Конспект урока на тему Проверяемые гласные и согласные в корне слова
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ МОУ Бродовская средняя общеобразовательная школа
Номинация.
Авторская методическая разработка.
Тема работы «Проверяемые гласные и согласные в корне слова»
Автор:
Карначук Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Бродовская СОШ.
Цели:
Повторение и систематизация знаний у учащихся по теме «Проверяемые гласные и согласные в корне слова»
развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,
внимания.
воспитание любви к русскому языку, к слову, культуре речи.
Оборудование: доска, цветные мелки, учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Панова.
Ход урока:
2 мин.
Настроить учащихся к работе на уроке.
.
Лексическая
работа.
Доска:
.
Во время загадок писать названия столбиков на доске.
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны с вами обобщить и систематизировать знания по следующим правилам:
Безударная гласная в корне слова.
Непроверяемая гласная в корне слова.
Проверяемая согласная в корне слова.
Непроизносимая согласная в корне слова.
Проверка домашнего задания
На доске вы видите слова. Ваша задача написать себе в тетрадь только те, в которых написание и произношение не совпадает. Графически обозначьте те буквы, которые надо проверить.
Ринг- площадка квадратной формы для проведения поединков боксёров.
Ребята, для того, чтобы вы это слово запомнили получше,я предлагаю вам такое задание. Выполните его по вариантам.
1) 1 вариант составляет простое предложение с однородными членами со словом ринг.
2) 2 вариант составляет ССП.
3) 3 Вариант составляет СПП.
(1) На ринге сегодня будут соревноваться Коля и Паша.
2) Отец показал мне новый ринг, и я захотел стать боксером.
3) Когда Владимир вышел на ринг, Александр очень испугался.)К доске идут 2 человека:
1:
Ринг, лодка, пробка, глотка, кружка, подружка, старушка, утка, нагрузка
2:
Скользкий, связка, мороз, указка, поездка, гладкий, вершина, город, гром.
Вопрос к классу:
Ребята, почему произношение и написание в этих словах не совпадает?
Из-за каких процессов?
(Озвончения, оглушения)
Упражнение 2.
Петя Ошибкин учится в 5 классе. Он считает, что очень хорошо знает русский язык. Учитель поставил мальчику за сочинение «2», но Петя считает, что он заслуживает «5».
Ребята, на доске вы видите сочинение Пети. Попробуйте побыть в роли учителя и исправить Петину работу, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧИВ ОРФОГРАММЫ. Но прошу вас обратить внимание на то, что в сочинении Пети допущена грамматическая ошибка. Попытайтесь найти ее.
Что такое грамматические ошибки?
(Ошибки в нарушении образовании формы слова(неправильное окончание у существительных,), или неправильное образование слова(заместо, ихний)
Сочинение Пети:
Мы идем по ускай дарожке беригом бальшого озира. Над ближним лесом встает сонце. Под его лучами сверкает галубое озиро. За ним шырокой поласой легло балото. Тут шагать опастно. Мы изо фсех силов стараемся не упасть в балото.
Сочинение Пети(исправленное):
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под его лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно Мы изо всех сил стараемся не упасть в болото.
Анализ ошибок.
Ребята, обратите внимание, в каких словах Петя допустил ошибки?
Каких правил Петя не знает?
Ребята, Петя не смог отгадать моих загадок, так как он не знает ни одного правила. А сможете ли вы?
Загадки:
Слуху вы не доверяйте – Удареньем проверяйте:
Ведь слышна нечетко я,
Буква……(безударная)
Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
А как мы их найдем?
Ответ ведь очень легкий!
Мы слово подберем,
Где слышится он (четко)
Все напишем правильноИ запомним правило:Парный в слове проверяйРядом (какой?) подставляй. (гласный)
Я гласная буква, я в корне живу,
Пишусь я совсем не по правилам,
Ты не проверишь меня, пока
Не посмотришь в орфографическом словарике
Ребята, распределите слова с ошибками из сочинения Пети в соответствии с орфограммами, которые написаны на доске.
Работают 4 человека. У доски.
Упражнение 3.
Найдите лишнее слово.Выделите корень слово, графически объяснив орфограмму.
Капус…ный, ужас..ный, хрус..нуть, грус..ный.
Извес..ный, учас..ник, вкус..ный, ярос..ный.
Уражнение 5.
По книге «150» упражнение 16.
(со 2 по 6 предложение)
Самостоятельная работа на листочках.
Упражнение 6.
Словарный диктант.(по вариантам)
Поласкать котенка, прелестная сказка, интересный указ.
Располнеть, уплотнить, болеть
Близко, низко, арбуз.
Хвастливый индюк, чудесная весна, веселый праздник.
Счастливый лебедь, бесчувственный левша, несчастный бедняк.
Яростный, местность, парусный
4.Подведение итогов, выставление оценок.
Итак, сделаем вывод:
Ребята, мы сегодня хорошо поработали, надеюсь, что все запомнили правило будете грамотно им пользоваться на практике.
5.Домашнее задание
Мини-рассказ или мини-сказку на лингвистическую тему.
Число
Классная работа
Домашнее задание
Написать мини-сказку.