работа №1
«Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник»
Тесты по литературе. 9 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008 г.
Проверочная работа № 2 «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике»
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Pageконтроль
тема источники
Самостоятельная работа №1
«Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» «Завещание»
Тесты. 9-11кл.: Учебно-методическое пособие для учителя под ред. И.М. Михайлова. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002г.
Самостоятельная работа № 2
«Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»
Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001г.
Самостоятельная работа № 3
«Анализ эпизода «Смерть Базарова». Тесты по литературе. 9 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008 г.
Самостоятельная работа № 4
«Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/viktoriny-nebolshoy-pismennyy-opros-po-materialu-izuchennogo-proizvedeniyaСамостоятельная работа № 5 «Художественные особенности романа «Война и мир»
Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001г.
Самостоятельная работа № 6
«Теория Раскольникова»
Тесты по литературе. 9 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008 г.
Самостоятельная работа № 7 Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» Тесты по литературе. 9 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008 г.
контроль
тема источники
Контрольная работа №1
по разделу «Литература первой половины 19 века».
Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001г.
Контрольная работа №2
по разделу «Литература второй половины 19 века».
Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001г.
http://do.gendocs.ru/docs/index-373279.htmlУчебно-методическое обеспечение
Список для обучающихсяРекомендованная литература (основная)
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
Рекомендованная литература (дополнительная)
ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
Список для учителя
Рекомендованная литература (основная)
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
Рекомендованная литература (дополнительная)
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2010
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2006.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2006.
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. – М.: Издательский Дом «Литера». 2010.
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение, 2010
Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия)
http://school-collection.edu.ru/ (ЕК ЦОР)
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Pagehttp://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/viktoriny-nebolshoy-pismennyy-opros-po-materialu-izuchennogo-proizvedeniyahttp://do.gendocs.ru/docs/index-373279.htmlКонтрольная работа №1 по разделу «Литература первой половины 19 века»
Вариант 1.
1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина
А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840
2. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?
А) «К другу стихотворцу»
Б) «Мечтатель»
В) «Воспоминания о Царском Селе»
3. Какие стихотворения А.С.Пушкина посвящены теме поэта и поэзии?
А) «В Сибирь»
Б) «Памятник»
В) «Пророк»
4.Соотнесите стихотворения А.С.Пушкина с мотивами лирики поэта.
А) Тема поэта и поэзии
Б) Вольнолюбивая лирика
В) Любовная лирика
А) «Поэт и толпа», «Пророк»
Б) «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»
В) «Анчар», «Вольность»
5. Из какого поэтического произведения А.С.Пушкина взят приведённый ниже отрывок?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
А) «Евгений Онегин»
Б) «Осень»
В) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»
6. Основная тема поэмы «Медный всадник»
А) Противоборство личности и государства
Б) Тема любви
В) Тема верности «маленького человека»
7. Какую оценку Петру Первому даёт автор в поэме «Медный всадник»?
А) Пётр – великая личность
Б) Пётр- деспот, тиран
В) Двойственная оценка Петра
8. М.Ю.Лермонтов родился
А) В Тарханах
Б) В Петербурге
В) В Москве
Г) В Пятигорске
9. В какое учебное заведение поступил М.Ю.Лермонтов в 1830 году?
А) В Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге
Б) В Московский университет
В) В Царскосельский лицей
Г) В Петербургский университет
10. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова явилось ответом на убийство А.С.Пушкина?
А) «Поэт»
Б) «Дума»
В) «Смерть поэта»
11.Назовите основной мотив в лирике М.Ю.Лермонтова
А) Зависть
Б) Свобода
В) Одиночество
Г) Усталость
12. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведений М.Ю. Лермонтова
А) И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам….
Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.
Б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
В) Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час!
Г) Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз
Д) О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
А) «Родина»
Б) «Бородино»
В) «Смерть поэта»
Г) «Как часто, пёстрою толпою окружён…»
Д) «Дума»
13 . Назовите годы жизни Н.В.Гоголя
А) 1802-1850
Б) 1809-1850
В) 1809-1852
Г) 1805-1845
14. Какие из приведённых ниже литературных произведений принадлежат Н.В.Гоголю?
А) «Вечер накануне Ивана Купала»
Б) «Майская ночь, или Утопленница»
В) «Вий»
Г) «Ревизор»
Д) «Тарас Бульба»
Е) «Невский проспект»
Вариант 2.
1. В каком городе родился А.С.Пушкин?
А) В Петербурге
Б) В Москве
В) В Киеве
Г) В Туле
2. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?
А) «К другу стихотворцу»
Б) «Мечтатель»
В) «Воспоминания о Царском Селе»
3. Какие стихотворения А.С.Пушкина можно отнести к вольнолюбивой лирике?
А) «Пророк»
Б) «К морю»
В) «К Чаадаеву»
4.Соотнесите стихотворения А.С.Пушкина с мотивами лирики поэта.
А) Тема поэта и поэзии
Б) Вольнолюбивая лирика
В) Любовная лирика
А) «Пророк», «Поэт»
Б) «Я вас любил», «Не пой, красавица при мне»
В) «Арион», «В Сибирь»
5. Из какого стихотворения А.С.Пушкина взяты эти строки?
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья…
А) «К Чаадаеву»
Б) «Вольность»
В) «Поэт»
6. Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»
А) Между человеком и стихией
Б) Между личностью и государством
В) Между разумом и чувством
7. Какую оценку Петру Первому даёт автор в поэме «Медный всадник»?
А) Пётр – великая личность
Б) Пётр- деспот, тиран
В) Двойственная оценка Петра
8. М.Ю.Лермонтов жил
А) 1814-1841
Б) 1824-1840
В) 1812-1837
9. За что М.Ю.Лермонтов в 1837 году был сослан на Кавказ?
А) За непочтительные отзывы о членах царской фамилии
Б) За революционную деятельность
В) За стихотворение «Смерть поэта»
10. Какое произведение сделало М.Ю.Лермонтова знаменитым?
А) «Парус»
Б) « Герой нашего времени»
В) «Смерть поэта»
11.Назовите основной мотив в лирике М.Ю.Лермонтова
А) Зависть
Б) Свобода
В) Одиночество
Г) Усталость
12. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведений М.Ю. Лермонтова
А) Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз
Б) Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час!
В) И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам….
Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой.
Г) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Д) О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
А) «Родина»
Б) «Бородино»
В) «Смерть поэта»
Г) «Дума»
13 . Назовите годы жизни Н.В.Гоголя
А) 1803-1855
Б) 1809-1850
В) 1802-1850
Г) 1809-1852
14. Назовите произведения, принадлежавшие перу Н.В.Гоголя
А) «Вечер накануне Ивана Купала»
Б) «Ревизор»
В) «Вий»
Г) «Мёртвые души»
Д) «Майская ночь, или Утопленница»
Е) «Шинель»
Ответы
1 вариант
–в
– в
– б – аа, бв, вб – а
– а
– в
– в
– а
– в
– в
– аб, бв, вд, га, дг – в
- все 2 вариант
– б – в
– в
– аа, бв, вб – а
–б – в
–а
– в
– в
– в
– аа, бг, вб, гв – г – все
Критерии оценивания:
«5» - 12-14 БАЛЛОВ
«4» - 10-11 баллов
«3» - 7-9 баллов
« 2» - менее 7 баллов
«1» - менее 4 баллов
Контрольная работа №2 по разделу «Литература второй половины 19 века»
1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А)романтизмВ)сентиментализм
Б)классицизмГ)реализм
2.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
А)И.С.ТургеневВ)Л.Н.Толстой
Б)А.Н.ОстровскийГ)Ф.М.Достоевский

3.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
А)Анна ПетровнаВ)Катерина Львовна
Б)Марфа ИгнатьевнаГ)Анастасия Семеновна
4.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:
«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»А)олицетворениеВ)эпитет
Б)инверсияГ)аллегория

5.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
А)А.Н.ОстровскийВ)М.Е.Салтыков-Щедрин
Б)Ф.М.ДостоевскийГ)Л.Н.Толстой

6.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?
А)лирикаВ)эпос
Б)драмаГ)лиро-эпик

7.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».
А)В.Г.БелинскийВ)Н.Г.Чернышевский
Б)Н.А.ДобролюбовГ)Д.И.Писарев

8.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
А)А.С.ПушкинВ)Н.А.Некрасов
Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов

9.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»А)аллегорияВ)антитеза
Б)метафораГ)гипербола
10.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
А) И.А.ГончаровВ) М.Е.Салтыков-Щедрин
Б) Н.А.НекрасовГ)А.П.Чехов

11.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
А) М.Е.Салтыков-ЩедринВ) Ф.М.ДостоевскийБ)А.И.ГерценГ) Н.А.Некрасов

12.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?
А)тип «маленького человека»В)самодур
Б)тип «лишнего человека»Г)романтический герой

13.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?
А)лирикаВ)эпос
Б)драмаГ)лиро-эпика

14. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?
А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина
Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя
В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова
Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А)А.С.ПушкинВ)Ф.И.Тютчев
Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»
А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев
Б)А.С.ПушкинГ)А.А.Фет

17.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.
А)И.А.ГончаровВ)Ф.М.Достоевский
Б)Л.Н.ТолстойГ)И.С.Тургенев
18.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».
А)Ф.М.ДостоевскомуВ)И.А.Бунину
Б)Л.Н.ТолстомуГ)А.П.Чехову

19. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»
А)Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.Белинскому
Б)Н.В.ГоголюГ)М.Ю.Лермонтову

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»
А)гротескВ)аллегория
Б)олицетворениеГ)сравнение
21.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
А) А.А.ФетВ)Н.А.Некрасов
Б) Ф.И.ТютчевГ) А.К.Толстой
22.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.
А) «Малиновая вода»В) «Певцы»
Б) «Муму»Г) «Бирюк»

23.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.
А) Л.Н.ТолстойВ) А.П.Чехов
Б) И.А.ГончаровГ) М.Е.Салтыков-Щедрин

24.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»
А)А.С.ПушкинВ)Н.А.Некрасов
Б)М.Ю.ЛермонтовГ)Ф.И.Тютчев
25.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?
А)гиперболаВ)экспозиция
Б)гротескГ)кульминация
26.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.
А)А.С.Пушкин «Выстрел»В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Б)Л.Н.Толстой «Война и мир»Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

27.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»А)олицетворениеВ)анафора
Б)антитезаГ)эпитет
Ответы
– г – б – б – а
– в
– в
– б – б – в
– в
– в
– в
– в
–а
– в
– в
– б
– а
– в
– б – в
– б
– в
– г – г – в
- в
Критерии оценивания:
«5» - 23-27 БАЛЛОВ
«4» - 19-22 балла
«3» - 13- 18 баллов
« 2» - менее 13 баллов
«1» - менее 8 баллов