Годовой план работы методического объединения классных руководителей
Муниципальное образовательное учреждение
Инзенская средняя общеобразовательная школа №2
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ
классных руководителей на 2014 – 2015 учебный год
Проблема МО классных руководителей:
Повышение качества профессиональной компетенции и уровня педагогического мастерства классного руководителя с целью обеспечения воспитания всесторонне и гармонично развитой личности учащихся через включение всех субъектов образовательного процесса в социально –педагогическое проектирование.
Методическая тема
«Информационно – методический практикум как способ повышения педагогической компетентности классных руководителей в современной школе»
Задачи методического объединения классных руководителей
Освоение концепций и современных воспитательных технологий и внедрение их в УВП;
Изучение, обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;
Пропаганда проектной и исследовательской деятельности среди педагогов и учащихся;
Создание условий для развития творческого потенциала педагогов через проектную деятельность, внедрения педагогических инноваций в области воспитания;
Поощрение стремления классных руководителей к повышению профессионального мастерства путём самообразования;
Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности;
Знакомство с новыми формами и методами организации воспитательного процесса в школе;
Изучение и анализ состояния воспитательной работы в классах, выявление и предупреждение недостатков в работе классных руководителей;
Углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их современными методиками воспитательной работы и оказание помощи в совершенствовании воспитательного мастерства.
Организация работы с «трудными детьми».
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы:
_____________ Шкунова И.К.
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
2014 – 2015 учебный год
Дата Наименование Ответственные
Август – сентябрь Нормативно – правовое и научно – методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы на текущий год Август – сентябрь Обсуждение нормативных документов:
Инструктивно – методическое письмо «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования на учебный год»
Кодекс РФ «Об образовании»
Концепция и программа непрерывного воспитания детей и молодёжи РФ
Государственные программы по организации воспитательной работы на учебный год Зам. директора по ВР
Классные руководители
Анализ работы школы за прошедший учебный год. Изучение годового анализа зам. директора по ВР, подготовка предложений по усовершенствованию работы ОУ.
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование культуры безопасного образа жизни» Зам. директора по ВР
Организация работы МО классных руководителей в учебном году.
Перспективное и календарно – тематическое планирование методической службы. Совершенствование основных направлений воспитательной работы. Зам. директора по ВР
Обзор новинок методической литературы
«Применение современных педагогических технологий планирования в условиях психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся» Кл. руководитель
Заседание «Создание оптимальных условий для укрепления нравственного, физического, психологического здоровья каждого учащегося в различных видах деятельности» Зам. директора по ВР
Классные руководители
График посещения внеклассных мероприятий и открытых классных часов с последующим обсуждением их результатов. Организация предметных декад и выставок детского творчества. Зам. директора по ВР
Организация досуговой деятельности школьников во внеклассной работе Зам. директора по ВР
Октябрь Составление моделей воспитательной системы и планирование воспитательной работы в классах на текущий учебный год Об итогах проверки документации (анализ содержания воспитательных систем класса и календарно – тематического планирования классных руководителей) Зам. директора по ВР
Круглый стол «Формирование духовно и физически здорового человека: развитие у школьников качеств, умений, навыков, позволяющих им саморазвиваться и самовыражаться в жизни» Зам. директора по ВР
Классные руководители
Развитие ученического самоуправления: достижения, проблемы, пути их решения. Классный руководитель
О необходимости проектной и исследовательской деятельности педагогов и учащихся. Зам. директора по ВР
Подготовка к педсовету «Полноценное и разнообразное личностное становление учащихся в условиях совершенствования эффективности воспитательных технологий, формирующих стремление к укреплению нравственного, физического и психического здоровья» Классные руководители
Зам. директора по ВР
Участие классных руководителей в районных конкурсах «Классный класс», «Классный классный» Зам. директора по ВР
Ноябрь Пропаганда проектной и исследовательской деятельности среди педагогов и учащихся Разработка тем по проблемам организации как функции управления воспитательным процессом в ОУ. Зам. директора по ВР
Использование проектной деятельности в воспитательной работе. Классные руководители
Значение исследовательской деятельности в воспитательной работе. Классные руководители
Формы воспитательной работы. Кл.руководительОбзор новинок педагогической литературы Кл.руководительОб итогах проверки документации Зам. директор по ВР
Декабрь Семинар – практикум. Профилактика противоправного поведения школьников. Декабрь Анализ работы по профилактике правонарушений. Зам. директора по ВР
Из опыта работы: о профилактике правонарушений. Классные руководители
Профессиональная ориентация старшеклассников. Классные руководители
О причинах подросткового алкоголизма и табакокурения. Психолог
Отчёт классных руководителей о работе по теме самообразования «Использование информационных технологий в воспитательной работе» Классные руководители
Обсуждение опыта работы «Использование инновационных методов как средство формирование культуры безопасного образа жизни и нравственного здоровья школьника» Классные руководители
Организация досуговой деятельности школьников во внеклассной работе. Зам. директора по ВР
Январь Современные информационные и коммуникационные технологии в воспитательной работе и их роль в развитии личности воспитанников. Январь Электронные средства обучения и возможности их эффективного применения в воспитательной работе. Учитель информатики
Требования к воспитательному мероприятию с использованием информационно – компьютерных технологий. Зам. директора по ВР
Методика создания электронных презентаций (фильмов) Зам. директора по ВР
Опыт эффективного практического использования электронных образовательных ресурсов в воспитательной работе «Профессионализм и результативность работы классных руководителей» Классные руководители
Дискуссия «Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности»;
Практикум «Формирование у школьников соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе» Зам. директора по ВР
Классные руководители
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Классные руководители
Отчёт педагогов, прошедших курсовую переподготовку «Совершенствование педагогических технологий классных руководителей в воспитании нравственного и физического здоровья школьников» Классные руководители
Февраль Методический диалог «Здоровьесберегающие технологии (индивидуализация и дифференцированный подход как фактор реализации на практике принципа сохранения физического и психического здоровья учеников). Формирование у учащихся навыков ЗОЖ» Зам. директора по ВР
Учителя физкультуры
Оздоровительная направленность процесса обучения в современной школе (содержание и укрепление здоровья детей через ликвидацию перегрузок, соблюдение санитарно – гигиенических норм организации учебного процесса, обучение школьников навыкам здорового образа жизни и др.) Учителя физкультуры
Классный руководитель
Обучение правилам здорового образа жизни через классные и информационные часы. Классные руководители
Рациональная организация мероприятия как одного из условий сохранения здоровья школьников. Учителя физкультуры
Классные руководители
Из опыта работы по пропаганде ЗОЖ Кл.руководитель«Малая академия» - конкурс проектных работ Кл.руководителиМарт Подготовка к самоаттестацииНормативно – правовое и научно – методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учебном году. Зам. директора по ВР
Необходимая документация классных руководителей. Анализ дневников классных руководителей. Зам. директора по ВР
Требования к воспитательному мероприятию с использованием информационно – компьютерных технологий. Классные руководители
Требования к проведению открытых воспитательных мероприятий к самоконтролю. Зам. директора по ВР
Подготовка стендовых докладов и странички на сайте к педсовету. Зам. директора по ВР
Отчёт классных руководителей о работе по теме самообразования, по теме «Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «Учитель – ученик – родитель» Классные руководители
Обобщение опыта работы педагогов первой категории, внедряющих инновационные технологии и их элементы (в т.ч. работа с одарёнными детьми) Классные руководители первой категории
Апрель Анализ работы МО по итогам самоконтроля Справка о результатах МО классных руководителей. Зам. директора по ВР
Самоанализ открытых воспитательных мероприятий на самоконтроле Классные руководители
Отчёт по темам самообразования Кл.руководителиРазвитие самоуправления в классном коллективе Классные руководители
«Развитие творческих способностей и организаторских навыков школьников, формирование активной жизненной позиции через развитие ученического самоуправления» Зам. директора по ВР
Организация досуговой деятельности и вовлечение детей «группы риска» Классные руководители
Май Круглый стол. Подведение итогов.
Подведение итогов работы МО за год Зам. директора по ВР
Коллективное планирование на новый учебный год (работа в группах) Зам. директора по ВР
Анализ реализации тем самообразования и методической темы школы в практике работы учителей. Зам. директора по ВР
Состояние и результативность воспитывающей деятельности школы. Анализ результатов проделанной воспитательной работы и перспективное планирование на следующий учебный год. Зам. директора по ВР
Функции МО классных руководителей
1.Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов;
2.Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе;
3.Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся;
4.Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы;
5.Обсуждает социально-педагогические программы передового педагогического опыта работы классного руководителя, материалы аттестации классных руководителей;
6.Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.
По результатам собеседования выявлено, что в процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
1.Изучение личности учащихся;
2.Анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей);
3.Организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.;
4.Социальная защита учащихся (совместно с педагогом);
5.Работа с родителями учащихся;
6.Педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;
7.Организация, ведение классного журнала и дневников учащихся.
Каждый учебный год выбирается ключевая тема, которая прорабатывается в течение всего года. Классные часы! Некоторые коллеги могут тяжело вздохнуть и с горечью вспомнить о неприятных минутах разборов: опоздал на урок или прогулял его, почему много двоек по математике… Подобными событиями изобилует бурная школьная жизнь и, конечно, классному руководителю приходится тратить много времени на обсуждение этих поступков. Классный час! А какая ассоциации возникает с ним у учащихся? Опять эти вечные разборки и нудные выяснения обстоятельств, виновных и неблагодарных. Лучше найти отговорку и отпроситься или просто убежать.
Однако есть и другое отношение к классным часам – учителю хочется создать в классе благоприятный климат, дружный коллектив, выбрать достойного лидера, обсудить волнующие ребят проблемы… Но как всегда заедает текучка – планы, журналы, отчеты, собрания, совещания и не всегда хватает времени серьезно приготовиться, чтобы провести с детьми беседу, игру…
А как хочется достучаться до закрытых, одиноких, часто очерствевших и озлобленных детских сердец, отогреть их души, сделать так, чтобы заиграла искренняя улыбка, засветились огоньки радости в глазах…
Чтобы помочь классным руководителям, мы в течение года проводили семинар для классных руководителей «Классный час и его организация».
Чтобы отслеживать результаты своего труда, мы познакомились с вопросами диагностики и коррекции в работе классного руководителя
Так как жизнь вносит свои коррективы, то приходится возвращаться к отдельным темам семинара. Например, «Классный час и его организация» (Традиционный и личностно-ориентированный классный час. Обзор имеющейся литературы - итогом стала выработанная рекомендация «Классному руководителю». Использование ИКТ при проведении классных часов.)Работа с родителями – труднейший раздел работы классного руководителя. С появлением новой литературы, достаточно умно и интересно, вновь возвращаемся к теме «Нетрадиционные формы с работы с родителями».
По итогам работы МО классных руководителей была проведена диагностика. Из анализа работы:
1.Удачно спланирована тематика внеклассных дел на год, выстроена логическая последовательность основных вопросов.
2.Хорошая организация практической части.
3.Получили полезные сведения.
4.Этим семинаром положено начало очень важной и серьезной работы, которая требует продолжения.
5.Были конкретизированы формы работы с родителями, показано их многообразие.
6.Все было замечательно, все применяем на практике.
7.Познакомились с «изюминками» в организации воспитательной работы коллегами.
Немаловажное значение имеет индивидуальная работа: консультации, ответы на вопросы, беседы, собеседования.
При этом мы помним золотое правило «Контроль начинается с анализа». Анализ идет на разных уровнях:
1.Административное совещание;
2.Еженедельная планерка с учителями;
3.Совещание при директоре;
4.Индивидуальный анализ;
5.Анализ деятельности школы учащимися и родителями через анкетирование;
6.Педсовет.
По итогам анализа выдвигаются проблемы, определяется цель, ставятся конкретные задачи.
Основные задачи контроля в системе управления работой классного руководителя - изучить состояние воспитательной работы, выявить сильные и слабые стороны, изучить и распространить передовой опыт, осуществить учет, всесторонний анализ и оценку труда классного руководителя, поставить новые цели и задачи, стимулировать творческий подход к делу, стремиться приобщить каждого педагога к самоконтролю и самоанализу своей деятельности.Опыт работы школы позволяет выделить различные виды контроля:
фронтальный контроль за коллективом в целом;
тематический контроль предполагает глубокое изучение одного вопроса (например, работа с родителями, работа с трудными учащимися, персональный контроль работы классного руководителя, участие в школьных делах и их результативность).
Используются различные методы контроля:
1.Наблюдение (непосредственное и опосредованное);
2.Анкетирование;
3.Собеседование;
4.Отчет о работе за четверть, полугодие, год;
5.Контроль через изучение документации (планы воспитательной работы);
6.Изучение результатов деятельности учащихся;
7.Взаимопосещение;
8.Самоконтроль.
Итогом завершения работы МО будет творческий отчет классных руководителей из разных параллелей.
Годовая циклограмма работы МО
Август:
1.Планирование работы
2.Подготовка кабинетов к новому учебному году.
3.Составление тематического планирования по предметам.
4.Планирование работы факультативов, кружков, спецкурсов.
Сентябрь:
1.Представление для утверждения тематического планирования по предметам.
2.Сдача плана работы МО.
3.Начало работы факультативов, кружков, спецкурсов.
Октябрь:
1.Заседание МО.
2.Подготовка к аттестации педагогических кадров.
3.Анализ итогов первой четверти и сдача их в учебную часть.
4.Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Ноябрь:
1.Проведение школьной олимпиады по предметам.
2.Подведение предварительных итогов успеваемости обучающихся 9 класса.
3.Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Декабрь:
1.Заседание МО.
2.Анализ итогов второй четверти и сдача их в учебную часть.
3.Проведение промежуточных контрольных срезов по предметам в 5-6 классах.
4.Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
5.Смотр портфолио классных руководителей.
Январь:
1.Смотр кабинетов.
2.Проведение промежуточных контрольных срезов по предметам в 7-8 классах.
3.Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Февраль:
1.Заседание МО.
2.Проведение промежуточных контрольных срезов по предметам в 9 классе.
3.Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Март:
1.Анализ и сдача результатов третьей четверти.
2.Определение примерной учебной нагрузки на следующий учебный год.
3.Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Апрель:
1.Заседание МО.
2.Подготовка экзаменационного материала, тестовых заданий и контрольных текстов для проведения аттестации обучающихся 9 класса.
Май:
1.Проведение консультаций и экзаменов по предметам в 5-9 классах.
2.Сдача письменного отчета о работе МО в истекшем учебном году.
3.Анализ и сдача итогов четвертой четверти и учебного года.
4.Оформление документации.
Июнь:
1.Собеседование с администрацией школы по итогам учебного года и задачам на следующий учебный год.
2.Итоговое заседание МО.
3.Организация летней научно-исследовательской работы учащихся.