Урок биологии Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.
Урок № 41 Биология 10 класс
Сабақтың тықырыбы/Тема урока: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.
Сабақтың мақсаты/Цель урока: формировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды. Изучить влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства).
Міндеттер/Задачи: 1) білімділік/образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;
2) тәрбиелік/воспитательная – воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;
3) дамытушылық/развивающая – развитие навыков самостоятельной работы, формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Өткізу/Методы: рассказ с элементами беседы, зарисовка опорных схем на доске, запись основных понятий в тетради, самостоятельная работа учащихся, работа с таблицами, демонстрация.
Құрал жабдық/Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.
Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.
Сабақ жоспары/План урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Задание на дом.
Подведение итогов урока.
Сабақтың барысы/Ход урока:
1. Ұйымдастыру бастамасы/Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока.
2. Үй тапсырмасын сұрау/Опрос домашнего задания.
Проверка знаний: письменно, дописать недостающее слово
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)
Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)
Третий зародышевый листок (мезодерма)
Авторы биогенетического закона (Мюллер, Геккель)
Хромосомный набор гамет (гаплоидный)
Взаимопроверка. Оценивание. Критерии оценки:
“5” - 0 ошибок
“4” - 1-2 ошибки
“3” - 3-4 ошибки
“2” - 5 и более ошибок
Повторение основных понятий (фронтальный опрос)
Что такое оплодотворение?
Что такое размножение?
Каково биологическое значение процесса размножения?
Какие типы размножения вы знаете?
Заполните схему:
15963901892300088201518923000 Периоды онтогенеза
3. Жаңа деректерді танып білу/Изучение нового материала.
Работая с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу:
Вещества Влияние на организм Выводы
Наркотики Алкоголь Никотин Вредные вещества Используя полученные данные ответьте на вопросы:
В ходе беременности женщина получила радиационное облучение? Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть последствия данного воздействия?
До беременности и в течение беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развитие зародыша?
Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша.
Один из будущих родителей систематически употребляет алкоголь. Как это может повлиять на развитие плода и протекание беременности.
Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном городе?
4.Жаңа деректерді ұғып білу/Закрепление нового материала.
Составить рекомендации будущим родителям:
За месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголь.
Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.
Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.
Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении, могут повредить будущему ребенку. Малышу также может повредить инфекция из больного зуба.
Выводы по теме урока: необходимо знать о влиянии токсических веществ : табачного дыма, алкоголя, наркотиков, элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ на ход эмбрионального развития. Взрослым избегать употребления лекарств без назначения врача, наркотиков, алкоголя. Следить за своим здоровьем.
Показ видеофрагмента: влияние алкоголя.
5. Үйге тапсырма/Задание на дом
§ 40 учить.
Сабаққа қорытынды жасау/Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.