Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Каменки Пензенской области
ОБМЕН ОПЫПОМ
Проектная деятельность учащихся
на уроках и во внеурочное время.
Сообщение подготовила
учитель биологии и химии
МОУ СОШ № 7
Мухина Е.А.
2014г.
Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Ещё Конфуций говорил:
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Для того чтобы заинтересовать школьников, необходимо использовать проектную деятельность.
Проект - это метод обучения:
1) Может применяться на уроке и во внеурочное время
2) Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Итак, для чего нам нужен проект? Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Этапы проектной деятельности:
1. Изучение фактов и явлений (сбор и обработка информации). 2. Постановка проблемы 3. Построение плана деятельности (использование инструктивной карты, составленной учителем) 4. Осуществление плана, объяснение 5. Графическое или теоретическое составление проекта 6. Защита проекта (решение проблемы)
Требования, предъявляемые к проектам:
- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет
Проектная деятельность: роль учителя
Учитель должен создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
Консультант, помогающий организовать работу
Руководитель, помогающий планировать работу по времени
"Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
Координатор группового процесса
Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Как доказала и мировая, и отечественная практика, на наших уроках метод проектов имеет относительно низкую эффективность. Реализация проектной деятельности по биологии лучше всего происходит во внеурочной деятельности. Проект может быть формой итоговой аттестации выпускников средней школы по биологии, формой переводного экзамена в 10-м классе, одной из форм проведения общешкольной конференции и использоваться на уроке в форме информационного мини-проекта по какой-либо теме или вопросу урока, подготовленного учеником в процессе опережающего обучения
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и в качестве домашних заданий.
К краткосрочным проектам можно отнести творческие задания, которые требуют от ученика нахождения нового алгоритма решения, и потому значительно повышают эффективность обучения.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Презентации как продукт проектной деятельности
Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме.
Этим требованиям отвечает работа с презентациями. Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний.
Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика. Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам. Приобретаемые навыки работы с научной литературой, Интернет -ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка. Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение выдвигать гипотезы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействоать с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс (изделие)
Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Выводы
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической работой), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
Из выше сказанного можно сделать вывод:
ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ!!!
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 6Заголовок 715