Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.04 «Пекарь»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД
Е
НИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ НПО ПЛ №13 МО
____
__________ /
Калачанова Н.Б
./
«______» _______
_______
_ 201
4
г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ
СЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК
»
основной профессиональной образовательной программы
средне
го профессионального образования
по профессиям
:
23.0
1
.03
«
Автомеханик
»
,
15.01.05
«Сварщик» (электросварочные и газосвароч
ные работы)
.
г. Раменское
2014
г.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
2
Рабочая п
рограмма учебной дисциплины
Русский язык
разработана на основе
Федерального государственного образовательного станд
а
рта (далее
–
ФГОС) для
профессий
средне
го профе
с
сионального образования (далее
С
ПО)
2
3.0
1
.03
«
Автомеханик
»
,
15.01.05
«Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)
.
Организация
-
разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального
профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской
области.
Разработчик:
Капин А.В
., п
реподаватель общеобразовательных дисциплин
Государственного
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального
обра
зования профессиональный лицей
№13 Московской области.
Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального
образования профессионального лицея №13 Московской области
.
«___»____________20_______
Эксперт (ы) от работодат
еля
_____________________________________________________
_______________
____________________________________________________________________
«____»____________201______
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ
ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН
ИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П
РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1
3
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ
ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1
7
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения программы
Программа учебной
дисциплины
Русский язык
является частью основной
общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
для
профессий
С
ПО
23.01.03
«
Автомеханик
»
, 15.01.05
«Сварщик» (электросварочные и газосварочные
работы)
.
Программа учебной дисциплины может быть
использован
а
для профессий
технического
и социально
-
экономического
профилей профессионального
образования
.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык
» принадлежит к общеобразовательному
ци
клу по реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования технического профиля.
1.3. Цели и задачи дисциплины
–
требования к результатам освоения
дисциплины:
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями
фед
ерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования базового уровня.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
● воспитание формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
● дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
де
ятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
● освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; норма
х
речевого поведения в различных сферах общения;
● овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соо
тветствии с задачами
общения;
● применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного
подхода
. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
5
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении любой т
емы, поскольку все виды компетенций
взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела
«Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования,
морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных раздел
ов большое
внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их
коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры
речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефера
тов,
информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов,
аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в
процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, ег
о устройстве, развитии и функционировании; овладения основными
нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся.
Формирование культуроведчес
кой компетенции может проходить в процессе
работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт,
культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих
способностей обучающегося, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое
значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности о
бучающихся
обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются
задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и
социализации личности.
Предл
агаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой
подготовки обучающихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса
—
повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по
русскому языку, полученных в основной шко
ле.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное
внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и
взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками,
что поможет обучающи
мся глубже осмыслить взаимосвязь между различными
разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений,
характер отбора материала для упражнений, разнообразие зада
ний и т.д. направлены
на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей,
обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения
содержания курса
«Русский язык».
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
6
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и
особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Программа
призвана обеспечивать восполняющее повторение при подготовке к вступительным
экзаменам в
вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену
(ЕГЭ) по русскому языку.
Большое количество упражнений, предлагаемых по всем темам, определяется
практической целесообразностью и направлено на выработку практических
навыков, в п
ервую очередь навыков правильного письма.
Рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и
пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор
выпускников, уделить должное внимание формированию коммуникативной
,
языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Основные задачи курса
русского языка по данной программе сводятся к
следующему:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и
графике, лексике и фразеологии, морфологии,
грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же
время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с
Госу
дарственными
требованиями к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускника;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках,
правилах их использования;
обеспечить дальне
йшее овладение изобразительно
-
выразительными
средствами языка с одновременным расширением знаний учащихся о тропах,
фигурах речи, лексических, фонетических средствах выразительности
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной
основе.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития человека.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся
должен:
знать/понимать
● связь языка и истории, культуры русского
и других народов;
● смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
● основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
● орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуацион
ные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально
-
культурной, учебно
-
научной, официально
-
деловой
сферах общения;
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
7
уметь
● осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения я
зыкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
● проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стил
ей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение
● использовать основные виды чтения (ознакомительно
-
изучающее,
ознакомительно
-
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
● извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно
-
научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
● создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различ
ных типов и жанров в учебно
-
научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально
-
культурной и деловой сферах общения;
● применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литератур
ного языка;
● соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
● соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
● ис
пользовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
● осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценност
и
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
● развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
● увеличения словар
ного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
● совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, ме
жличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
● самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
8
Контроль за результатами обучения
осуществляется по трём направлениям:
-
учитываются ум
ения обучающегося производить разбор звуков речи, слова,
предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в
связи с производимым разбором или по заданию учителя;
-
учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нор
мами
произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования
предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его
изобразительно
-
выразительными возможностями, нормами орфографии и
пунктуации;
-
учитывается способность обуча
ющегося выражать свои мысли, своё отношение к
действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных
ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку обучающегося по русскому
языку, служат соответствующие ви
ды разбора, устные сообщения обучающегося,
письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения
разнообразных жанров, рефераты.
При построении учебного процесса учитываютс
я, требования ФГОС С
ПО
профессиям
23.01.03
«
Автомеханик
»
, 15
.01.05
«Сварщик» (электросварочные и
газосварочные работы)
, которые предусматривают,
что выпускник, освоивший
ОПОП С
ПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
проф
ессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый
контроль, оценку и коррекци
ю собственной деятельности, нести
ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно
-
коммуникационные технологии
в
профессио
нальной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8
. Исполнять воинскую о
бязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
10
9
часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебн
ой нагрузки обучающегося
7
9
часов
;
самостоятельной работы обучающегося
30
часов.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
9
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагру
зка (всего)
10
9
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
7
9
в том числе:
практическая работа
79
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
доклады
7
с
амостоятельная проработка дополнительной
литерат
уры, интернет
-
источников с использованием
рекомендаций преподавателя
6
создание презентаций по заданным темам
4
выполнение упражнений
13
Итоговая аттестация в форме
1 курс
-
з
ачёт
2 курс
-
экзамен
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
10
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Русский язык
15.01.05
«Сварщик» (электросварочные и газосварочные работ
ы)
23.01.03
«Автомеханик»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение.
Яз
ык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как
развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духов
ной культуры
русского и других н
а
родов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
2
1
Тема 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи
.
10
1
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к ре
чи: правильность, точность, выразител
ь
ность, уместность употребления языковых
средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использов
а
ния.
Научный стиль речи.
Основные жанры научного стиля: док
лад, ст
а
тья, сообщение и др.
Официально
-
деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально
-
делового стиля: заявление,
доверенность, расписка, р
е
зюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Ос
новы ораторского искусства.
Подготовка публичной речи.
Особенности построения публичн
о
го выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно
-
выразительных
средств и др.
Текст как произведение речи. Приз
наки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль
текста.
Средства и виды св
я
зи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тез
и
сы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового
член
е
ния текста.
Функционально
-
смысловые типы речи (повествование, описание, ра
с
суждение).
Соединение в тексте различных типов
речи.
Самостоятельная работа обучающихся
:
Выполнение упражнений.
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет
-
источников с
использованием рекомендаций
преподавателя.
Создание п
резентаций по заданным темам
.
5
3
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
11
Тема 2.
Лексика и фразеология
.
9
1, 2, 3
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое
и переносное
значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омон
и
мы, синонимы,
антонимы, парон
и
мы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, вомонимов,
паронимов. Контекст
у
альные синонимы и антонимы. Градация. А
н
титеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно ру
с
ская лексика, заимствованная лексика,
старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика
устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диале
к
тизмы). Пр
офессионализмы. Терминол
о
гическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, н
е
ологизмы. Особенности русского речевого
этикета. Лексика, обознача
ю
щая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная ле
к
сика и
фразеологи
я. Русские пословицы и погово
р
ки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление
фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические сл
о
вари. Лексико
-
фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и
их испра
в
ление.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет
-
источников с использованием рекомендаций
преподавателя.
Выполнение упражнений.
1
0
3
Те
ма 3
.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
.
9
1, 2, 3
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая
фраза. Уд
а
рение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интон
а
ционное б
огатство русской
речи. Фонетический ра
з
бор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Пр
о
изношение гласных и согласных звуков,
произношение заимств
о
ванных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изо
бразительное средство. Асс
о
нанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после
шипящих и Ц. Правоп
и
сание приставок на З
-
/ С
-
. Правописание И
–
Ы после приставок.
Самостоятель
ная работа обучающихся:
Работа со словарями.
2
3
Тема 4.
Морфемика, словообразование, орфография
.
8
1, 2, 3
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность мо
р
фем. Синонимия и антонимия морфем.
Морфемный разбор слова.
Способы словообразова
ния. Словообразование знаменательных ча
с
тей речи. Особенности словообразования
професси
о
нальной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словоо
б
разовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление су
ф
фиксов в разных стилях реч
и. Речевые ошибки,
связанные с неоправда
н
ным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ
-
/
-
ПРЕ
-
. Правоп
и
сание
сложных слов.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка докладов
.
2
3
Зачет
2
3
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
12
Тема 5
.
Морфология и орфография
.
12
1, 2, 3
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамм
а
тическая форма и синтаксическая функция).
Знаменательные и незнамен
а
тельные части речи и их роль в построении текста. Основные выр
азител
ь
ные средства
морфологии.
Имя существительное. Лексико
-
грамматические разряды имен с
у
ществительных. Род, число, падеж
существительных. Склонение имен с
у
ществительных. Правописание окончаний имен существительных.
Прав
о
писание сложных существительных.
Морфологический разбор имени с
у
ществительного. Употребление форм
имен существ
и
тельных в речи.
Имя прилагательное. Лексико
-
грамматические разряды имен пр
и
лагательных. Степени сравнения имен
прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагател
ьных. Правописание сложных
прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Упо
т
ребление форм имен прил
а
гательных в
речи.
Имя числительное. Лексико
-
грамматические разряды имен числ
и
тельных. Правописание числительных.
Морфологический разбор име
ни числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба,
обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико
-
грамматические ра
з
ряды местоимений. Правописание
местоим
е
ний. Морфологический
разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи пре
д
ложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правопис
а
ние
НЕ с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художестве
н
ном тексте одного времени вместо другого,
одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагол
ь
ных
форм в художествен
ном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действител
ь
ных и страдательных причастий. Правописание
суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Пр
а
вописание
-
Н
-
и
–
НН
-
в причастиях и
отглагольных прилагательных. Пр
и
частн
ый оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия пр
и
частий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование дееприч
а
стий совершенного и несоверш
енного вида.
Правописание НЕ с дееприч
а
стиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с де
е
причастным
оборотом. Морфологический ра
з
бор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с дее
причастиями.
Синонимия де
е
причастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения н
а
речий. Правописание наречий. Отличие
наречий от слов
-
омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характер
и
ст
ике признака действия. Использование
местоименных наречий для св
я
зи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично
-
предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов
-
омонимов.
Группы слов кат
е
гории состояния. Их функции в речи.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа со словарями
.
Подготовка докладов на индивидуальные темы, посвященные вкладу в развитие
русского языка известных филологов
.
3
3
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
13
Тема 6.
Служебные части речи
.
8
1, 2, 3
Предлог как часть речи. Правописание
предлогов. Отличие прои
з
водных предлогов (в течение, в продолжение,
вследс
т
вие и др.) от слов
-
омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря,
вопреки, с
о
гласно и др.
Союз как часть речи. Прав
описание союзов. Отличие союзов т
о
же, также, чтобы, зато от слов
-
омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание ча
с
тиц НЕ и НИ с разны
ми частями речи. Частицы
как средство выраз
и
тельности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание ме
ж
дометий и звукоподражаний. Знаки препинания в
предложениях с межд
о
метиями. Употребление междометий в речи.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет
-
источников с использованием рекомендаций
преподавателя.
Создание презентаций по заданным темам.
2
3
Тема 7
.
Синтаксис и
пунктуация
.
19
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные
выразительные средства си
н
таксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в сл
о
восочетании. Нормы п
о
строения
словосочетан
ий. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
С
и
нонимия словос
о
четаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное
богатство ру
с
ской речи.
Логическое
ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилист
и
ческие функции и роль порядка слов в
предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование сказуемого с подлеж
а
щим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовреме
н
ных форм
глаголов
-
сказуемых как средство связи предложений в те
к
сте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, о
б
стоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в п
остроении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обсто
я
тельства времени и места как средство связи
предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подл
е
жащего.
Односост
авные предложения с главным членом в форме сказу
е
мого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения однососта
в
ные и двусоставные как синтаксические синонимы;
использование их в ра
з
ных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Осло
жненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях р
е
чи. Синонимика ряда однородных членов
предложения с союзами и без с
о
юзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособл
е
ние определений. Синонимия обособленных и
1, 2, 3
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
14
необособленных определ
е
ний. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление о
б
стоятельств.
Роль сравнительного оборота как изобразительн
ого средства языка. Уточняющие члены предложения.
Стилистическая роль обосо
б
ленных и необ
о
собленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с член
а
ми предложения. Вводные слова и
предложения. Отличие вводных слов от зна
менательных слов
-
омонимов. Употребление вводных слов в речи;
ст
и
листическое различие между ними.
Использование вводных слов как сре
д
ства связи предложений в те
к
сте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в ра
з
ных стилях речи как средства
характеристики
адресата и передачи а
в
торского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междом
е
тий в речи.
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания при пр
я
мой речи. Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при цитатах.
Оф
ормление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика
сложносоч
и
ненных предложений с различными союзами. Употребление сложносоч
и
ненных предложений в р
ечи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложнопо
д
чиненном предложении. Использ
о
вание
сложноподчиненных предложений в разных типах и ст
и
лях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессою
з
ном сложном предложении. Использовани
е
бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподч
и
ненные предложения, сложные союзные и
бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое
целое как компонент текста. Его структ
у
ра и ан
а
лиз. Период и его построение.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет
-
источников с использованием рекомендаций
преподавателя.
Создание пр
езентаций по заданным темам.
Выполнение упражнений.
6
3
Всего
аудиторной учебной нагрузки
:
79
Уровни освоения учебного материала:
1.
–
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.
–
репродуктивный (выполнение деятельности по обра
зцу, инструкции или под руководством)
3.
–
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемн
ых задач
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
15
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ
И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ
НЫ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Русский
язык
.
3.1. Требования к минимальному материально
-
техническому
обеспеч
е
нию
:
М
ультимедийный проектор;
П
роекционный экран;
К
омпьютерные программы (обучающие и контролирующие).
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет
-
ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Русский язык
: учебник
для образоват. учреждений нач. и сред. проф.
образования /
Антонова Е.С. , Воителева Т.М.
–
6
-
е изд., стер.
–
М. :
Издательский центр «Академия», 201
4
.
–
384
с.
Русски
й язык: Сборник упражнений
: учеб. пособие для нач. и сред. проф.
образования /
Т.М.
Воителева
.
–
4
-
е изд., стер.
–
М. : Издательский центр
«Академия», 201
4
.
–
224
с.
Русский язык:
Методические рекомендации
: учеб. пособие для нач. и сред.
проф. образования
/
Т.М.
Воителева
.
–
2
-
е изд., стер.
–
М. : Издательский
центр «Академия», 201
4
.
–
192
с.
Дополнительные источники:
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Учебник для
общеобразовательных учреждений, (базовый уровень). Москва
«Просвещение» 2011г.
–
28
7с.
Герасименко Н.А. , Канафьева А.В. , Леденева В.В.
Русский язык
: учебник
д
ля образоват. учреждений
сред. проф. образования
.
–
14
-
е изд., стер.
–
М. : Издательский центр «Академия», 2014.
–
496
с.
Антонова Е.С. , Воителева Т.М.
Русский язык: Пособие д
ля подготовки к
ЕГЭ
.
–
3
-
е изд., стер.
–
М. : Издательский центр «Академия», 201
3
.
–
176
с.
Т. М. Воителева. Русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное)
общее образование (базовый уровень).
–
М.: Издательский центр
«Академия», 2010.
-
320с.
Т. М.
Воителева. Русский язык: учебник для 11 класса: среднее (полное)
общее образование (базовый уровень).
–
М.: Издательский центр
«Академия», 2010.
-
336с.
Т.М.Воителева, А.О.,Орг, М.А.Мачулина. Русский язык. Сборник
упражнений. 11класс базовый уровень. 2011г.
160с.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили
речи. Учебник для 10
-
11 кл.общеобразовательных учреждений.
-
М.,2011.
–
367с.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
16
А.В.Дудников, А.И.Арбузова., И.И Воржбицкая. Русский язык. Учебное
пособие для средних специальных уч
ебных заведений. Москва «Высшая
школа» 2004.
–
414с.
Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин., М.А.Мищерина. Русский язык 10
-
11классы.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
–
М «Русское слово»
2012г.
-
448с
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык 10
-
11кл. У
чебник для
общеобразовательных учреждений. М «Просвещение». 2011г.
И.В. Золотарёва. Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки к УМК
А.И.Власенкова. Развитие. Ясность. Грамматика. Текст. Стили. 10класс.
Москва. 2010г.
–
240с.
Литература для учителя:
Русский язык
:
Методические рекомендации
: учеб. пособие для нач. и сред.
проф. образования /
Т.М.
Воителева
.
–
2
-
е изд., стер.
–
М. : Издательский
центр «Академия», 201
4
.
–
192
с.
Словари
:
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в
современном русско
м языке.
–
СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка.
–
СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая
правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов.
–
2
-
е
изд., испр. и доп.
–
М., 2001
.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы.
–
М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского
языка.
–
М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
–
М.,
2004.
Новый орфографический словарь
-
справочник русского языка / Отв. Ред.
В.В. Бурцева.
–
3
-
е изд., стереотипн.
–
М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60
000 слов и
фразеологических выражений.
–
25
-
е изд., испр. и доп. /Под общей ред.
Л
.И. Скворцова.
–
М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
–
М.,
1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского
языка.
–
М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи.
–
М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с
лексико
-
грамматическими формами.
–
М., 2002.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
17
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения
конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской.
–
М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючко
в С.Е. Орфографический словарь.
–
М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь
-
справочник русского языка /
Сост. В.В. Бурцева.
–
М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический
словарь русского языка. Грамматические формы сл
ов. Орфограммы.
Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой.
–
М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения
слов русского языка.
–
М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского
языка: значение и п
роисхождение словосочетаний.
–
М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь
русского языка: Происхождение слов.
–
М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова
–
М., 2000.
Интернет
-
ресурсы:
Электронный рес
урс «Кабинет русского языка». Форма доступа:
www
.
slovari
.
ru
Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная
библиотека
-
ВВМ».
Форма доступа:
www
.
velib
.
com
Электронный ресурс «Литературный портал
-
«Ру
сская литера
тура».
Форма
доступа:
www
.
fplib
.
ru
Электронный ресурс «Электронная версия газе
ты «Русский язык». Форма
доступа:
ras
.
lseptember
.
ru
Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа:
raslit
.
ioso
.
ra
Электронный рес
урс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:
www
.
gramota
.
ru
Электронный ресурс
«
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
»
. Режим
доступа:
http://vip.km.ru/vschool
Электронный ресурс
«Балда» на «Грамоте.ру»
. Режим доступа:
http://igra.gramota.ru
Интернет
-
ресурсы
д
ля преподавателей:
Закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53_ФЗ «О
государственном языке Российской Федерации»
[Электронный ресурс].
Режим дост
у
па:
http://www.rg.ru/2005/06/07/yazyk_dok.html
Примерные программы и государственные стандарты
[Электронный
ресурс]. Р
е
жим доступа:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok
Книжная пои
сковая система
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
eBdb
http
://
www
.
ebdb
.
ru
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
[Электронный
ресурс]. Р
е
жим доступа:
http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.slovari.ru/default.aspx?p=25
72
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
1
8
Малый академический словарь (МАС)
[Электронный ресурс]. Режим
доступа:
http
://
feb
_
web
.
ru
Машинный фонд русского языка
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://cfrl.ru
Национальный корпус русского языка
[Электронный
ресурс]. Режим
доступа:
http://www.ruscorpora.ru
Орфография и пунктуация
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142
/01/index.html
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический
спр
а
вочник
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
Словарь лин
гвистических терминов Д.Э. Розенталя
[Электронный
ресурс]. Р
е
жим доступа:
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В.
Виноградова
[
Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.ruslang.ru
и
www.slovari.ru
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова
[Электронный ресурс].
Р
е
жим доступа:
http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp
Этимологический словарь М.Р. Фасмера
[Электронный ресурс]. Режим
дост
у
па:
http://vasmer.narod.ru
Автоматическая обработка текста (АОТ)
[
Электронный ресурс]. Режим
до
с
тупа:
http://www.aot.ru/onlinedemo.html
Анаграммы
[Электронный р
е
сурс]. Режим доступа:
http://www.blues.ru/fedor/anagrams.
asp
http://tramvision.ru/words/ana.htm
"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)
[Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://st
arling.rinet.ru/cgi_bin/morphque.cgi?encoding=win
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
[Электронный
р
е
сурс]. Режим доступа:
http://rus.rusolymp.ru
Говорим и пишем правильно
[Электронный ресурс]. Режи
м доступа:
http://community.livejournal.com/pishu_pravilno
Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое
сентя
б
ря"
.
[Электронный р
е
сурс]. Режим доступа:
http://rus.1september.ru
Журнал «Язык человека»
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.philol.msu.ru/~humlang
Коллекция интерактивных диктантов
[Электронный ресурс]. Режим
досту
па:
http://learning_russian.gramota.ru/idictation.html
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике
[Электронный ресурс].
Режим до
с
тупа:
http://linguistl
ist.org
Лингвомания
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lingvomania.info
Методические разработки, предполагающие использование
компьютерных те
х
нологий (ИКТ) на уроках русского языка
[Электронный ресурс]. Ре
жим доступа:
http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
19
Портал «Культура письменной речи»
[Электронный ресурс]. Режим
доступа:
http://www.g
ramma.ru
Синтаксис современного русского языка
[Электронный ресурс]. Режим
до
с
тупа:
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook089/01/index.html?part_029.htm
Слова
-
палиндромы
[Электр
онный ресурс]. Режим доступа:
http://tramvision.ru/words/pal.htm
СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи)
[Электронный ресурс].
Режим доступа:
Стилистика русского языка: Учебное пособие
[Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook028/01/index.html
Теория текста
[Электронный ресурс]. Режим доступа
:
http://evartist.narod.ru/text14/01.htm
Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи,
ли
н
гвокультурология
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://learning_russian.gramota.ru
Этимология
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
Язык русской деревни (диалектологический атлас
)
[Электронный р
е
сурс].
Режим доступа:
http://www.gramota.ru/book/village
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения дисципли
ны осуществляется
преподавателем в процессе проведения практическ
их занятий,
тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Формой итогового контроля я
вляется экзамен
.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1
2
умения
• осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности
достижения поставленных
коммуника
тивных задач;
Устные, письменные ответы, доклады,
сочинения.
• анализировать языковые единицы с
точки зрения правильности, точно
сти и
уместности их употребления;
Устные, письменные ответы, доклады,
сочинения.
• проводить лингвистический анализ
те
кстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
Устные, письменные ответы, доклады,
сочинения.
Знания/ понимание
Связь языка и истории, культуры
русского и других народов;
Устные, письменные ответы, доклады,
сочинения.
Смысл понятий: речев
ая ситуация и её
компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
Устные, письменные ответы, доклады,
сочинения.
Основные единицы и уровни языка, их
признаки и взаимосвязь;
Устные, письменные ответы, доклады,
сочинения.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
21
Орфоэпические, лексич
еские,
грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально
-
культурной, учебно
-
научной,
официально
-
деловой сферах общения.
Устные, письменные ответы, доклады,
сочинения.
ауд
ирование и чтение
Выполнение индивидуальных заданий
(доклады, рефераты, просмотр
информации в СМИ, Интернет)
•
использовать основные виды чтения
(ознакомительно
-
изучающее, озна
-
комительно
-
реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной
задачи;
Выполн
ение индивидуальных заданий
(доклады, рефераты, просмотр
информации в СМИ, Интернет
-
ресурсах.
•
извлекать необходимую
информацию из различных источников:
учебно
-
научных текстов, справочной
литературы, средств массовой
информации, в том числе
представлен
ных в электронном виде на
различных информационных носителях;
Поиск информации в Интернет
-
ресурсах, научно
-
популярных статьях.
говорение
и
письмо
• создавать устные и письменные
монологические и диалогические вы
-
сказывания различных типов и
жанров в
учебно
-
научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин),
социально
-
культурной и деловой сфе
-
рах общения;
Дискуссии, семинары, викторины.
• применять в практике речевого
общения основные орфоэпические, лек
-
сические, грамматические нормы
современного русского литературного
языка;
Викторины, турниры.
• соблюдать в практике письма
орфографические
и
пунктуационные
нормы современного русского
литературного языка;
Сочинения, контрольные работы
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
22
• соблюдать нормы речевого
поведения
в
различных сферах и
ситуациях общения, в том числе при
обсуждении
дискуссионных проблем;
Дискуссии
• использовать основные приемы
информационной переработки устного
и письменного текста;
Доклады, рефераты. Работа с
первоисточниками
Использовать приоб
ретенные знания
и умения в практической дея
-
тельности и повседневной жизни для:
•
осознания русского языка как
духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры;
Семинары, диспуты, викторины
•
разви
тия интеллектуальных и
творческих способностей, навыков
само
стоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в
различ
ных областях человеческой
деятельности;
Викторины, турниры
•
увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых
языко
вых
и речевых средств;
совершенствования способности к
самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
Чтение первоисточников
(конспектирование, реферирование)
•
совершенствования
коммуникативных способностей;
развития готовно
сти к речевому
взаимодейст
вию, межличностному и
межкультурному общению,
сотрудничеству;
Семинары, диспуты.
•
самообразования и активного
участия в производственной,
культурной и общественной жизни
государства.
Поиск информации в Интернет
-
ресурсах. Семинары, диспуты.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
23
ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК
Технологии формирования ОК
(на уче
б
ных занятиях)
ОК 1. Понимать сущность и социал
ь
ную
значимость своей будущей пр
о
фессии,
проявлять к ней усто
й
чивый интерес
1. Выполняет комплексный анализ текстов
-
фрагме
н
тов статей о свое
й профессии,
фра
г
ментов произведений художественной
литературы, публ
и
цистики (М.Булгаков, И.С.
Тургенев, Д. Гранин, Костомаров и др.).
2. Приводит аргументированные
доводы,
рассу
ж
дения и фактический материал
в статьях
«Моя профессия», «Защитим русский язы
к!», эссе
«Мои первые дни в лицее», сочинении
-
рассуждении «Мое отношение к неце
н
зурной
брани в молодежной ср
е
де».
3. Составляет памятки «Требования к речи
специал
и
ста», «Десять заповедей воспитания»,
«Как не должен говорить образованный чел
о
век».
ОК 2. Ор
ганизовывать собственную
де
я
тельность, определять методы
р
е
шения профессиональных задач,
оц
е
нивать их эффе
к
т
ивность и качество
1. Планирует деятельность при индивидуальном
и групповом выполнении заданий (создание
пантомим по фразеологизмам, подготовка реч
и в
защиту своих арг
у
ме
н
тов, анализ текста, анализ
речевых ситуаций)
2. Рационально
распредел
яет время
на
выполнение з
а
да
ния.
3. Выстраивает Сократический диалог «Как стать
ко
м
муникабельным и уверенным собесе
д
ником».
4
. Обладает навыками ведения дискусси
и,
аргумент
и
ровано высказывать собственную точку
зрения, сл
у
шать и анализировать мнения
опп
о
нентов
(дискуссии «Каким должен быть
специалист
XXI
века»).
5. Пишет
изложение с элементами сочинения по
о
т
рывку из произведени
й.
6. Сочиняет сказку с использование
м
фразеологизмов.
ОК 3. Оценивать риски и принимать
р
е
шения в неста
н
дартных ситуациях
1. Обсуждает сложные
и
дискуссионные
во
просы
и проблем
ы по дисциплине (
«
Язык телеканалов,
их влияние на языковую культу
ру мол
о
дежи».
.
2. Отстаивает свою точку зрения
(«З
айми
позицию
(
«Зачем нам нужны иноязычные
слова?»)
, «Один
—
вдвоем
—
все вместе»
(дискуссия «Защитим ру
с
ский язык»).
3. Разрешает
проблем
ы
«Как стать
краснореч
и
вым»
с помощью методов
«Дерево
решений», «Мозго
вой штурм».
4. Применяет наиболее этичные и эсте
тичные
виды взаимодействия с коллегами, участниками
процесса, администрацией и т.д.
5. Ответственен за свой труд, за результат
выполнения задания.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
24
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки и решения
профессионал
ь
ны
х задач,
профессионального и личн
о
стного
ра
з
вития
1. Создает тематические проекты, презентации по
ру
с
скому языку, рефераты, доклады, сообщения,
творч
е
ские работы и др.
2. Анализирует источники информации,
использу
е
мые для разработки творческих работ.
3. Ос
уществляет рациональный выбор источника
инфо
р
мации.
4. Составляет список фразеологических оборотов
со словами «голова», «сердце», «душа».
5. Приводит примеры цитат известных ученых,
ли
н
гвистов, писателей о русском языке.
6. Работает со словарями (энциклопе
дическим,
толк
о
вым, этимологическим, орфографическим,
орфоэпич
е
ским и др.).
7. Составляет собственные словари («Словарь
мол
о
дежного сленга», «Словарь телеканала»).
ОК 5. Использовать информационно
-
коммуникационные технологии для
с
о
вершенствования професс
иональной
деятельности
1. Составляет список книг об известном
лингвисте или их трудов (В.В. Даль, Л.В. Щерба,
А.М. Пешко
в
ский, А.Х. Востоков и др.) при
п
о
мощи Интернета.
2. Составляет конспект, тезисы, план статьи
выда
ю
щихся лингвистов, воспитателей,
педаг
огов, испол
ь
зуя ресурсы Интернета (И.Г.
Песталоцци «Как Ге
р
труда воспитывает своих
детей», Л.В. Щерба «Безграмо
т
ность и ее
причины»,
В.А. Сухомлинского «Как восп
и
тать
настоящего челов
е
ка»
).
3.
Использует информационно
-
коммуникационные технологии для создан
ия
электронных презент
а
ций, проектов, графиков и
диаграмм по дисциплине в соо
т
ветствии с
пол
у
ченным заданием
.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
взаимодействовать с руководством,
ко
л
легами и с
о
циальными партнерами
1. Участвует в дискуссиях в области
гуманитарного знания, культуры («Об экологии
языка», «О милосе
р
дии», «О нравственности», «О
профе
с
сионализме» и др.).
2.Обладает навыками ведения дискуссии,
аргументир
о
вано высказывать собственную точку
зрения, сл
у
шает и анализирует
мнения
опп
о
нентов
.
3.
Оформляет деловую документацию,
необход
и
мую при приеме на работу (заявление,
резюме, автобиогр
а
фию и др.).
4.
Применяет наиболее этичные и эстетичные
виды взаимодействия с коллегами, участниками
процесса, администрацией и т.д.
5. Терпим к другим мнениям и
позициям.
6. Оказывает помощь другим участникам
команды.
7.
Выполн
яет
обязанн
ос
тей
в
соответствии
с
распред
е
лением
групповой
де
я
тельности
.
ГБОУ НПО ПЛ№13 МО
Капин Артем Витальевич
25
ОК 7. Ставить цели, мотивировать
де
я
тельность воспитанников,
организов
ы
вать и контролировать их
работу с пр
и
нятием н
а себя
ответственности за кач
е
ство
образовательного проце
с
са
1. Организовывает деятельность в группе,
распред
е
ляет задания (дебаты «О роли
воспитателя в жизни челов
е
ка», «Русский язык
сегодня», «Язык телекан
а
ла»).
2. Осуществляет взаимопроверку письменных
пров
е
рочных работ (тестов, таблиц и др.).
3.
Применяет наиболее этичные и эстетичные
виды взаимодействия с коллегами, участниками
процесса, администрацией и т.д.
ОК 8. Самостоятельно определять зад
а
чи
профессионального и личностного
ра
з
вития, заниматься с
амообразован
и
ем,
осознанно планировать повышение
кв
а
лифик
а
ции
1. Составляет схему «Системные отношения в
ле
к
сике русского языка».
2. Выполняет упражнения, задания, проверочные,
тво
р
ческие работы.
3. Составляет памятку «Как не должен говорить
обр
а
зованный ч
еловек».
ОК 9. Осуществлять профессионал
ь
ную
деятельность в условиях обновл
е
ния ее
целей, содержания, смены те
х
нологий.
1.
Использует разнообразные технологии
получ
е
ния, закрепления и передачи информации.