Рабочая программа учебной дисциплины «География» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ г. Раменское 2013 г. 2 2 Программа учебной дисциплины Геог рафия разработана на основе Федерального государственного образовательного станд арта (далее – ФГОС) для профессии начального профе с сионального образования (далее НПО) 260807.01 «Повар, кондитер» . Организация - разработчик: Государственное бюджетное об разовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п реподаватель химии и географии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессио нального образования профессионального лицея №13 Московской области. Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального л ицея №13 Московской области . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя _____________________________________________________ _____________ __ __________________________________________________________________ __ «____»____________20 1______ 3 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН Ы 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 4 4 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ География 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины География является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии НПО 260807.01 «Повар, кондитер». Программа учебной дисципли ны может быть использована для профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального образования . 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл . 1. 3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;  особенности размещ ения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направл ения миграций; проблемы современной урбанизации;  географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально - эк ономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;  особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; 5 5 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, проце ссов и явлений;  оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений о тдельных территорий;  применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально - экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;  со ставлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;  сопоставлять геог рафические карты различной тематики;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географич еской информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально - экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов чело веческого общения. В настоящее время компонентом содержания образования являются предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания об щего образования, понимаемого как знание содержания учебных предметов и предметных умений к содержанию образования, которое включает в себя: универсальные способы мыследеятельности (например: рефлексивные умения); общие умения коммуникации; навыки коллекти вного труда; знания, умения и навыки; общественно - признанные нормы поведения. В современной дидактике особое внимание уделяется развивающей функции обучения, которая 6 6 способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его способностей, а та кже самостоятельности. Развитие склонностей и способностей личности в разных областях во многом зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке своих возможностей. Самоконтроль как интегративное учебно - деятельностное умение, сущность к оторого состоит в определении цели выполняемой деятельности, сравнении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, обнаружении собственных ошибок и неверных действий и своевременном осуществлении их коррекции. Самоконтроль выступает о дним из важнейших компонентов учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельнос ть возникает у ребенка не сразу . Формирование учебной деятельности выступает важнейшей задачей обучения, задачей не менее важной, чем усво ение знаний, умений и навыков. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы. Одним из средств обучения этому являются указания о порядке проведения самоконтроля при выполнении задания, которые дает педагог в процессе инструктирования учащихся. В этих указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат. Эти разъяснения включаются также в письменные инструкции, если они даются учащимся перед выполнением задания. Указания по самоконтролю должны проводиться систематически на всех уроках произ водственного обучения . Поэтому еще одним условием успешного формирования самоконтроля является систематические указания мастера по самоконтро лю и проведение самоконтроля на всех этапах самостоятельной работы. На успешное формирование у учащихся самоконтроля оказывает влияние требовательность преподавателя (мастера) и его установка на необходимость систематического проведения самоконтроля. Для этого педагог регулярно дает учащимся специальные задания, создает на уроке соответствующие ситуации, требующие от них проведения контрольных действий. Стимулом к овладению самоконтролем является систематическая проверка действий учащихся со стороны м астера и его оценка . Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе; анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля и навыками работы с контрольно - измерительными инструментами и устройствами; овладение способ ами решения интеллектуальных задач (диагностических, прогностических, по распознаванию зрительных, слуховых и других признаков, необходимых для самоконтроля, и пониманию их значения, по вынесению суждения о протекании работы, наличии отклонений, ошибок на 7 7 основе анализа этих признаков); организация упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами (сочетание двигательных упражнений с активизацией самоконтроля, обучение самостоятельным наблюдениям, активному поиску, другим способам побужде ния к активной деятельности и т. д.). На качество обучения и формирование у учащихся самоконтроля влияют условия труда, режим труда и отдыха. Начальный период обучения особенно напряженный для учащихся из - за низкого уровня тренированности их организм а. В начальный период обучения для учащихся характерна низкая и нервная работоспособность. Поэтому в первый период обучения для учащихся необходим специальный режим труда и отдыха, в который впоследствии нужно будет вносить необходимые изме нения . Перечень формируемых компетенций, знаний, умений и навыков В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки: 1) самостоятельно добывать знания и информацию (преду смотрена работа с научными и публицистическими текстами, ре ферирование); 2) расширят ь знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника; 3) составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиа граммы; 4) анализировать информацию по картам (картосхемам) учеб ника, атласа, Интернета; 5) сравнивать уровень социально - экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий; 6) анализировать и интерпретировать социально - экономиче ские показатели; 7) искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атл асах по истории и экономике); 8) картографировать социально - экономические показатели; 9) применять средства Microsoft Office и персональный компью тер для решения практических задач; 10) участвовать в дискуссиях, отстаивать св ою точку зрения, привлекая кон кретные факты и пользуясь логикой законов про странственного развития экономики. Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как: 1) Оценка сравнительной выгодности (и значения) географиче ского положения эко номических объектов. 2) Оценка геополитического положения России (в историче ской ретроспективе). 8 8 3) Оценка уровня социально - экономического развития страны через систему показателей. 4) Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации. 5) П остроение демографических пирамид и оценка экономиче ских последствий изменения демографической структуры населе ния стран. 6) Оценка стадии демографического перехода (по странам и ре гионам мира). 7) Оценка влияния доли городского населения на уровень со циально - экономического развития страны. 8) Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг — размер») и разработка опти мальных систем расселения. 9) Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам). 10) Функциональное и экологическое зонирование территории города. 11) Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп. 12) Оценка уровня социально - экономического развития стра ны по показател ям структуры экономики. 13) Оценка факторов размещения промышленных предприя тий. 14) Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объ емы, география и товарная структура экспорта и импорта) по стра нам и регионам мира. 15) Проведение многопризнаковог о и однопризнакового райо нирования. 16) Выбор наиболее существенных признаков для районирова ния. 17) Оценка качества административно - территориального деле ния и нарезки округов для голосования. 18) Оценка распределения национального дохода между райо нам и страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 5 0 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов; самостоятельной работы обучающегося 1 1 часов. 9 9 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 5 0 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 39 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 1 1 в том числе: Составление таблиц 5 Составление схем 2 Составление диаграмм 2 Подготовк а докладов 2 Итого вая аттестация в форме дифференцированный зачёт 10 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География 260807.01 «Повар, кондитер» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала , лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Тема 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. 3 1 География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Самостоятельная работа обучающихся : Составление таблицы «Страны мира с монархической формой правления» . 1 3 Тема 2. Природа и человек в современном мире. 3 1, 2, 3 Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторож дения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Самостоятельная работа обучающихся : Составление таблицы «Страны мира с федеративным типом государственного устройства» . Подготовка докладов на индивидуальные темы разд ела «География мировых природных ресурсов». Составление таблицы «Страны, обладающие крупнейшими разведанными запасами основных видов минеральных ресурсов (начало XXI века)». 4 2, 3 Тема 3. Население мира. 5 1, 2, 3 Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения нас еления. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Самостоятельная работа обучающихся : Составление схемы «Страны мира с максимальным и минимальным значением ИЧР». Составление диаграммы «Расовый состав насе ления регионов мира». Составление таблицы «Города мира с численностью населения свыше 10 млн. человек». 3 3 Тема 4. География мирового хозяйства. 17 1, 2, 3 Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйс тва мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов ми ра, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно - финансовых отношений. Самостоятельная работа обучающихся : Составление диаграммы «Производство валового продукта в различны х регионах мира». Составление таблицы «Производство ВВП в странах мира». 1 3 Контрольн ая работа №1 1 3 11 Тема 5. Россия в современном мире. 5 1, 2, 3 Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово - экономическ их и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально - экономических проблем Росси и. Самостоятельная работа обучающихся Составление блок - схемы «Место России в международном географическом разделении труда ». 1 3 Тема 6. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 3 1, 2, 3 Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развиваю щихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов на индивидуальные темы раздела «Экологические проблемы». 1 2, 3 Контрольна я работа № 2 1 3 Дифференцированный зачет 3 3 Всего: 39 Уровни освоения учебного материала: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство м) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ НЫ Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета География . 3.1. Требования к минимальному м атериально - техническому обеспеч е нию 3.1.1. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  атлас;  п олитическая карта мира ;  физическая карта мира;  карта мировых природных ресурсов;  карта «А дминистративно - тер риториальное деление РФ »;  наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал). 3.1.2. Технические средства обучения:  мультимедийный проектор;  компьютер с лицензионным программным обеспечением ;  проекционный экран. 3.2. Информационное обеспечение обучени я Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально - экономического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. обра зования. – 4 - е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с. Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально - экономического профиля: Практикум . . – 4 - е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально - экономического профиля: Дидактические материалы . – 3 - е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальн о - экономического профиля: Контрольные задания . – 3 - е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с. 13 Дополнительные источники: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. для общеобразоват. у чреждений – 20 - е изд. - М.: Просвещение, 2012 . – 397 с. Гладкий Ю.Н. География. Современный мир. 10 - 11 классы учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2009. Литература для учителя: Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей соц иально - экономического профиля: Методические рекомендации . – 1 - е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 144 с. Нормативно - правовые акты: Конституция РФ (от 12.12.93) Земельный кодекс РФ (от 25.10.01) Электронные ресурсы: http://geo - pk19.3 dn.ru/publ/ с айт «География» для студентов и преподавателей СПО. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия - журнал Вокруг света http://www.rgo.ru/ - Русское географическ ое общество http://www.nat - geo.ru/ - National Geographic Россия http://slovari.yandex.ru/ - словари http://www.geoglobus.ru/ - Геолого - географическое обозрение Земли. Оболочки Земли. http://www.gao.spb.ru/russian/index.html - Пулковская обсерватория http ://www.fmm.ru/ - Минеарологический музей им. Ферсмана http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС России http://www.ocean.ru/ - институт океанографии http://www.gismeteo.ru/city/weekly/4394/ Погода в Рязани http://www.sgm.ru/49/ - Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Учащийся должен знать: * основные географические понятия и термины; тр адиционные и новые методы географических исследований; * особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; * численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическ ую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; *г еографические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географиче скую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально - экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; * особенности современного г еополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; Учащийся должен уметь: * определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально - экономиче ских и геоэкологических объектов, процессов и явлений; * оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую пятибалльная система оценки знаний письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. письменный фронтальный контроль (тестирование открыто го и закрытого типов) письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль письменный фронтальный контроль, устный индивидуальный контроль. устный индивидуал ьный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль устный индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль 15 ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; * применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально - экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениям и под влиянием разнообразных факторов; * составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их террито риальные взаимодействия; * сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и сит уаций; *нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально - экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономи ческой ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; *понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образо вательных программ, различных видов человеческого общения. практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль практический и письменны й фронтальный и индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль самоконтроль самоконтроль самоконтроль самоконтроль