Статья на тему Коммуникативный подход в обучении иностранному языку
«Коммуникативный подход в обучении иностранному языку»
Бородавка Е. Н.
учитель немецкого языка
ГООШ I – III ступеней № 53
с углубленным изучением
отдельных предметов
г.Горловка
2016 г.
«Коммуникативный подход в обучении иностранному языку» - тема, над которой я работаю на протяжении нескольких лет. Эту тему я выбрала не случайно, потому что «главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, формировании навыков и умений пользоваться языком», развитии способностей и готовности к общению на уровне диалога – культур, т.е. готовить учащихся к потенциальному общению с носителем языка. Развитие коммуникативной компетенции зависит от социокультурных и социолингвистических знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вхождение личности в другой социум. Для этого необходимо создание условий коммуникации, благоприятного психологического климата, обеспечение мотивации учащихся путем раскрытия перед ними практической направленности курса.
Что такое вообще «коммуникативный подход» в обучении иностранному языку и когда он возник?
Коммуникативный подход – это подход, который направлен на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранного языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний.
Коммуникативный подход в обучении впервые возник в 70-е годы прошлого столетия как результат работы экспертов Совета Европы и стал одним из главных методов в обучении иностранным языкам.
Главная цель коммуникативного подхода – коммуникативная компетенция учащихся.
Коммуникативная компетенция включает в себя следующие аспекты:
- знания, как использовать язык для разных целей и функций;
- знание того, как изменяется язык в той или иной коммуникативной ситуации;
- умение составлять, читать и понимать тексты, характеризовать их;
- умение поддерживать разговор.
На сегодняшний день в методике есть уже богатый опыт организации коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку. Это - методические работы и исследования И.Л. Бим, И.А.Зимней, Е.И. Пассова, В. Л. Скалкина. Современная методика позволяет максимально эффективно организовать процесс обучения, разработать теорию урока, выбрать виды контроля навыков и умений; уделяет внимание организации активной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний, стимулирует их к познавательной деятельности, привлекает к планированию своей работы, самоорганизации, самоконтролю.
Но на пути к достижению положительного результата в овладении иностранным языком как способом общения, у меня иногда возникают проблемы, которые связаны с формированием коммуникативных умений, с развитием творческих способностей, с мотивацией и заинтересованностью в изучении немецкого языка.
В последнее время, когда во всех областях господствует английский язык, сложилось так, что большинство учащихся под влиянием своих родителей не желают изучать немецкий язык, считают его не нужным. То естественно, при разделении класса на группы, в немецкую группу попадают учащиеся с низким и средним уровнем, которые меньше всего заинтересованы в изучении иностранного языка. Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Есть такие дети, которые изучают язык с удовольствием, заинтересованы не только в получении высоких оценок, но и в знаниях. Они, как бы сказать, составляют «ядро» группы, на них ориентируются другие учащиеся, начинают активно работать. Дальше уже все зависит от учителя, от его творческого подхода к планированию урока. «Преподавание – это искусство, а не ремесло – вот в чем суть учительской работы».
Моя задача в данной ситуации, как и любого другого учителя, состоит в том, чтобы привлечь всех без исключения учащихся в процесс общения на немецком языке. Дифференцированные задания для слабых и сильных детей, максимальная нагрузка сильных учащихся на уроке помогают создать доброжелательный психологический климат между учащимися, обойти зазнайства сильных учащихся, а слабым – избежать страха во время высказывания.
Для решения этих проблем, для развития у учащихся коммуникативной компетенции уже на протяжении многих лет я использую на практике ассоциативную методику обучения (для иностранцев), которую разработали лингвисты института им. Гете. Она мотивирует учащихся к познавательной деятельности, способствует самооценке своих действий, расширяет словарный запас, способствует развитию творческого воображения. Раньше мы с учащимися все вместе составляли ассоциограмму или „Wortigel“, сейчас они могут это делать самостоятельно, дома, работая со словарем. Затем проверяем в классе, дополняем новыми словами. Например, с чем у учащихся ассоциируется слово „ein Zeichentrickfilm“ – ein Cartoon, ein Film, ein Bild – ein Lied – ein Text, u.s.w.
Сегодня является очень актуальным и эффективным внедрение и использование на уроке интерактивных технологий в соединении с личностно ориентированным подходом (на среднем и старшем этапах обучения).
Интерактивные формы работы на уроке
Интерактивность, что это? Это когда учащиеся умеют пользоваться языком тогда, когда их внимание сосредоточено на получение и передачи информации, которая интересна тому, кто говорит, так и тому, кто слушает, в ситуации, которая важна для обоих.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях активного взаимодействия всех участников. Учитель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера. Организация процесса интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевых игр, совместное решение проблем. Таким образом, еще раз повторяя, учащиеся могут обогатить свой словарный запас, работая с аутентичным материалом, а также использовать свои языковые знания.
Готовясь к уроку, я тщательно продумываю каждый этап урока, подбираю формы работы. Итак, что происходит у меня на уроке?
1.Работа проводится с аутентичным материалом (использование аудио- и видеоматериалов, газет, журналов).
2. Учащиеся делают сообщения с собственным комментарием.
3. Учащиеся готовят презентации, сообщения.
4. На интерактивном уроке играем. Игра активизирует психику, мобилизует языковые возможности.
5. Пишем стихи, проводим конкурс «переводчиков» немецкой поэзии.
Интерактивное обучение в средней и старшей школе создает наилучшие условия для саморазвития творческой личности.
Использование интерактивных методик требует определенной структуры урока:
1.Мотивация. Цель этого этапа – сфокусировать внимание учащихся на проблему. Это – вопросы, небольшие задания.
2. Оглашение темы. Цель – обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности.
3. Обеспечение необходимой информацией. Цель – дать детям информацию для того, чтобы на ее основе выполнять практическое задание.
4. Интерактивное упражнение. Цель – практическое усвоение материала, достижение поставленных целей урока.
5. Подведение итогов, оценивание результатов урока. Цель – осмысление того, что было сделано на уроке.
Технологии интерактивного обучения
Важно выделить следующие виды интерактивного обучения в зависимости от цели и формы урока: интерактивные технологии кооперативного обучения, интерактивные технологии коллективно-группового обучения, технологии ситуативного моделирования, технологии отработки дискуссионных вопросов.
- Интерактивные технологии кооперативного обучения
Предусматривают работу в парах друг напротив друга, по принципу « один- вдвоем - все вместе» при обсуждении текста, интервью. Эти технологии способствуют развитию навыков общения, умение высказываться, критического мышления. Варианты работы – «Карусель», «Аквариум».
- Интерактивные технологии коллективно- группового обучения
Предусматривают одновременно совместную работу всего класса. Цель – обратить внимание учащихся на решение проблемы. Это и мотивация познавательной деятельности, и активизация учебного материала. Основные приемы – «Микрофон», «Мозговой штурм», «Броуновское движение», «Ажурная пилка».
- Интерактивные технологии ситуативного моделирования
Предусматривает включение учащихся в игру (имитационную, ситуативную, ролевую). Игровая модель обучения таким образом реализовывает не только основную дидактическую цель, но и комплекс целей: обеспечение контроля проявления эмоций, развитие творческого воображения, самоопределение ребенка, дает возможность высказывать свои мысли. Приемы работы « Ролевая игра», « Инсценировка сценки», «Драматургия».
- Технологии отработки дискуссионных вопросов
Дискуссии являются важным средством познавательной деятельности учащихся старших классов в процессе обучения. Они в значительной мере способствуют развитию критического мышления, дают возможность определить собственную позицию, формируют навыки отстоять свое мнение, а также способствуют углублению знаний. Основные приемы – «Дебаты», «Метод ПРЕС».
Все эти интерактивные технологии полностью соответствуют заданиям современной школы, но их использование не самоцель, а способ реализации личностно ориентированного обучения. Они способствуют учебной мотивации учащихся, дают им возможность использовать свои знания, адаптироваться в разных ситуациях, устанавливать контакты, активизировать навыки и умения говорения. Способствуют формированию положительных качеств.
Я хочу предложить этап урока с использованием интерактивных технологий на уроке немецкого языка в 11 классе. Тема «Человек и окружающая среда», подтема « Влияние изменения климата на человека».
На уроке я использую технологии кооперативного обучения «Аквариум» - вариант кооперативного обучения, который является одной из форм деятельности учащихся в группах, эффективный для развития навыков общения, усовершенствования умений дискутировать и аргументировать свое мнение. Этот прием предлагается, когда учащиеся имеют навыки групповой работы и соответствующую базу лексических единиц.
Организация работы
Объединить учащихся в группы по 3 –4 человека и предлагается им ознакомиться с заданием.
Одна из групп садится в центре класса. Это необходимо для того, чтобы отделить действующую группу от остальных участников. Эта группа получает задание для проведения групповой дискуссии, которое звучит следующим образом:
- прочитайте задание вслух „ Wie beeinflusst der Klimawandel den Menschen? Die Folgen“-
- обговорите его в группе;
- за 3-5 мин.найдите общее решение или подведите итоги дискуссии.
В то время когда действующая группа занимает свое место, я знакомлю остальную часть класса с заданиями. Группе предлагается вслух на протяжении 3-5 мин. обговорить возможные варианты решения проблемной ситуации. Учащиеся, которые находятся «за пределами группы», слушают, но не вмешиваются в процесс обсуждения.
В конце выделенного для дискуссии времени группа возвращается на свои места, затем я задаю классу такие вопросы:
- Согласны ли вы с мнением группы?
- Было ли это мнение достаточно аргументированным?
- Какой из аргументов вы считаете наиболее убедительным?
На такую беседу отводится где-то 2-3 мин., не больше. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривает другую ситуацию.
Этот вариант работы, а также использование интерактивных технологий, дают учащимся определенную информацию, развивают коммуникативные навыки и умения, развивают критический способ мышления.
Итак, интерактивные формы обучения :1.Способствуют формированию учебной мотивации, навыков общения.
2. Дают возможность ученикам использовать свои знания
3. Формируют положительные качества.
Наряду с интерактивными технологиями для развития коммуникативных умений и навыков, большое внимание я уделяю использованию на уроках проектов. Суть проектной технологии состоит в стимуляции интереса учащихся к определенным проблемам. Работа над проектом – это практика личностно-ориентированного обучения, где учитываются интересы ученика. Проекты включают в себя исследовательские, поисковые, творческие методы, приемы, формы. Проектные технологии, как один из видов заданий и упражнений из коммуникативной методики, помогают проявить учащимся свои творческие возможности, активизируют речевую компетенцию в монологической и диалогической речи.
Итак, коммуникативный подход в обучении, развитие коммуникативных навыков и умений путем использования интерактивных технологий и проектных технологий это – деятельный тип обучения, снятие языкового барьера, гармоничное объединение разных форм обучения и конечно результат в «финале».