Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик» 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД
Е
НИЕ
 
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
 
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ
СЦИПЛИНЫ
 
 
ХИМИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Раменское
 
2013
г.
 
 
2
 
2
 
       
Программа учебной дисциплины
 
Химия
 
ра
зработана на основе 
Федерального государственного образовательного станд
арта (далее 
–
 
ФГОС) 
для
 
профессии
 
начального профе
с
сионального образования (далее НПО) 
190631
.01 «
Автомеханик
»
.
 
       
Организация
-
разработчик:
 
Государственное бюджетное образовательно
е учреждение начального 
профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской 
области.
 
 
Разработчик: 
 
        
Капин А.В
., п
реподаватель химии
 
Государственного бюджетного 
образовательного учреждения начального профессионального образования 
про
фессионального лицея №13 Московской области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        
Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного 
бюджетного образовательного учреждения начального профессионального 
образования профессионального лицея №13 Московской обла
сти
.
 
 
 
«___»____________20_______
 
 
 
 
        
Эксперт (ы) от работодателя 
_____________________________________________________
_____________
__
 
__________________________________________________________________
__
 
 
«____»____________201______
 
 
3
 
3
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
стр
.
 
1.
 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ
ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
4
 
2.
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН
ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
Ы 
 
 
6
 
3.
 
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П
РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 
 
 
14
 
4.
 
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ
ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
 
1
6
 
 
 
 
4
 
4
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
 
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Хими
я
 
 
1.1. Область применения программы
 
Программа учебной дисциплины 
Химия
 
является частью основной 
общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС 
для
 
профессии 
НПО
 
190631
.01 «
Автомеханик
»
.
 
 
 
Программа учебной дисциплины может быть 
использована
 
для 
профе
ссий технического и естественнонаучного профилей профессионального 
образования
.
 
 
 
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной 
образовательной программы:
 
Дисциплина входит в 
общеобразовательный  цикл
.
 
 
 
1.3. Цели и задачи дисциплины 
–
 
требов
ания к результатам освоения 
дисциплины:
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 
 
 
называть:
 
изученные вещества по тривиальной или международной 
номенклатуре;
 
 
определять:
 
валентность и степень окисления химических элементов, 
тип химическо
й связи в соединениях, заряд иона, характер среды в 
водных растворах неорганических и органических соединений, 
окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам 
неорганических и органических соединений;
 
 
характеризовать:
 
элементы малых пе
риодов по их положению в 
Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства 
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических 
соединений; строение и химические свойства изученных неорганических 
и органических соединений;
 
 
об
ъяснять:
 
зависимость свойств веществ от их состава и строения, 
природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и 
водородной), зависимость скорости химической реакции и положение 
химического равновесия от различных факторов;
 
 
выполнять химический
 
эксперимент:
 
по распознаванию важнейших 
неорганических и органических соединений;
 
 
проводить:
 
самостоятельный поиск химической информации с 
использованием различных источников (научно
-
популярных изданий, 
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); исполь
зовать 
 
5
 
5
 
компьютерные технологии для обработки и передачи химической 
информации и ее представления в различных формах;
 
 
связывать:
 
изученный материал со своей профессиональной 
деятельностью;
 
 
решать: 
расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
 
исполь
зовать приобретенные знания и умения в практической 
деятельности и повседневной жизн
и
:
 
 
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на 
производстве;
 
 
определения возможности протекания химических превращений в 
различных условиях и оценк
и их последствий;
 
 
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 
 
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на 
организм человека и другие живые организмы;
 
 
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и 
лабораторным оборудова
нием;
 
 
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на 
производстве;
 
 
критической оценки достоверности химической информации, 
поступающей из разных источников.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 
 
 
 
важнейшие химические понят
ия:
 
вещество, химический элемент, атом, 
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, 
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, 
валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем 
газообразных веществ, вещ
ества молекулярного и немолекулярного 
строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая 
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, 
тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, 
химическое равновеси
е, углеродный скелет, функциональная группа, 
изомерия, гомология;
 
 
основные законы химии:
 
сохранения массы веществ, постоянства 
состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
 
 
основные теории химии;
 
химической связи, электролитической 
диссоциации, стр
оения органических и неорганических соединений;
 
 
важнейшие вещества и материалы:
 
важнейшие металлы и сплавы; 
серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, 
кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и 
амфотерные оксид
ы и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, 
сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, 
ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и 
фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, 
 
6
 
6
 
мо
носахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал 
и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и 
синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
 
 
 
 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы 
дисциплины:
 
максимальной 
учебной нагрузки обучающегося
  
130
  
часов, в том числе:
 
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 
100
 
часов;
 
самостоятельной работы обучающегося
  
30
 
часов.
 
 
 
 
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ
 
2.1. Объем учебной дисциплины
 
и виды учебной работы
 
 
Вид учебной работы
 
Объем часов
 
Максимальная учебная нагрузка (всего)
 
1
02
 
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 
 
79
 
в том числе:
 
 
     
лабораторные 
и практические работы
 
5
 
     
контрольные работы
 
2
 
Самостоятельная ра
бота обучающегося (всего)
 
23
 
в том числе:
 
 
     
доклады
 
2
 
     
решение задач
 
6
 
     
решение цепочек химических превращений
 
8
 
     
составление электронных и электрографических формул
 
7
 
     
 
 
Итоговая аттестация в форме                               
  
    
 
                 
  
1 курс 
-
 
з
ачёт
 
                                                                      
2  курс 
-
 
дифференцированный зачёт
  
 
 
7
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
 
Химия
 
190631.01 «Автомеханик»
 
 
 
 
 
 
Наименование 
раз
делов и тем
 
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа 
обучающихся, курсовая работ (проект)
 
(если предусмотрены)
 
Объем часов
 
Уровень 
освоения
 
1
 
2
 
3
 
4
 
 
Введение. 
 
Научные методы познания веществ и химических 
явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование 
химических процессов.
 
1
 
 
Раздел 1. 
 
Общая и неорганическая химия
 
39
 
 
Тема 1. 
 
Основные понятия и законы химии
.
 
3
 
 
1
 
 
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотр
опия. Простые и 
сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. 
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
 
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянс
тва состава 
веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
 
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли 
химических элементов в сложном веществе.
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Реше
ние задач
.
 
2
 
3
 
Тема 2.
 
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
.
 
8
 
 
1, 2, 3
 
 
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. 
Периодический закон в формулировк
е Д.И. Менделеева.
 
Периодическая таблица химических элементов
 
–
 
графическое отображение периодического закона. 
Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
 
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Ат
ом
 
–
 
сложная частица. Ядро (протоны и 
нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых 
периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных 
элементов). Понятие об о
рбиталях. 
s
-
, 
р
-
, 
f
-
 
и 
d
-
Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических 
элементов.
 
Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической 
системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понима
ния химической картины 
мира.
 
Лабораторные и практические работы:
 
Практическая работа №1. Моделирование Периодической таблицы элементов.
 
1
 
3
 
Сам
остоятельная работа обучающихся:
 
Составление формул электронных конфигураций атомов элементов Периодической
 
системы химических 
элементов Д.И. Менделеева.
 
4
 
 
3
 
 
8
 
Тема 3.
 
Строение вещества.
 
4
 
 
 
 
 
1, 2, 3
 
 
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их 
образование из атомов в результате процесса восстановлен
ия. Ионная связь, как связь между катионами и 
анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, 
наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом 
кристаллической решетк
и.
 
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно
-
акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной 
связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства
 
веществ с молекулярными и атомными 
кристаллическими решетками.
 
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. 
Физические свойства металлов.
 
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и га
зообразное состояния веществ. 
Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
 
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: 
объемная и массовая доли компонентов смеси, массова
я доля примесей.
 
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. 
Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
 
Лабораторные и практические работы:
 
Практическая работа №2. Ознакомление с кристал
лическими решетками.
 
1
 
3
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Решение задач.
 
1
 
3
 
Тема 4.
 
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
 
4
 
 
 
 
1, 2, 3
 
 
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, 
п
ересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных 
факторов.
 
Массовая доля растворенного вещества.
 
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. 
Механизмы электролити
ческой диссоциации для веществ с различными типами химической связи. 
Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые 
электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания 
и соли как 
электролиты.
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Подготовка докладов на индивидуальные темы, посвященные вкладу в развитие химии известных ученых
-
химиков.
 
2
 
3
 
Тема 5.
 
Химические реакции.
 
4
 
 
 
 
Классификация химических реакций. Реакции соед
инения, разложения, замещения, обмена. Каталитические 
реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и 
эндотермические реакции. 
 
Тепловой эффект химических реакций. 
 
Термохимические уравнения.
 
Окислительно
-
восс
тановительные реакции. 
 
Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. 
 
Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно
-
восстановительных реакций.
 
 
 
1, 2, 3
 
 
9
 
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реа
кций. 
 
Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их 
концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
 
Обратимость химических реакций. 
 
Обратимые и необратимые реакции. 
 
Х
имическое равновесие и способы его смещения.
 
Лабораторные и практические работы:
 
Лабораторная работа №1. Исследование признаков химических реакций
.
 
1
 
3
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Решение цепочек химических превращений.
 
1
 
3
 
Тема 6.
 
Классификация неорганических соединений и их свойства
.
 
 
9
 
 
 
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические 
свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. 
 
Особенности взаимодействия конц
ентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы 
получения кислоты.
 
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. 
Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. 
Разложение 
нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
 
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. 
 
Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. 
 
Способы получения солей.
 
Гидролиз солей.
 
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные 
оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические 
свойства оксидов. Получение оксидов.
 
 
 
1, 2, 3
 
Лабораторные и практические работы:
 
Лабораторная работа №2. Распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций.
 
 
3
 
Самостоятельная работа обучающихся
:
 
Решение цепочек химических превращений.
 
1
 
3
 
 
Тема 7.
 
Металлы и неметаллы.
 
6
 
 
 
 
1, 2,
 
3
 
 
 
 
3
 
 
2
 
 
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация 
металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений 
металлов. Металлотермия.
 
Общие способы получения ме
таллов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и 
электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
 
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы
 
–
 
простые вещества. Зависимость свойств галогенов 
от их положения в Периодической системе. Оки
слительные и восстановительные свойства неметаллов в 
зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
 
 
 
1, 2, 3
 
Лабораторные и практические работы:
 
Лабораторная работа №3. Исследование свойств металлов.
 
 
2, 3
 
Самостоятельная работа обучающих
ся
:
 
Решение цепочек химических превращений
.
 
2
 
2, 3
 
 
Зачет
 
2
 
3
 
 
10
 
Раздел 2. 
 
Органическая химия
 
39
 
 
Тема 8. 
 
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
.
 
4
 
 
 
1
 
 
Предмет органической химии.
 
 
Природные, искусственные и синт
етические органические вещества. 
 
Сравнение органических веществ с неорганическими.
 
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
 
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории 
химического 
строения. 
 
Изомерия и изомеры. 
 
Химические формулы и модели молекул в органической химии.
 
Классификация органических веществ. 
 
Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.
 
Гомологи и гомология. 
 
Начала н
оменклатуры 
IUPAC
.
 
Классификация реакций в органической химии. 
 
Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). 
 
Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). 
 
Реакции замещения. 
 
Реакци
и изомеризации.
 
1, 2, 3
 
Самостоятельная работа обучающихся:
 
Решение задач.
 
2
 
3
 
Тема 9.
 
Углеводороды и их природные источники
.
 
13
 
 
 
 
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.
 
Химические свойства алканов 
(метана, этана): горе
ние, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
 
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).
 
Гомологический 
ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение,
 
качественные реакции 
(обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.
 
Применение 
этилена на основе свойств.
 
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. 
Химические 
свойства бутадиена
-
1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. 
Натуральный и синтетические каучуки
. 
 
Резина.
 
Алкины. Ацетилен.
 
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, 
присоединение хлороводорода и гид
ратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая 
изомерия с алкадиенами.
 
Арены. Бензол.
 
Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). 
Применение бензола на основе свойств.
 
Природные источники углеводоро
дов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
 
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти
.
 
 
Нефтепродукты.
 
 
 
1, 2, 3
 
Самостоятельная работа обучающихся:
 
Решение цепочек химических превращений.
 
Составление формул изомеров.
 
4
 
 
 
3
 
 
11
 
Тема
 
10.
 
Кислородсодержащие органические соединения
.
 
10
 
 
 
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как 
функциональная. 
 
Понятие о предельных одноатомных спиртах. 
 
Химические свойства этанола: взаимодействие с на
трием, образование простых и сложных эфиров, 
окисление в альдегид. 
 
Применение этанола на основе свойств. 
 
Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
 
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. 
 
Качественная реакция на многоатомные спирты. Применен
ие глицерина.
 
Фенол. Физические и химические свойства фенола.
 
 
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой
. 
Применение фенола на основе свойств.
 
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как 
функциональная. 
 
Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,
 
восстановление в соответствующий 
спирт
. 
 
Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. 
 
Применение формальдегида на основе его свойств.
 
Карбоновые кислоты. Поняти
е о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. 
Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот 
окислением альдегидов. 
 
Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотам
и и реакция 
этерификации
.
 
Применение уксусной кислоты на основе свойств. 
 
Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
 
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. 
 
Сложные эфиры в природе, их значение. 
 
Применение
 
сложных эфиров на основе свойств.
 
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров
.
 
Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование 
жидких жиров
.
 
Применение жиров на основе свойств.
 
 
Мыла
.
 
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоз
а), дисахариды (сахароза) и 
полисахариды (крахмал и целлюлоза).
 
Глюкоза
 
–
 
вещество с двойственной функцией
 
–
 
альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление 
в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на осн
ове 
свойств.
 
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. 
 
Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза 
 
полисахарид.
 
 
 
 
1, 2, 3
 
Самостоятельная работа обучающихся
 
Решение цепочек химических превращений.
 
Решение задач.
 
 
 
 
2
 
3
 
 
12
 
Тема 11.
 
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
 
10
 
 
 
1, 2, 3
 
 
 
 
 
 
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура
. 
Анилин, как 
органическое основание. Получение анилина из нитробензола.
 
Пр
именение анилина на основе свойств.
 
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические 
свойства аминокислот
:
 
взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция 
поликонденсации)
.
 
Пептидная связь и поли
пептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
 
Белки.
 
Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, 
денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
 
Полимеры. Белки и полисахариды как биопол
имеры.
 
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и 
термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
 
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
 
Самостояте
льная работа обучающихся
 
Решение цепочек химических превращений.
 
Составление формул изомеров.
 
 
2
 
3
 
 
 
 
 
 
 
Дифференцированный зачет
 
3
 
3
 
 
Всего:
 
79
 
 
 
Уровни освоения учебного материала:
 
1.
 
–
 
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
 
2.
 
–
 
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
 
3. 
–
 
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
 
13
 
 
 
Перечень лабораторных и практических работ
 
 
№
 
Наименование лабора
торных и практических 
работ
 
 
Количество часов
 
1
 
Практическая работа №1. Моделирование 
Периодической таблицы элементов.
 
1
 
2
 
Практическая работа №2. Ознакомление с 
кристаллическими решетками. 
 
1
 
3
 
Лабораторная работа №1. Исследование признаков 
химических 
реакций.
 
1
 
4
 
Лабораторная работа №2. Распознавание 
неорганических веществ с помощью качественных 
реакций.
 
1
 
5
 
Лабораторная работа №3. Исследование свойств 
металлов.
 
1
 
 
 
Всего:
 
5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14
 
 
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ
И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ
НЫ
 
 
Реализ
ация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 
Химия.
 
 
3.1. Требования к минимальному материально
-
техническому 
обеспеч
е
нию
:
 
3.1.1.
 
Оборудование учебного кабинета:
 
 
посадочные места по количеству обучающихся;
 
 
рабочее место преподавателя;
 
 
демонстрационн
ый стол;
 
 
шкаф для химической посуды;
 
 
мойка универсальная;
 
 
лабораторная посуда;
 
 
реактивы;
 
 
макеты строения атомов;
 
 
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
 
 
электрохимический ряд напряжений металлов;
 
 
ряд электроотрицательности неметаллов;
 
 
пр
обирки;
 
 
подносы лабораторные;
 
 
штативы лабораторные;
 
 
горелка;
 
 
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
 
3.1.2.
 
Технические средства обучения:
 
 
мультимедийный проектор;
 
 
проекционный экран; 
 
 
компьютерные программы (обучающие и контролирующие).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15
 
 
 
3.2. Информационное обеспечение обучения:
 
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет
-
ресурсов, 
дополнительной литературы
 
Основные источники: 
 
Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / 
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. 
–
 
5
-
е изд., стер. 
–
 
М. : Издательский 
центр «Академия», 2012. 
–
 
256 с.
 
Дополнительные источники:
 
Химия
: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования
 
/ О.С. 
Габриелян, И.Г. Остроумов. 
–
 
9
-
е изд., стер. 
–
 
М. : Издательский центр 
«Академия», 201
1
. 
–
 
33
6 с.
 
Химия для профессий и специальностей 
естественно
-
научного 
 
профиля: 
учебник / 
[
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов
, Е.Е. Остроумова, С.А. 
Сладков
]
;  под ред. О.С. Габриеляна
.
–
 
М. : Издательский центр 
«Академия», 201
1
. 
–
 
384
 
с.
 
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых зада
ний по химии
: учеб. пособие 
-
 
М. : 
Издатель
ский центр «Академия», 2012. 
–
 
128
 
с.
 
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М.
 
Химия: 
Практикум
; под ред. О.С. Габриеляна
.
–
 
М. : Издательский центр 
«Академия», 201
3
. 
–
 
304
 
с.
 
Габриелян О.С., Ос
троумов И.Г., Сладков С.А.
 
Химия: Пособие для 
подготовки к ЕГЭ
.
 
–
 
М. : Издательский центр «Академия», 201
1
. 
–
 
25
6 с.
 
Ерохин Ю.М.
 
Химия: Задачи и упражнения
. 
–
 
М. : Издательский центр 
«Академия», 201
2
. 
–
 
288
 
с.
 
Литература для учителя:
 
Химия
. Книга для препо
давателя: учебно
-
методическое пособие
 
/ О.С. 
Габриелян, Г
.Г. 
Лысова
. 
–
 
М. : Издательский центр «Академия», 2012. 
–
 
33
6 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16
 
 
 
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
 
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
 
ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
Контроль и оценка
 
результатов освоения дисциплины осуществляется 
преподавателем в процессе проведения практических занятий и 
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися 
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
 
 
 
Результаты обучения
 
(освоенные умения, усвоенные 
знания)
 
Формы и методы контроля
 
и 
оценки результатов обучения 
 
В результате освоения 
дисциплины обучающийся должен 
уметь:
 
 
составлять электронные и 
графические формулы строения 
электронных оболочек атомов;
 
 
прогнозировать химические 
свойства элементов, исходя из их 
положения в периодичес
кой 
системе и  электронного строения;
 
 
составлять химические формулы 
соединений в соответствии со 
степенью окисления химических 
элементов;
 
 
составлять уравнения реакций 
ионного обмена в молекулярном и 
ионном виде;
 
 
решать задачи на растворы;
 
 
уравнивать окисли
тельно
–
восстановительные реакции 
ионно
-
электронным методом;
 
 
составлять уравнения гидролиза 
солей, определять кислотность 
среды;
 
 
составлять  названия соединений 
по систематической номенклатуре;
 
 
составлять схемы реакции, 
характеризующие свойства 
органических
 
соединений;  
 
 
объяснять взаимное влияние 
атомов.
 
Формы контроля знаний:
 
1.Индивидуальный
 
2.Групповой
 
3.Комбинированный
 
4.Самоконтроль
 
 
Методы контроля:
 
1.Письменный
 
2.Практический
 
3.Наблюдение и оценка практических 
д
ействий
 
4.Поурочный бал (оценивается 
деятельность студентов на всех этапах 
занятия и выводится итоговая 
оценка).
 
5.Тестовый контроль с применением 
информационных технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
17
 
 
 
 
 
В результате освоения 
дисциплины обучающийся должен 
знать:
 
 
периодический закон Д.И. 
Менделеева в свете учения о 
строении атома, принципы 
построения периодической 
системы элементов;
 
 
квантово
-
механические 
п
редставления о строении атомов;
 
 
общую характеристику 
s
-
, 
p
-
, 
d
-
элементов, их биологическую роль 
и применение в медицине;
 
 
важнейшие виды химической 
связи и механизм их образования;
 
 
основные положения теории 
растворов и электролитической 
диссоциации;
 
 
протоли
тическую теорию кислот и 
оснований;
 
 
коллигативные свойства 
растворов;
 
 
способы выражения концентрации 
растворов;
 
 
алгоритмы решения задач на 
растворы;
 
 
буферные растворы и их свойства;
 
 
теорию коллоидных растворов;
 
 
сущность гидролиза солей;
 
 
основные классы орг
анических 
соединений, их строение, 
свойства, получение и  
применение;
 
 
все виды изомерии.
 
 
 
Формы контроля знаний:
 
1.Индивидуальный
 
2.Комбинированный
 
3.Самок
онтроль
 
4.Фронтальный
 
 
Методы контроля:
 
1.Устный
 
2.Письменный (химический диктант)
 
3.Поурочный бал (оценивается 
деятельность студентов на всех этапах 
занятия и выводится итоговая 
оценка).
 
4.Тестовый контроль с применением 
информационных технологий.