Конструкт по ОРКиСЭ на тему Что значит быть моральным (4 класс)
Конструкт урока «ОРКЭСЭ»
Гилёвой Анны Александровны
Класс: 4
Тема урока: Что значит быть моральным.
Тип урока: Урок открытия новых знаний и способов действий.
Цель: формировать: представление о понятиях «мораль», «аморальный», «нравственный»; представление о необходимости регулировании отношений в обществе с позиции нравственности.
Планируемый результат:
Личностный: демонстрируют представления о нравственных нормах; проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; демонстрируют развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; демонстрируют воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметный: умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления; умеют осуществлять информационный поиск для выполнения задания; проявляют адекватное использование речевых средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; проявляют готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметный: имеют первоначальные представления о светской этике; знакомы с основами светской морали, понимают их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; знают значение понятий: мораль, моральный/нравственный, аморальный/безнравственный; имеют представление о факторах безнравственного поведения.
Задачи:
Воспитательная: развивать представления о нравственных нормах, развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развивать этические чувства как регуляторы морального поведения; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственный отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развивающая: формировать
познавательные УУД (умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация; использование словарей, справочников); осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков; подведение под понятия, выведение следствий поиска средств ее осуществления; умение извлекать информацию из текста)
регулятивные УУД (волевая саморегуляция; определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; овладение навыком работы по самостоятельно составленному плану; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения)
Образовательная: продолжить знакомство с основами светской и религиозной морали, повторить их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; продолжить работу с понятиями: мораль, моральный/нравственный, аморальный/безнравственный;
Принципы обучения:
Психологической комфортности;
Доступности;
Наглядности;
Минимакса;
Систематичности;
Последовательности.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, упражнение)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации).
Методы воспитания:
1.Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (Создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
Индивидуальное: текст притчи
Демонстрационное: презентация «Что значит быть моральным?», презентация «Гимнастика для глаз»
Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Хрестоматия поэтики В. Сухомлинского (притчи)
План урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Решение проблемы.
Первичное закрепление.
Организация самостоятельной деятельности.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этапы урока
задачи
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя, обучающихся.
Планируемый результат
1. Мотивация к учебной деятельности.
(1-2 мин)
Задача: Мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность
Объяснение
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна, сегодня я проведу у вас урок.
-Для вас приготовила интересную и трудную работу, я думаю, вы с ней справитесь.
- На парте оставьте учебник, дневник и пенал.
-Присаживайтесь.
На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность.
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция), Коммуникативные УУД
(умение слушать)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
(4-5 мин)
Задача: Проверить предыдущие домашнее задание, совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию, актуализация понятий дружба, моральный/нравственный,
аморальный/безнравственный.
Беседа, демонстрация, постановка проблемной ситуации
-Ребята, какое у вас было домашнее задание?
(написать сочинение о дружбе)
- Ребята, вам нужно было написать сочинение о дружбе. Это творческое задание.
-Кто хочет поделиться домашним заданием?
-Выходи к доске, чтобы все тебя видели и слышали.
(Ребенок выходит к доске, читает свое домашнее задание)
-Ребята, поднимите руки те, кто считает, что это сочинение про дружбу?
-У тебя очень хорошее сочинение. Ты как сам (а) думаешь, как еще можно назвать твое сочинение?
-Что, кроме дружбы ты еще сам (а) заметил?
-Твоих персонажей можно назвать верными друзьями, лучшими?
- Каких людей можно назвать друзьями?
- Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
-Итак, мы послушали Лену. У Лены сочинение довольно интересное. Лена, ты написала сочинение про свою дружбу или ты придумала. Может, увидела где-то этот пример?
-Дима, а как бы ты поступил в такой ситуации?
-Лена, молодец! Присаживайся. К доске выходит Саша.
-Саша, ты написал сочинение про свою дружбу? (да)
-Хорошо, давайте послушаем. И вы сможете представить картину этой ситуации, так как вам уже известны главные герои.
Дополнительные вопросы:
- Присаживайся, Саша. Береги своего друга, друг и ты береги Сашу.
-Ребята, нам привели примеры даже личной дружбы.
-А сейчас я предлагаю открыть учебник на странице 34, обратите внимание на иллюстрацию снизу.
1. Что вы видите на этой иллюстрации? Какие действия? Кто, что делает?
(Как мальчик дергает девочку за косу, она расстроилась. Один мальчик заступился за девочку. А другой прошел мимо, ничего не сделав.)
2. Теперь дайте оценку поведению героев на первой части картинку.
-Как поступил мальчик, который дернул девочку за косу?
-Почему плохо? Можно ли дергать девочек за косы?
-Да, мальчик поступил плохо, так как нельзя дергать девочек за косы, это очень больно. Вот и наша девочка расстроилась, а может и испугалась. Это оскорбительный поступок.
- Что мы видим на второй части картинки?
-Почему за девочку заступился мальчик? Как он поступил?
-Почему мальчик, который справа от девочки, прошел мимо? Он ведь вполне мог защитить девочку. Рассмотрите его: высокий, явно спортсмен, сумка спортивная. Почему он не защитил девочку? Как он поступил?
(плохо)
- Вернемся к мальчику, который заступился за девочку. Как еще сказать как поступил мальчик, используя новые слова морально, аморально?
(Морально)
- Мальчик поступил морально.
- Как поступил мальчик, который дернул за косу и который пошел мимо?
(не морально) Какими словами можно охарактеризовать поступок
- Если перед словом морально стоит приставка – «а» то, оно имеет противоположное значение от слово морально. - Говорят аморально.
-Как можно еще описать этот поступок? Подберите синонимы к слову аморально. Кто знает, поднимите руки?
-Еще говорят, поступил безнравственно, то есть аморально. Эти слова синонимы, как и слова нравственно - морально.
- Давайте, вернемся к мальчику, который дернул за косу, работая с новыми словами, как он поступил?
(аморально, безнравственно)
- Как поступил мальчик, который заступился за девочку?
(нравственно, морально)
- Как поступил мальчик - спортсмен?
(аморально, безнравственно)
- Как вы думаете, записаны ли где-нибудь нормы морали?
- Нет, не записаны, хоть эти нормы и отличаются от правовых норм и отличны от обычаев, их все таки нужно соблюдать (чтобы общество сохранило свою целостность)
-Как выдумаете, какой будет тема нашего урока?
-Тема урока: Что значит быть моральным?
Регулятивные УУД (определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;)
Познавательные УУД
(умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;)
Коммуникативные УУД
(умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
3. Решение проблемы
Задача:
Спланировать задачи урока, найти ответ на них.
Беседа, Объяснение, пример, демонстрация
- Итак, ребята, давайте спланируем нашу работу. Какие мы может поставить задачи нашего урока?
- Мы с вами поработали со знакомыми словами морально и аморально.
- Первая задача: повторить, что такое мораль? (или нравственность)?
Научиться использовать слова в устной и письменной речи.
- Какую еще мы можем поставить задачу? - Если мы знаем, что такое мораль, мы можем научиться определять нравственный поступок или безнравственный.
Итак, вторая задача: научиться оценивать действия людей, их поступки с позиций нравственности.
- Давайте решим первую задачу.
-Итак, что же такое мораль (или нравственность)?
- Это определение взяло из словаря подсказкой для вас. Вам нужно вставить три слова.
-Дима начинай читать до первой запятой.
-Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе с... н..., идеалов, принципов и ее выражение в р... жизни людей.
(систему норм, реальной)
-Дима, ты знаешь, какие слова пропущены? Кто знает? Помогите Диме.
(система норм)
-И продолжит читать Лена до конца предложения.
-Таня, какие слово пропущено? Ребята, кто знает?
(в реальной)
-Итак, полностью кто сможет прочитать определение морали? Читай Костя.
- А сейчас мы с вами подберем однокоренные слова.
-Если мораль - это существительное, сделайте из него прилагательное? На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
(какой? моральный)
-Да, правильно. Мы уже затронули это прилагательное и не забывайте еще одно слово, противоположное ему - аморальный.
-Так же мы с вами рассмотрели синоним к слову мораль? Кто его может назвать?
(нравственность)
-Ребята, мы выполнили первою задачу?
(да)
-Сейчас мы с вами поработаем с предложениями для того, чтобы выполнить вторую задачу.
-Посмотрите на слайд.
-У нас 4 задания.
В первом задании вам нужно вставить слова.
Во втором – описать, как поступил данный персонаж, используя слова: моральный, нравственный, аморальный, безнравственный.
В третьем задании ответить на вопрос, как люди определяют, что есть добро, а что есть зло.
В четвертом прочитать предложенный текст и оценить, как поступил тот или иной персонаж.
- Итак, первое задание.
Кража - ...(аморальный) поступок.
Помощь ближнему -...(моральный) поступок.
С первым заданием вы справились. Я в этом не сомневалась. На очереди второе задание.
- Примеры из школьной жизни.
Света своевременно выполняет домашние задания, учится на совесть. Она вежлива с учителями и учащимися, может объяснить товарищу материал, который он не понял, но никогда никому не дает списывать – морально/аморально
- Как бы вы еще описали ее отношение к учебе?
Оцените её отношение к товарищам в классе.
(нравственное отношение)
Никита не выполнил домашнее задание, так как устал на тренировке и уснул.
Малыш "вылечил" Карлсона вареньем, которое родители не разрешали трогать.
– аморально.
-А отношение Никиты к учебе как бы вы описали?
(безнравственное отношение)
- И со вторым заданием вы справились. Приступаем к третьему.
- Вопрос: Как люди определяют, что есть добро, а что есть зло?
- Ребята, кто может ответить на этот вопрос?
(варианты детей)
- Давайте обратимся к учебнику за помощью, чтобы ответить на вопрос: как люди определяют, что есть добро, а что есть зло. Второй абзац на той же странице 34. Кто из вас может прочитать громко, выразительно и без ошибок, поднимите руки?
-Таня, читай.
Итак, кто может сказать, о чем этот абзац?
- Дальше читает два абзаца Миша.
- Итак, кто может сказать, о чем этот абзац?
- Лена, о чем Миша прочитал? Что ты поняла?
-Почему вы некоторые поступки оцениваете моральными?
- Почему вы некоторые поступки оцениваете аморальные?
(о том, что люди сами создали добро и зло, что от людей зависят их поступки, какой-либо человек не совершил поступок ему за это отвечать, что от человека зависит хороший он или плохой. Не зря говорят , что по поступкам можно сказать какой человек)раскидать
- И третий абзац читает Лена
-Что нас с вами заставляет поступать аморально или по- другому?
(ответы детей)
-Ребята, как вы думаете, мы ответили на вопрос третьей задачи?
(да)
Регулятивные УУД (овладение навыком работы по самостоятельно составленному плану; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
Личностные УУД (формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока, умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.)
Познавательные УУД (нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст;, иллюстрация);
использование словарей, справочников; осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков. подведение под понятия, выведение следствий поиска средств ее осуществления)
Коммуникативные
УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения)
4.Первичное закрепление
Задача:
Обучение работе с текстом
Беседа, художественное слово
-Молодцы. Приступаем к 4 заданию.
-Ребята, сейчас прочитаем притчу, название которой придумаете сами.
(Притча)
- Как бы вы назвали прочитанную мною притчу?
(варианты детей)
-Интересные названия. Эту притчу написали ученики с В.Сухомлинским, которые назвали ее "Посмеялись над бабушкой"
- Как вы оцениваете поступки детей?
-Они поступили аморально, это еще мягко сказано. Они поступили низко. В конце притчи сделан небольшой вывод: человек издевается над человеком.
- Вы бы как поступили на месте этих детей? Представьте, если вы играли во дворе с мячиком и он нечаянно попал в такую же бабушку, что бы вы сделали? Каковы ваши действия?
- Может на таком же месте оказаться и ваша бабушка.
- Ребята, мы прочитали притчу, чему она вас научила, поучила?
(ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, мы выполнили 4 задачу?
(да)
- Не забывайте, что можно оценивать только деятельность человека, а судить, осуждать человека это совсем другое.
Познавательные УУД
(умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме)
Регулятивные УУД
(умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД
(умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
5. Физминутка
Задача:
Снять напряжение
демонстрация
- Но, я смотрю вы немного устали. Проведем физминутку сначала для глаз.
(презентация)
6.Организация самостоятельной работы
Задача:
Закрепить новые понятия, знания
Беседа, объяснение
Сейчас посмотрим как вы усвоили новый материал. Я раздам вам притчи, работа будет по рядам, но можно советоваться с соседом по парте. Нужно:
1. Придумать название.
2. Дать оценку поступкам героев притчи.
3. Представить, как бы вы поступили на их месте и рассказать классу.
- Думаю, вы сейчас все сделаете быстро.
-Итак, приступаем. В вашем распоряжении 7 минут.
- Сначала послушаем первый ряд. Отвечаем по парам. Если одна пара не справляется спрошу другую пару, чтобы дополнить ответ первой пары.
- Кто хочет ответить на первый вопрос? На второй? Третий?
- Второй ряд ваша притча. Кто хочет ответить на первый вопрос? На второй? Третий?
- Третий ряд ваша притча. Кто хочет ответить на первый вопрос? На второй? Третий?
- Выслушали 3 притчи. Какой можно сделать вывод?
- Ребята, кто может обобщить и сделать сжатый вывод?
- Какое задание вам показалось самым сложным? самым легким? Почему?
-Легко ли вам было оценивать поступки как моральные, так и аморальные?
-Итак, страница 35, остался последний абзац. Лена читай громко и выразительно.
-О чем абзац?
(Что каждый человек делает свой выбор,
Познавательные УУД
(умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме.)
Регулятивные УУД
(умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
Коммуникативные УУД
(умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
7.Информация о домашнем задании
Задача :
Дать краткий инструктаж домашнего задания.
Объяснение
- Ребята, конечно, не обойтись без домашнего задания. Я думаю, оно вас заинтересует. У вас такой замечательный учебник. Информация в нем занимательная. А иллюстрации, какие ярки. Например, девочка с подсолнухами мне очень нравиться. Справа на странице 35 . Заголовок "вопросы и задания". Вторая галочка. Это будет вашим домашним заданием. Дима, прочитай домашнее задание.
-Что нужно сделать?
- Кто не понял домашнее задание?
Познавательные УУД
(умение извлекать информацию из текста)
8. Рефлексия учебной деятельности.
Задача: Организовать самооценку деятельности.
Беседа
-Ребята, кто может перечислить три задачи, которые ставили в начале урока?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
-Где вы можете применить новое знание?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
-Над чем надо еще поработать?
-Кому из ребят скажем спасибо?
-Как оцените работу класса?
Регулятивные УУД
(формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
15