Разработка урока физики в 7 классе по теме «Барометр- анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах» 
Разработка урока физики в 7 классе по теме «Барометр- анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах»
1.Предмет:            Физика
2. Класс :                 7
3.Тема урока:      Барометр – анероид.  Измерение атмосферного давления  на различных высотах. 
4. Базовый учебник    А.В.Перышкин, «Физика 7 класс»
5.Цель  урока: рассказать об устройстве и принципе действия  барометра - анероида. Объяснить физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой.
6.Задачи :
-обучающие:
-обеспечить актуализацию знаний учащихся по теме «Измерение атмосферного давления»
-подготовить учащихся к усвоению новой темы-«Барометр –анероид. Атмосферное давление на различных высотах»
-рассказать об устройстве и принципе действия  барометра –анероида, объяснить физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой
-развивающие:
-развивать познавательный интерес к физике через создание проблемной  ситуации, через работу с данным прибором, через показание  практической значимости темы
- -развивать умение сопоставлять наблюдаемые явления, анализировать и делать выводы;
-формирование умений решать задачи на вычисление давления на различных высотах
воспитательные
- прививать любовь к родному краю, через использование материала родного края
- содействовать формированию научного мировоззрения, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений
7.Тип урока: Урок изучения нового материала
8. Форма работы учащихся: фронтальный опрос, тест, обсуждение,  фронтальная работа, решение задач
9. Необходимое оборудование:
-ПК на рабочем месте учителя -1
- мультимедиа проектор
-Интерактивная доска
-барометр-анероид
План урока:
№
п/п
Этап урока
Приемы и методы
Время, мин
1
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы урока, вступительное слово учителя.
Фронтальный опрос.
 Выполнение теста
2
5
6
2
Изучение нового материала          « Барометр-анероид».Постановка проблемного вопроса.
Беседа,  Демонстрация прибора, просмотр слайдов.
Практическая работа,
7
3
Физкультминутка
Чтение и отгадывание загадки и выполнение физических упражнений.
1
4
5
6
Информация для любознательных.
Изучение нового материала «Измерение атмосферного давления на различных высотах
Решение проблемного вопроса.
Сообщение учащихся.
Беседа,  вывод формулы, просмотр слайдов.
Ответы учащихся, вывод.
2
7
1
7
Закрепление изученного.
Разбор задачи. Методы ее решения. Просмотр слайда
7
8
Технические достижения
Просмотр слайдов. Беседа
5
9
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Беседа, выводы, оценивание учащихся, самооценка. Запись домашнего задания в дневники. Индивидуальные карточки- тесты.
2
1
Ход урока:
I.Актуализация знаний.  (слайд №1)
Вступительное слово учителя:  Атмосферное давление необходимо знать людям разных профессий, летчикам и медикам, полярникам и ученым . Атмосферное давление это величина которая помогает предсказывать погоду. Если атмосферное давление повышается, то это говорит нам о том, что погода будет хорошей, зимой –морозной, а летом –жаркой. Если же атмосферное давление понижается –это может предвещать ухудшение погоды, появление облачности выпадение осадков, летом это понижение температуры, а зимой потепление.
Фронтальный опрос  (слайд№2)
1.Почему возникает атмосферное давление?
2.Почему опасно сдавать в багаж при полете плотно закупоренные стеклянные емкости?
3.Почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле р=
·gh?
4.Почему атмосферное давление действует не только на улице, но и под крышей дома?
5.Что означает запись: «Атмосферное давление равно 780 мм рт. ст.»?
6. Каково соотношение между единицами давления   1 мм рт. cт. и 1Па? 
Тест к уроку « Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли» (слайд№ 3)
Ссылки -ЭОР
13 LINK "http://WWW.fcior.edu.ru/cart/48
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Изучение нового теоретического материала. 
1)Вступительная часть
Ребята , прежде  чем мы будем работать над новой темой , я задам вам интересный  жизненный вопрос, 
Проблемный вопрос:  (слайд№4)
?Почему опасно сдавать в багаж при полете плотно закупоренные стеклянные емкости?
 Чтобы ответить на данный вопрос, сегодня на уроке вам придется  активно  поработать.
(слайд№5)
Про длину или массу принято говорит, что они большие или маленькие, увеличиваются или уменьшаются.
А про атмосферное давление мы с вами будем говорить, что оно высокое или низкое, повышается или понижается. Эта традиция установилась еще современ Эванджелиста Торричелли в 17 веке. Когда атмосферное давление  измеряли с помощью жидкостного  барометра, где основную роль играл столб  ртути, который  соответственно повышался или понижался (слайд6)
Наблюдая ежедневно за высотой ртути в трубке, Торричелли обнаружил, что эта высота меняется, то есть атмосферное давление непостоянно, оно может увеличиваться и уменьшаться. Также Торричелли заметил, что изменение атмосферного давления связано с погодой.
Ртутные барометры дают точные показания, но требуют большой осторожности в обращении с ними.   (слайд7) В практике для измерения атмосферного давления используют металлический барометр, называемый анероидом (  в переводе с греческого –безжидкостный.) Так как он не содержит ртуть.  Металлические барометры менее точны, но не столь громоздки и хрупки.
 2)Демонстрация принципа устройства и действия  барометра.
Ребята у вас на столах лежит прибор « Барометр – анероид»
Раздать барометры-анероиды учащимся. 
Учитель работает с плакатом « Барометр –анероид»
Ученики сопоставляют объяснение учителя с приборами, находящимися на партах. 
План рассказа устройства и действия барометра:
Главная часть барометра- анероида  металлическая коробочка с гофрированной поверхностью
Гофрированная поверхность коробочки позволяет повысить ее чувствительность к малым изменениям давления. А удаление изнутри нее воздуха позволяет избежать влияния изменений температуры, так как давление внутри коробочки зависело бы от нее.
Пружинящая металлическая пружинка
Стрелка
Шкала
Корпус
3)Практическая работа определение атмосферного давления  барометром-анероидом. (слайд№8)
  1)Определение цены деления прибора для каждой шкалы
2) Записать показания прибора по каждой шкале
3) Выразить давление в Паскалях, кПа, гПа.
       Барометр – необходимый прибор при метеорологических наблюдениях
4)Атмосферное давление на различных высотах.  (слайд 9)
Поскольку площадь поверхности стенок коробочки остается постоянной, то, согласно формуле
F=P*S   сила равна,  давление умноженное на площадь, мы можем сделать вывод:
 Если изменяется  атмосферное давление , то будет изменяться и сила  сдавливающая  стенки нашей коробочки и стрелка  будет отклоняться в сторону увеличения или уменьшения атмосферного давления 
Барометр анероид очень чувствительный прибор, его показания будут изменяться в зависимости от  высоты над уровнем моря.
(Слайд10) Слои воздуха у поверхности Земли сжаты всеми вышележащими слоями воздуха, находящимися над ними. Но чем выше от поверхности слой воздуха, тем слабее он сжат, тем меньше его плотность, а следовательно, тем меньшее давление он производит.
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Загадка:   Поднимаемся мы в гору  (дети шагают)
              Стало трудно нам дышать (глубокий вдох, выдох)
           А какие есть приборы, (движения произвольные показывает цучитель)
           Чтоб давление измерять,(движение руками показывает учитель)
( Барометр) отгадывают все вмести.
4.Информация для любознательных.
Ребята давайте вспомним состав атмосферы?
 Состав и плотность атмосферы.( слайд10)
          Для любознательных (Детская энциклопедия. Аванта+.Астрономия)
( слайд11)
Масса земной атмосферы равна 5,15*10 в 18 степени, т.е менее миллионной доли самой планеты.
Вблизи поверхности она содержит 78% азота, 21% кислорода,1% инертных газов, 0,03% углекислого газа и в незначительных количествах другие газы.
Давление и плотность в атмосфере убывает с высотой. Половина воздуха содержиться в нижних 5,6 км, а  почти вся вторая половина сосредоточена до высоты 11,3 км
На высоте 95 км плотность воздуха в миллион раз ниже, чем у поверхности. На этом уровне и химический состав атмосферы уже иной. Растет доля легких газов, и преобладающими становятся водород и гелий. Часть молекул разлагается на ионы, образуя ионосферу.
Выше 1000км. находятся радиационные пояса. Их тоже можно рассматривать как часть атмосферы, заполненную очень энергичными ядрами атомов водорода и электронами, захваченными магнитным полем планеты.
5.Изучение материала: Атмосферное давление на различных высотах.  
(Слайд12) Наблюдения показывают, что атмосферное давление в местностях, лежащих на уровне моря, в среднем равно 760 мм рт.ст.
Определение нормального атмосферного давления. График атмосферного давления на различных высотах(слайд12)
(Слайд13) С повышением уровня высоты примерно на 12 матмосферное давление уменьшается на 1 мм рт.ст
Даже если вы с барометром в руках поднимитесь на лифте многоэтажного дома  с первого этажа  на последний, вы сможете  определить разницу атмосферного давления.
6.Решение проблемного вопроса.
Ответ на проблемный вопрос:
На высоте атмосферное давление ниже, чем на земле. Поэтому из-за возникшей  разници  давлений стеклянная банка может лопнуть.
7.Закрепление изученного.
(Слайд №14) Историческая справка. 
Свято –Троицкий собор   г.Рузаевка стал  крупнейшем и красивейшем храмом республики Мордовия его площадь составляет около 1000м2, а высота- около 50 метров. 
Белоснежный Свято – Троицкий собор издалека виден всем, кто  приезжает в Рузаевку.  Этот храм освещен в знаменательный год 1000 –летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Высота этого храма коло 50 метров.
                                         Решение задачи. (слайд №15)
Ребята, зная зависимость давления от высоты, не поднимаясь на самое высокое место собора -это высота 50 метров в настоящее время  ( место где находятся  колокол в соборе)Рассчитать давление, которое показал бы там  Барометр- анероид.
Что вам нужно знать, чтобы решить эту задачу?
Измерить атмосферное давление ( проделали выполняя практическую работу), знаем, что  изменение на каждые 12м подъема – давление уменьшается на 1 мм рт. ст.
Решение задачи.
                               8. Технические достижения. 
1) Анероиды-высотометры.
(Слайд 16) Анероиды, имеющие шкалу, по которой непосредственно можно отсчитать высоту, называют высотомерами. Их применяют в авиации при подъемах на горы.  
                        2)Барограф (слайд17)
При наблюдении погоды в метеорологии, если необходимо зарегистрировать колебания атмосферного давления в течение некоторого промежутка времени, пользуются самопишущим прибором – барографом
Радиозонд (слайд18)
Сведения о верхних слоях атмосферы получают с помощью шара-радиозонда, причем у поверхности Земли при запуске его оболочка заполняется не полностью.
? Ребята, объясните, почему оболочку заполняют не полностью?
9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
 Что нового вы узнали на уроке? Самооценка.
 Домашнее задание.
 Учебник Физика 7 класс , А.В. Перышкин,  Дрофа,2012.
Пр 45,46 , упр 23 №2, 4, Индивидуально- тестовое задание. 
Задание: Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Спустя некоторое время мама никак  не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление. А причем оно здесь?
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 14115
15