Статья Коммуникативный подход в изучении иностранных языков
Коммуникативный подход в изучении иностранного языка
Барандина Я.Н., учитель английского языка МОУ «Центр образования №23 «Созвучие», г.ВологдаЧасто встречаю детей, которые учат английский язык уже несколько лет, но не могут ничего толком сказать. А мы сами? Лично меня долгое время преследовал страх заговорить и ошибиться!
Всё это последствия обучения грамматико-переводным методом. Главный фокус этого метода — изучение грамматических структур и заучивание готовых предложений. Ученики знают очень многое, но всё это не помогает им заговорить.
Коммуникативный подход появился в 1970-ые годы вместе с развитием глобализации. Развитие коммуникаций и транспорта сделало мир меньше, а английский язык занял место мирового языка. Его стали изучать не для того, чтобы читать в оригинале или сделать язык своей профессией.Основатели коммуникативного подхода подглядели этот способ обучения у маленьких детей. Детей не учат языку специально, но уже к пяти годам у них, в основном, сформированы все необходимые навыки, в том числе и грамматические.
яПринципы коммуникативного подхода
зад Вовлечение ученика в языковую средуГлавный принцип коммуникативного подхода — погружение студента в среду с первого дня изучения языка. Для этого используются аутентичные материалы. Материалы можно использовать любые: от книг и фильмов до рекламы и ресторанных меню.
ача Используется большое количество дополнительных материаловУчитель не должен ограничиваться только учебником. Учебники представляют язык так, как его удобно учить, а не так, как мы с ним сталкиваемся в повседневной жизни. Отличную возможность послушать язык таким, как он есть, дают сериалы. мму 3Изучение не только иностранного языка, но и стратегий для его пониманияКоммуникативный подход направлен на общение с самых начальных уровней. Ученику приходится многое додумывать на ходу, понимать из контекста. Поэтому преподаватель должен дать ему приемы, которые позволили бы понимать речь, не понимая каждого слова. И, конечно, придать уверенности в себе.
вно Отсутствие механических упражнений, направленных на запоминание лексикиКонечно, можно подобрать упражнение, которое бы содержало всю лексику, пройденную на занятии. Но насколько это упражнение близко к реальной жизни? Насколько это будет похоже на реальную речь? го подхода — помочь учени5. кДопускается минимальное использование родного языка, если это идёт во благоДолгое время считалось, что использовать родной язык не нужно и вредно. Но иногда перевод слова оказывается гораздо точнее и дает ученику больше, чем его объяснение на иностранном языке.
о б Поощрение попыток говорить даже на самых ранних этапах обученияУчитель должен исправлять ошибки ученика деликатно и только там, где это действительно нужно. Главное, чтобы ученик заговорил и понял, что в этом нет ничего страшного. Свободная и уверенная речь в коммуникативной методике важнее, чем знание всех грамматических терминов.
Одно из главных условий реализации коммуникативного подхода — это отличная атмосфера и полное взаимопонимание между учеником и учителем.
Хороший преподаватель — это, прежде всего, хороший психолог. Работа преподавателя вовсе не сводится к пересказыванию учебника. Роль преподавателя гораздо многограннее и интереснее. Он должен облегчать общение в группе (если мы говорим о групповом обучении); организовывать процесс, выступать наблюдателем (определять потребности и трудности студентов); направлять, поощрять и хвалить. В коммуникативном подходе преподаватель гораздо больше ориентирован на ученика. В центре внимания не учебник и не объяснения новой темы, а ученик, его желания, трудности и потребности.
Принципы эффективного общения
Проявляйте уважениеИсследования показали, что эмпатия тесно связана с установлением контакта на уроке. Проявление уважения и создание позитивной атмосферы помогают преподавателю завоевать доверие ученика, а это, в свою очередь, повышает мотивацию к обучению.
Пользуйтесь вербальными и невербальными способами демонстрации хорошего отношения к ученикамЗрительный контакт, улыбка, поддакивания, кивки головой вовремя, обращение по имени и похвала — всё это помогает ученику расслабиться и чувствовать себя свободнее.
Будьте терпеливы и доброжелательныНе показывайте раздражения, даже если ученик делает одну и ту же ошибку. Избегайте командного тона и выражений: «Я уже говорила», «Я уже несколько раз повторила», «Ну что ж вы никак не запомните». Не высказывайте никаких оценочных суждений.
Всегда интересуйтесь мнением студента Общение – главный способ сблизиться с учеником, научить его доверять учителю.
Проявляйте энтузиазм к процессу обучения и к его содержаниюПреподаватель, который любит свою профессию, мотивирован, полон энергии и желания воплощать свои творческие идеи. Этим позитивом он заряжает и ребят.
Попытайтесь пробудить любопытство ученикаЗадавайте ему сложные вопросы. Давайте задания, которые чуть сложнее, чем он может выполнить. Не упрощайте ему жизнь, дайте студенту пережить радость открытий. Человек учится только методом проб и ошибок. Разрешите своему ученику делать ошибки и он будет учиться гораздо быстрее!Ошибки студента, изучающего иностранный язык, показывают, какого уровня он достиг, и как преподавателю необходимо выстраивать учебный процесс. Прогресс без ошибок невозможен.
В традиционном грамматико-переводном методе слишком большое внимание уделялось коррекции ошибок. Это вызывало у студентов страх совершить ошибку. Они думали: «Лучше совсем ничего не сказать, чем сказать с ошибкой». Это убеждение противоречит принципам коммуникативного подхода.Если вы преподаёте индивидуально, то спросите у ученика, как он хочет работать: исправлять все ошибки без исключения, только самые важные или не исправлять совсем. Следует учитывать цели его обучения.
Принципы исправления ошибок
Прежде, чем исправлять ошибки ученика, специалисты рекомендуют ответить на следующие вопросы:
Какого типа ошибку допустил ученик?Бывают глобальные и локальные ошибки.
Сравните: The men had been shooting when they are blindfolded. Ошибка had been shooting считается глобальной, потому что искажает смысл всего предложения (the man had been shot). А вот ошибка are blindfolded локальной, потому что можно без труда понять смысл предложения.
Полезно ли исправить ошибку сейчас?Допустим, ученик совершил ошибку в той теме, которая ещё не изучалась, есть ли смысл его исправлять? Если задание на беглость речи, и вы понимаете, что это оговорка, нужно ли об этом говорить студенту?
Когда исправлять ошибку: немедленно, в конце задания или позже?Всё зависит от цели задания. Если цель — точность речи (например, ученик употребляет в речи только что изученную грамматическую структуру), то тогда немедленное исправление или исправление в конце упражнения являются уместными. Если задание направлено на беглость, то немедленное исправление ошибок перебивает поток речи и может негативно повлиять на уверенность ученика.
Кто будет исправлять ошибку: преподаватель, сам ученик или другие ребята? Преимущества исправления ошибок самим учеником или другими учащимися:
ребята учатся быть более независимыми;
ребята более вовлечены;
когда сам ученик исправит свою ошибку, он запомнит её лучше;
сокращается время говорения преподавателя.
Какую технику использовать, чтобы показать ученику, что совершена ошибка?
Преподаватель может просто сказать: ”There’s an error in this sentence”;
Преподаватель может использовать звуки или односложные слова: “Err-r-r, Good but… Almost...”;
Можно использовать выражение лица и жесты (преподаватель делает удивленное лицо, как будто бы не понимает);
Преподаватель показывает пальцами (finger correction);
Преподаватель повторяет предложение до слова, в котором сделана ошибка: They looked for a…?;
Преподаватель переспрашивает с измененной интонацией (You went there IN Monday?);
Преподаватель задаёт краткий вопрос: S: I eat a cake yesterday T:Tense? Past?;
Преподаватель пишет предложение с ошибкой на доске и предлагает студенту самому её исправить;
При помощи юмора: S. The doctor gave her a recipe. T. So she made a nice cake?
Впервые столкнувшись с коммуникативным подходом, многие думают, что он полностью отрицает грамматику. Это не так. Правильная и беглая речь невозможна без знания грамматических правил. Но в коммуникативном подходе очень важна связь грамматики с другими навыками.
Многие правила студенты вырабатывают сами, используя индуктивный подход. Главное внимание уделяется содержанию, а не форме грамматической структуры.