Урок литературы в 5 классе : Путешествие в мир пушкинских сказок
Урок литературы в 5 классе
Тема: Путешествие в мир пушкинских сказок
Цель:
Создать условия для рождения в сознании пятиклассников картины пушкинского сказочного мира.
Способствовать обобщению знаний о сказках А.С.Пушкина. Закрепить понятие о сказке как литературном жанре.
Учить аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения с помощью текста.
Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову, умение работать в группах, корректно оценивать работу других.
Способствовать развитию коммуникативных умений, памяти, мышления, воображения, помочь реализации творческих навыков и актерского мастерства.
Тип урока: закрепление знаний.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый; словесно-наглядный, практический.
Оборудование:
Текст
Иллюстрации учащихся.
Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран, презентация, слайд-шоу, интерактивный плакат).
Раздаточный материал (ватман, разрезные карточки),
Выставка: книги со сказками А.С.Пушкина, диски с мультфильмами и худ. фильмами.
Портрет Пушкина А.С.
Музыкальное оформление.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Письменные работы: по карточкам
Ожидаемые результаты: повысить интерес к уроку литературы
Возможные потери: времени в соответствии с возрастом
Погружение в мир пушкинских сказок
Выходит ученик в образе А.С.Пушкина (целиндр, бакенбарды, плащ, трость), на ходу читая вступление к поэме «Руслан и Людмила», усаживается на скамью. Фон – слайд-шоу из иллюстраций к сказкам Пушкина
Слово учителя:
- сегодня на урок к нам пришел тот самый ученый кот, которого слушал Пушкин. Он приглашает нас с собой в путешествие по волшебной стране пушкинских сказок.
Тема: Путешествие в мир пушкинских сказок (слайд)
Мы окунемся в атмосферу сказки, встретимся с героями, увидим, насколько они вам знакомы.
При подготовке к уроку в классе были созданы 5 творческих групп, каждая из которых будет экспертом по одной из сказок Пушкина. (табличка – на стол)
В путешествии вам будут необходимы знание текста, смекалка, умение слушать и слышать товарища, творческий подход. И ученый кот будет нас сопровождать, помогать, а в конце путешествия откроет нам один секрет.
У каждой группы на столе - путевой лист для того, чтобы отмечать свои успехи, получая от кота награду.
Итак, в путь! (музыкальное сопровождение)
В народных сказках есть особое начало и конец. Как они называются?
(зачин, концовка). А в сказках Пушкина они есть? Докажите. (каждая группа – по своей сказке).
«Сказка о золотом петушке»
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»
Три девицы - нет
И я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил
«Сказка о попе и его работнике Балде»
Жил-был поп
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной - нет
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Царь с царицею простился
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Жил старик
На пороге сидит- нет
Итог: посмотрите – ворота в сказку открылись.(раздать жетоны)
Но мы должны доказать коту, что знаем сказки и не заблудимся.
Восстановите пушкинские строки. Приклеить, повесить на доску
а) Ветер по морю ()
И кораблик ()
Он бежит себе ()
На поднятых ()
гуляет
подгоняет
в волнах
парусах
б) Но невеста()
До зари в лесу ()
Между тем всё ()
И на терем ()
молодая
блуждая
шла да шла
набрела.
Вдруг в глазах у всей
Петушок спорхнул
К колеснице
И царю на темя
столицы
со спицы
полетел
сел
Пуще прежнего старуха
Не дает старику мне
Уж не хочет быть она
Хочет быть столбовою
вздурилась
покою
крестьянкой
дворянкой
Балда, с попом понапрасну
Пошел, сел у берега
Там он стал веревку
Да конец ее в море
не споря
моря
крутить
мочить
Итог: молодцы! Двигаемся дальше!
Готовясь к путешествию, мы создали портретную галерею героев. Поможем другой команде подготовиться к встрече с персонажем сказки. Представьте своих героев так, чтобы их узнали. (команды отгадывают, а ученик показывает иллюстрацию – портрет героя сказки)
сказка
герой
Описание по тексту
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Царица-мачеха
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла, но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
«Сказка о попе и его работнике Балде»
Бесёнок
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Старуха
В дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка,Жемчуга огрудили шею.На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки!
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»
Царевна-лебедь
Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит!А сама-то величава,Выступает будто пава,
«Сказка о золотом петушке»
Звездочет-мудрец
В сорочинской шапке белой, весь, как лебедь, поседелый
Итог: молодцы, хорошо представили героя! Продолжаем наше путешествие!
Смотрите! Что это там под кустом? (Звучит музыка, появляется корзинка)
Дети выходят и вынимают из корзины предмет, группа совещается и называет, чей он – героя и сказку.
предмет
персонаж
сказка
Спица
«Сказка о золотом петушке»
Лук и стрелы
Веретено
Орехи
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»
Невод
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Веревка
Лапти
Кошелек
«Сказка о попе и его работнике Балде»
Яблоко
Зеркальце
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
(для проверки внимания в корзинку добавлены сапоги скороходы, клубок, которые не появляются в сказках Пушкина).
Итог: 2 правильных ответа – жетон от кота. Молодцы те, кто справился.
Чьи это голоса там раздаются? Давайте узнаем, кто это говорит (каждой группе вписать персонажа, чьи слова прозвучали)
слова
персонаж
сказка
«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»
Золотой петушок
«Сказка о золотом петушке»
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
Князь Гвидон
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»
«Чего тебе надобно, старче?»
Золотая рыбка
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Глупый ты бес! Куда ж ты за нами полез?»
Балда
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Что за диво! Все так чисто и красиво»
Старший из семи богатырей
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Итог: проверьте работу группы (верный ответ на слайде) и поднимите руки те, кто справился с заданием.
В сказках Пушкина есть слова, значение которых заставляет нас задуматься. Решим тест (выберем правильный ответ). В этом вам помогут знания, логика и смекалка.
фраза
значение
За чупрун его таскает
За чуб таскает
Обманывает
Ласкает
Белены объелась
Сошла с ума
Отравилась
Наелась
Быть на посылках
Разбирать посылки
Служить
Что-то посылать
Правду бает
Баюкает кого-то
Говорит правду
Обманывает
Не кручинься
Не крутись
Не переживай
Не пытайся обмануть
Ратные дела
Дела хозяйские
Дела сельскохозяйственные
Дела военные
Понадеялся на авось
Понадеялся на другого
Поленился
Не рассчитал силы
Сварливая баба
Вредная женщина
Замечательная повариха
Экономная хозяйка
Итог: обменяйтесь тестами и проверьте работу товарищей. (на доске – верный ответ: словарная статья с объяснением значения) те, кто не сделал ни одной ошибки, получают жетон от кота.
Ученый кот приготовил нам новое задание – связанное с математикой. Просит ответить, какие сказочные числа вы знаете? Проведите экспертизу и скажите, есть ли эти числа в сказках Пушкина? Представьте доказательства из текста.
Волшебные числа
«Сказка о царе Салтане и прекрасной царевне Лебедь»
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
33 богатыря, 3 раза летал, 3 девицы
3 испытания, 3 щелчка
30 лет и 3 года, 3 раза невод закидывал, 3 желания
7 богатырей, 3 раза обращался за помощью Елисей
В 3-девятом царстве, в 3-десятом государстве
Итог: за полноту ответа команды получают жетон от кота. Молодцы!
Ребята, вот мы и подошли к концу нашего путешествия. Для того чтобы попрощаться со сказкой, вспомним концовку «Сказки о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Вы смогли вынести урок из сказок Александра Сергеевича? Докажите! Выберите, какая мораль заключена в вашей сказке и подтвердите текстом. Чему учит ваша сказка. (группы контролируют: 1. Удалось доказать? 2. Следят, чтобы не было сорных слов. 3. Следит за логикой ответа. 4. Насколько полно используется знание текста?)
Мораль:
Не задавайся, не проси лишку, а то останешься ни с чем («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым. («Сказка о мертвой царевне и »)
Находчивость и смекалка всегда помогут («Сказка о попе»)
Давши слово – держи, а не давши («Сказка о золотом петушке»)
Все тайное всегда становится явным («Сказка о царе Салтане»)
Итог: молодцы!
Ребята получают последние жетоны от кота и, перевернув их, читают прощальное слово от кота: Молодцы!
Итог урока - рефлексия: ребята, если вам понравилось путешествие – приклейте ваше слово на красный квадрат, если нет – на синий, а если вы не разобрались еще – то на зеленый.
Большое спасибо за урок!
15