Конкурс знатоков русского языка «Знатоки. ru»
Конкурс знатоков русского языка «Знатоки. ru»
Цель – воспитание интереса и уважительного отношения к русскому языку, формирование положительной мотивации изучения предмета, расширение кругозора, любознательности, закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, активизация мыслительной деятельности обучающихся.
Оформление: плакаты с высказываниями о русском языке,
выставка книг о русском языке.
Ход мероприятия.
Учитель:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех на интеллектуальном конкурсе «Знатоки. ru».
Русский язык - один из древнейших и красивейших языков мира. Вам, наверное, известно, что он является языком межнационального общения. За пределами России проживают около тридцати миллионов человек, для которых русский язык является родным, а ещё сто восемьдесят миллионов человек его изучают. Прочитайте высказывания на плакатах и убедитесь в правоте слов И. С. Тургенева, сказавшего, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.
( Звучит в записи стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык» )Итак, у нас сегодня две команды- 8 и 9 классов.
Первый раунд
-В каком предложении нужно употребить слово «финиш», а в каком – «финал» ?По драматическим событиям, описанным в повести, можно было предугадать его… (финал).
От старта до … в пути за спортсменами следовала группа сопровождения (финиша).
- Восстановите порядок букв и назовите слово :Д А В Т Ь Е Л П О Р А Е (преподаватель)
- Допишите окончания имён прилагательных и причастий (ед. ч. ) в словосочетаниях :
сочн… фейхоа (ая)
грозн… цунами (ое)
взбит… суфле (ое)
выигранн… пари (ое)
хохлат… какаду (ый)
спел… кольраби (ая)
свеж… салями (ая)
-Поставьте ударение в следующих словах :жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт.
-Назовите 2 - 3 глагола, корень которых состоит из одной буквы.
(Шла, согнуть, обуть)
-Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов ?( Ты к вы = тыквы)
-Напишите 10 слов с удвоенными согласными.
(Аллея, баллада, вилла, гамма, грамматика, коралл , доллар, колледж, сессия, теннис, шоссе, фонограмма, хоккей, хобби, эффект и др. )
-Какое наречие «предлагает» кусок ткани на пальто или костюм?
(Наотрез)
– Почему в слове “юный” одна Н, а слове “юннат” - НН? (Юннат – сложное слово: юный натуралист)
– Как пишется слово “сп..ртакиада”: с О или с А? (с А: г. Спарта)
– Нужен ли мягкий знак в слове “плач(ь)”? (Да, если это глагол; нет, если это существительное)
– Выбрать правильный вариант написания слова (все выполняют по карточке задание): военачальник, военоначальник, военноначальник. (Военачальник)
Второй раунд.
-Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня ?(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
-В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское выражение, означающее «бездельничать, праздно проводить время». Что это за выражение ?( Гонять лодыря. )-Название славянской азбуки, созданной учёными - монахами Кириллом и Мефодием.
(Кириллица)
-Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке).
-Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
-Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
-В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной).
-Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман).
-Найти объяснение каждому фразеологическому обороту.
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трех соснах.
Творческое задание.
Показать мимикой, жестами фразеологизм своей команде, чтобы команда угадала.
Как с Луны свалился. Кашу маслом не испортишь (можно взять любые другие).
Третий раунд .-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (День)
– Являются ли родственными слова: фонетика и телефон? (Этимологически – да: греч. “фоно” - звук)
– С каким языковым явлением сталкиваемся при подборе однокоренных слов к слову “друг”? (Чередование г//ж//з)
– С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? (ы)
Четвёртый раунд.
– Привести пример нераспространённого простого предложения. (Идёт дождь.)
– Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. (1 – назывное, 2 – безличное)
– Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц! (Нет подлежащего)
– Предикативность – это 1 из главных признаков предложения. Подберите синоним к слову “предикативная” основа.
(Грамматическая основа)
Буриме. По данной рифме написать стихотворение: поют-ждут, тишину-.войну.
Подведение итогов.