Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ ХИМИЯ г. Раменское 2013 г. 2 2 Программа учебной дисциплины Химия ра зработана на основе Федерального государственного образовательного станд арта (далее – ФГОС) для профессии начального профе с сионального образования (далее НПО) 190631 .01 « Автомеханик » . Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательно е учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п реподаватель химии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования про фессионального лицея №13 Московской области. Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской обла сти . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя _____________________________________________________ _____________ __ __________________________________________________________________ __ «____»____________201______ 3 3 СОДЕРЖАНИЕ стр . 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН Ы 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 6 4 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Хими я 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины Химия является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии НПО 190631 .01 « Автомеханик » . Программа учебной дисциплины может быть использована для профе ссий технического и естественнонаучного профилей профессионального образования . 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл . 1.3. Цели и задачи дисциплины – требов ания к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;  определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химическо й связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;  характеризовать: элементы малых пе риодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;  об ъяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;  выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;  проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); исполь зовать 5 5 компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;  связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;  решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям; исполь зовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн и :  для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценк и их последствий;  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;  безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудова нием;  приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;  критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  важнейшие химические понят ия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещ ества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновеси е, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;  основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;  основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, стр оения органических и неорганических соединений;  важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксид ы и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, 6 6 мо носахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов; самостоятельной работы обучающегося 30 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 1 02 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 79 в том числе: лабораторные и практические работы 5 контрольные работы 2 Самостоятельная ра бота обучающегося (всего) 23 в том числе: доклады 2 решение задач 6 решение цепочек химических превращений 8 составление электронных и электрографических формул 7 Итоговая аттестация в форме 1 курс - з ачёт 2 курс - дифференцированный зачёт 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия 190631.01 «Автомеханик» Наименование раз делов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. 1 Раздел 1. Общая и неорганическая химия 39 Тема 1. Основные понятия и законы химии . 3 1 Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотр опия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянс тва состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Самостоятельная работа обучающихся : Реше ние задач . 2 3 Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома . 8 1, 2, 3 Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировк е Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Ат ом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об о рбиталях. s - , р - , f - и d - Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понима ния химической картины мира. Лабораторные и практические работы: Практическая работа №1. Моделирование Периодической таблицы элементов. 1 3 Сам остоятельная работа обучающихся: Составление формул электронных конфигураций атомов элементов Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. 4 3 8 Тема 3. Строение вещества. 4 1, 2, 3 Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановлен ия. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетк и. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно - акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и га зообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массова я доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Лабораторные и практические работы: Практическая работа №2. Ознакомление с кристал лическими решетками. 1 3 Самостоятельная работа обучающихся : Решение задач. 1 3 Тема 4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. 4 1, 2, 3 Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, п ересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролити ческой диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. Самостоятельная работа обучающихся : Подготовка докладов на индивидуальные темы, посвященные вкладу в развитие химии известных ученых - химиков. 2 3 Тема 5. Химические реакции. 4 Классификация химических реакций. Реакции соед инения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно - восс тановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно - восстановительных реакций. 1, 2, 3 9 Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реа кций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Х имическое равновесие и способы его смещения. Лабораторные и практические работы: Лабораторная работа №1. Исследование признаков химических реакций . 1 3 Самостоятельная работа обучающихся : Решение цепочек химических превращений. 1 3 Тема 6. Классификация неорганических соединений и их свойства . 9 Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия конц ентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. 1, 2, 3 Лабораторные и практические работы: Лабораторная работа №2. Распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций. 3 Самостоятельная работа обучающихся : Решение цепочек химических превращений. 1 3 Тема 7. Металлы и неметаллы. 6 1, 2, 3 3 2 Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения ме таллов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Оки слительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. 1, 2, 3 Лабораторные и практические работы: Лабораторная работа №3. Исследование свойств металлов. 2, 3 Самостоятельная работа обучающих ся : Решение цепочек химических превращений . 2 2, 3 Зачет 2 3 10 Раздел 2. Органическая химия 39 Тема 8. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений . 4 1 Предмет органической химии. Природные, искусственные и синт етические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала н оменклатуры IUPAC . Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакци и изомеризации. 1, 2, 3 Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. 2 3 Тема 9. Углеводороды и их природные источники . 13 Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горе ние, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена - 1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки . Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гид ратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводоро дов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти . Нефтепродукты. 1, 2, 3 Самостоятельная работа обучающихся: Решение цепочек химических превращений. Составление формул изомеров. 4 3 11 Тема 10. Кислородсодержащие органические соединения . 10 Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с на трием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применен ие глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой . Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт . Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Поняти е о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотам и и реакция этерификации . Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров . Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров . Применение жиров на основе свойств. Мыла . Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоз а), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на осн ове свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза   полисахарид. 1, 2, 3 Самостоятельная работа обучающихся Решение цепочек химических превращений. Решение задач. 2 3 12 Тема 11. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. 10 1, 2, 3 Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура . Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Пр именение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот : взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации) . Пептидная связь и поли пептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биопол имеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Самостояте льная работа обучающихся Решение цепочек химических превращений. Составление формул изомеров. 2 3 Дифференцированный зачет 3 3 Всего: 79 Уровни освоения учебного материала: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 13 Перечень лабораторных и практических работ № Наименование лабора торных и практических работ Количество часов 1 Практическая работа №1. Моделирование Периодической таблицы элементов. 1 2 Практическая работа №2. Ознакомление с кристаллическими решетками. 1 3 Лабораторная работа №1. Исследование признаков химических реакций. 1 4 Лабораторная работа №2. Распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций. 1 5 Лабораторная работа №3. Исследование свойств металлов. 1 Всего: 5 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ НЫ Реализ ация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия. 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспеч е нию : 3.1.1. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  демонстрационн ый стол;  шкаф для химической посуды;  мойка универсальная;  лабораторная посуда;  реактивы;  макеты строения атомов;  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;  электрохимический ряд напряжений металлов;  ряд электроотрицательности неметаллов;  пр обирки;  подносы лабораторные;  штативы лабораторные;  горелка;  наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал). 3.1.2. Технические средства обучения:  мультимедийный проектор;  проекционный экран;  компьютерные программы (обучающие и контролирующие). 15 3.2. Информационное обеспечение обучения: Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. Дополнительные источники: Химия : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 9 - е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 201 1 . – 33 6 с. Химия для профессий и специальностей естественно - научного профиля: учебник / [ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов , Е.Е. Остроумова, С.А. Сладков ] ; под ред. О.С. Габриеляна . – М. : Издательский центр «Академия», 201 1 . – 384 с. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых зада ний по химии : учеб. пособие - М. : Издатель ский центр «Академия», 2012. – 128 с. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Химия: Практикум ; под ред. О.С. Габриеляна . – М. : Издательский центр «Академия», 201 3 . – 304 с. Габриелян О.С., Ос троумов И.Г., Сладков С.А. Химия: Пособие для подготовки к ЕГЭ . – М. : Издательский центр «Академия», 201 1 . – 25 6 с. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения . – М. : Издательский центр «Академия», 201 2 . – 288 с. Литература для учителя: Химия . Книга для препо давателя: учебно - методическое пособие / О.С. Габриелян, Г .Г. Лысова . – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 33 6 с. 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  составлять электронные и графические формулы строения электронных оболочек атомов;  прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодичес кой системе и электронного строения;  составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;  составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;  решать задачи на растворы;  уравнивать окисли тельно – восстановительные реакции ионно - электронным методом;  составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды;  составлять названия соединений по систематической номенклатуре;  составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;  объяснять взаимное влияние атомов. Формы контроля знаний: 1.Индивидуальный 2.Групповой 3.Комбинированный 4.Самоконтроль Методы контроля: 1.Письменный 2.Практический 3.Наблюдение и оценка практических д ействий 4.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка). 5.Тестовый контроль с применением информационных технологий. 17 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;  квантово - механические п редставления о строении атомов;  общую характеристику s - , p - , d - элементов, их биологическую роль и применение в медицине;  важнейшие виды химической связи и механизм их образования;  основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;  протоли тическую теорию кислот и оснований;  коллигативные свойства растворов;  способы выражения концентрации растворов;  алгоритмы решения задач на растворы;  буферные растворы и их свойства;  теорию коллоидных растворов;  сущность гидролиза солей;  основные классы орг анических соединений, их строение, свойства, получение и применение;  все виды изомерии. Формы контроля знаний: 1.Индивидуальный 2.Комбинированный 3.Самок онтроль 4.Фронтальный Методы контроля: 1.Устный 2.Письменный (химический диктант) 3.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка). 4.Тестовый контроль с применением информационных технологий.