Научно-исследовательская статья на тему: Использование кейс технологии на уроках истории и обществознания
Мастер-класс "Кейс-технологии"
Кейс-технологии активного обучения
"Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, подобно оракулу Аполлона, а, будучи всего слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения".
Цицерон.
Использование кейс-технологий на уроках обществознания Краткая справка. Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе. Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Усмотрев и проанализировав сотни не придуманных проблем, Вы «набьете руку» на их решении. Если Вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит Вас в тупик». Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы. К середине прошлого столетия метод конкретных ситуаций приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес-образовании. В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. При активном обучении обычно используются разные технологии.
Например,
- при игровом проектировании участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, результаты сравниваются в условиях презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме, а затем обсуждают инновационные идеи и подходы;
- в мастер-классе, в творческой лаборатории преподавателя, обучаемые в процессе подготовки анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы;
- на том или ином тренинге разыгрываются инсценировки, ситуации в ролях, отслеживаются видеозаписи. В комплексе такого рода интерактивные технологии относятся к кейс-технологиям или методу анализа ситуаций.
Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Кроме этого, иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами.
Цели метода анализа ситуаций:
- Развитие навыков анализа и критического мышления
- Соединение теории и практики
- Представление примеров принимаемых решений
- Демонстрация различных позиций и точек зрения
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:
- Получают коммуникативные навыки
- Развивают презентационные умения
- Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
- Приобретают экспертные умения и навыки
- Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
- Надеемся, что изменяют мотивацию к обучению
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени в конкретной социально-экономической системе. Задачей обучаемых является принятие рационального решения, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия. К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся: метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади) метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) классического типа (по гарвардской технологии) –это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Разновидностями метода АКС, часто используемых в процессе обучения, являются ситуационное упражнение и метод ситуационного анализа – кейс-стади.
Урок обществознания для учащихся 9-х классов "Право на образование" разработан на основе case study или кейс-метода. Данный метод является разновидностью проблемно-ситуационного метода обучения. Case (метод ситуаций) – "выходец" из методик, способствующих развитию критического мышления. Девиз данной методики: "Ничего на веру!".
Содержание кейса:
1. Актуальный, вызывающий интерес материал.
2. В материале должен быть контекст (не прямая информация, дающая тему для размышления).
3. В описании материала должны быть истории или интервью.
Ряд шагов для создания кейса.
1. Определение темы и вопросы исследования.
2. Выбор объекта исследования «конкретной ситуации»
3. Определение контекста
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала.
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации.
6. Описание и редактирование кейса.
7. Формирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
И в заключение… И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться. А.В.Луначарский Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента т многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения. Как уже было отмечено, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией. Достичь эффективности обучения с помощью интерактивных технологий, к которым относится метод анализа ситуаций, можно лишь в тех случаях, когда сам преподаватель является грамотным коммуникатором, в совершенстве владеет игротехническим менеджментом. Именно эти характеристики дают возможность современному преподавателю быть конкурентноспособным, быстро овладевать не только новейшей теоретической информацией, но и прогрессивными технологиями.
Пример урока обществознания с применением кейс-технологий Тема урока: Право на образование. Курс "обществознание”, 9 класс Цели педагогической деятельности: 1. Подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования, взаимосвязи права на образование и обязанности получить общее среднее образование; 2. Развивать умения: организовать своих знаний и упорядочить их, создавать свои собственные приёмы обучения, принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи; отстаивать свои права. 3. Воспитывать: способность брать на себя ответственность; толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих. Основные понятия: Право, обязанность, право на образование, права ребёнка. Доступность образования, бесплатность образования. Литература. · Конституция Российской Федерации; · Закон РФ "Об образовании”; · Конвенция о правах ребёнка; · Всеобщая декларация прав человека; Раздаточный материал: кейс с вопросами – 25 штук; листы, пронумерованные с характеристиками; Основные этапы урока. 1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока. 2. Экспресс-опрос "Права и обязанности”. 3. Цели урока (определяют дети). 4. Фронтальная беседа. 5. Работа с кейсом. Анализ. 6. Домашнее задание. 7. Ролевая игра "Приём в школу”. 8. Итоги работы. Рефлексия (синквейн). Ход урока 1. Организационные моменты. При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой. 2. Экспресс-опрос "Права и обязанности”. Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты заполняют лист, разделённый на 2 части: права – обязанности. Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь. Счётная группа подсчитывает количество ответов каждой группы и вносит их количество в игровое табло. 3. Цели урока. Учитель обращает внимание учащихся на название темы урока (записана на доске). Какова актуальность заявленной темы? Актуален ли этот вопрос для выпускников средней школы? Почему? Есть ли у вас проблема в реализации данного права? 4. Фронтальная беседа. Учитель: Что вам известно о праве на образование? Где, от кого вы узнали о своём праве на образование? Где зафиксировано это право? Кем? Приходилось ли вам отстаивать своё право на образование? 5. Работа с кейсом. Учитель: Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она… · Какое право нарушено? · На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права? · Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган); · Что можно (нужно) сделать для его восстановления? · Кто обязан это сделать? Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование? (Зачитывает реальное решение суда). 6. Домашнее задание. Учитель: исходя из опыта работы на нашем уроке, определите своё домашнее задание? (Создать кейс). 7. Ролевая игра "Приём в школу”. Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”. В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона "Об образовании”. 1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла. 2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу. 3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну. 4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой. 5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству. 6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на "4” и "5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой. 8. Итоги урока. Обратная связь в форме синквейна. Выполняют на отдельных листочках, при наличии времени можно озвучить. Напишите: 1 строка: Существительное, обозначающее тему. 2 строка: Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме. 3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной темы. 4 строка: Фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки. 5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока.