Реферат по праву Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в РФ






Реферат по конституционному праву



КОНСТИТУЦИОННЫЕ СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ











Выполнила Гаршина Наталья Юрьевна
Учитель МБОУ «СОШ №5»
Г. Ступино Московской области











ПЛАН.


Введение
Понятие «право и свобода»
Сущность определения
Международные документы о правах и свободах человека.
Конституция России о реализации возможностей человека
Классификация прав и свобод
Обязанность как конституционный долг гражданина РФ.
Заключение.



























Вступление.

Идея естественных прав – одна из древнейших и благороднейших в истории человеческой культуры, возникшая еще в Древнем Риме как теория частного и публичного права. Познакомившись с частным правом, можно понять, что правовые нормы необходимо соблюдать не потому, что последует наказание за нарушение, а потому, что они гарантируют гражданам свободу и правовое равенство. Именно государство призвано наладить дело так, чтобы суметь защитить и нашу свободу, и наше человеческое достоинство.
Многие великие мыслители были вдохновенными защитниками права и охраняемой им свободы личности. Мы можем гордиться тем, что культ Права и Свободы был свойствен не только западным, но и русским мыслителям. Так, русский философ В. С. Соловьев (1853-1900) одним из первых в Европе сформулировал идею права человека на достойное существование. Эту идею затем подхватили и развили другие теоретики права у нас в России и за рубежом; сегодня она стала центральной во всей системе прав и свобод личности. Право на достойное существование принадлежит к числу важнейших прав человека. Не все ученые-правоведы согласны с тем, что в конституциях следует отражать и обязанности граждан – наряду с правами. Обязанности противоречат правам, как бы им противопоставлены. На самом деле права и обязанности всегда сосуществуют, не умаляя друг друга. Показать это задача данного реферата.






Понятие «право и свобода»
Сущность определения.
При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:
Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства.
Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех – основа свободы.
Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.
Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые их них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 – что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможность действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия. В этом смысле термин по существу равен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в смысле права является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания – он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерей возможного, т. е. Обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.
Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является полным. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч. 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие» права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы закрепляются всеми отраслями национального законодательства.
Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
Они являются главным элементом правоотношений, которые возникают между человеком и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека. Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.
В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.


Международные документы о правах и свободах человека.
Сборник международных документов о правах человека, изданный ООН в 1989 г., начинается Конвенцией о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926 г. В сборнике около семидесяти международных договоров о защите прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется, и сейчас их больше ста. Один из новых важнейших документов - конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 г.
Прекрасно, если люди будут знать все эти документы, но, наверное , добиться этого трудно. Необходимо, чтобы международные акты во всей их совокупности изучали и проводили в жизнь те, кому положено это делать: политические деятели, юристы, управленцы. Всем же остальным достаточно стремиться узнать о них как можно больше. И начинать надо с главного – с Международного билля о правах человека. Он состоит из 5 документов: Всеобщей декларации прав человека, принятых на ее основе Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах (приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.), Факультативного протокола к последнему пакту, Факультативного протокола об отмене смертной казни. В соответствии с первым протоколом подписавшие его государства признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения Пакта о гражданских и политических правах.
Содержание пактов составляют в основном расширенные и конкретизированные положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Есть и некоторые различия. Например, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах имеется норма, закрепляющая право народов на самоопределение. Международный билль о правах, как легко заметить, неоднороден. Неоднородны и другие документы о правах человека. В самом общем виде их можно разделить на две большие группы: декларации; конвенции. Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения. ООН приняла такие документы, как Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам и др. Конвенция – это международное соглашения, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Пакт является формой конвенции, только неоднородного содержания. Широко известны международные конвенции о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребенка и др.
В соответствии с Итоговым документом Венской встречи, подписанным в январе 1989 г., Россия признала приоритет международного права над внутренним законодательством. Отныне не может быть оправданий отступлениям в отечественных законах от стандартов международного права. Это важно особенно потому, что права человека у нас долгое время были лишены всякой защиты. В нашей стране Всеобщая декларация прав человека впервые была опубликована в 1989 г. Ныне каждый интересующийся документами о правах человека может найти соответствующую литературу. Они постоянно пополняется трудами российских специалистов и переводами с иностранных языков.
В 1948 г. сорок восемь государств проголосовали за Декларацию, восемь воздержались, причем никто не голосовал против. Это был великий шаг в эволюционном процессе и первый случай, когда организованное сообщество наций приняло декларацию о правах и свободах. Этот документ стал критерием для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся человека. С 1948 г. она является наиболее важной и всеобъемлющей из всех деклараций ООН, а также основным источником, вдохновляющим международные усилия, направленным на поощрение и защиту прав человека и основных свобод. В ней определено направление всей последующей деятельности в области прав человека, и она представляет собой философскую основу для многих других имеющих обязательную силу международных документов, направленных на защиту провозглашенных ею прав и свобод.
Знакомясь с содержанием Декларации можно понять, что этот небольшой по объему документ (всего 30 коротких статей и краткое вступление) фактически охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Соответственно разным сторонам жизнедеятельности человека выделяют определенные разновидности прав и свобод: гражданские, культурные, политические, социальные, экономические. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться все люди.
Ученые предлагают все права разделить на три группы. В первую включают права, которые лучше всего обозначить словом «ограждающие»: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутации, на тайну корреспонденции и др. Эта группа прав, образно говоря, создает правовую крепость вокруг человека, защищает его от любого вмешательства в личную жизнь, в том числе со стороны государства и общества.
Вторая группа прав предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию. Это группа прав может быть реализована только в том случае, если человек сам активно действует, не нарушая законов.
Третья группа прав обязывает государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную защищенность: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и другие права, которые принято называть социально-экономическими. Они выражают свободу человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни: от безработицы, бездомности, нищеты, беспомощности, немощности и т. д. Всякая классификация прав человека – условна, но права и свободы абсолютно едины и неделимы. Нельзя считать, что какие-то права более важные, а какие-то менее важные.
Завершается Декларация статьей, в которой четко сказано об ответственности гражданина перед обществом. Это очень важное заявление, без которого Декларация потеряла бы смысл. Связь между правами и ответственностью давно открыта человечеством. Каждый из нас должен признавать и уважать права и свободы других людей. Следовательно, мы несем ответственность за свободу другого человека. Декларация – это идеал, к которому должны стремиться все народы и все государства.














Конституция РФ о реализации возможностей человека.

В начале 90-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Действующая Конституция не подходила для изменившейся страны. Октябрьский 1993 г. кризис закончился вооруженным противостоянием. Общество заплатило за преодоление разногласий дорогую цену. 12 декабря 1993 г. референдум высказался за новую Конституцию. Она заложила фундамент общественно-политической системы и выполнила свою основную задачу – способствовала стабилизации положения в российском обществе, остановила сползание России к гражданской войне. Этот документ не совершенен, но его преобразование не терпит спешки и непродуманных решений.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности в обществе, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав он незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством – института гражданства (ст. 6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т. д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.
Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Потому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.
Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек не вправе отказаться или передать другому лицу такие права. Только конституционные права и свободы обладают неперсонифицированностью, поскольку имеют своим адресатом не конкретного человека, а распространяются на всех. Отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики и т. д.). Характерной их особенностью является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству РФ, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.
Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.














Классификация прав и свобод.
Деление прав и свобод на личные, политические, экономические, социальные и культурные помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Это деление условно, поскольку отдельные права могут быть отнесены к разным группам.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести. Свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.
К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, права на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.
Теперь подробнее рассмотрим основные из перечисленных выше прав и свобод. А для наглядности сравним статьи Конституции с соответствующими статьями Всеобщей декларации прав человека.
Статья 1 Декларации объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве. Это полностью соответствует ч. 1 ст. 17 Конституции, где записано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Не эти документы делают людей свободными, они лишь признают эту неотъемлемую принадлежность человека. Подавление свободы является одним из признаков тоталитарного государства. Это в полной мере относится к понятию достоинства человека.
Формой вопиющего унижения человеческого достоинства является ограничение прав по признакам, не зависящим от самого человека. Вот почему, вторя статье 2 Декларации, наша Конституция в ч. 2 ст. 19 объявляет: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
С определенной долей уверенности можно утверждать, что основным мерилом исторического прогресса является увеличение ценности человеческой жизни. В соответствии с Декларацией ст. 20 ч. 1 утверждает: «Каждый имеет право на жизнь». Эта гуманная норма оставляет право распоряжаться жизнью конкретного человека за ним самим и больше ни за кем и ни за чем иным. Многие юристы убеждены, что нарушением прав человека является любое убийство – на войне, в пьяной драке, в подвале по приговору суда, в стерильно чистой камере с электрическим стулом.
«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» - записано в ст. 21 ч. 2 Основного закона. Одно из грубейших нарушений прав человека, унижающих его достоинство, - применение пыток. Пытка – это «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которое совершило оно или третье лицо, а также запугать или принудить его или третье лицо»(из Конвенции против пыток). К сожалению, пытки и иные жестокости остаются чуть ли не обыденным явлением даже в странах с устойчивыми демократическими традициями. Чаще всего пытками пользуются в полицейской практике по отношению к заключенным, как по уголовным, так и по политическим делам.
В соответствии со ст. 7, 8, 9 , 10 Декларации статьи 46, 47, 52, 53 Конституции провозглашают, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на защиту закона, право на признание правосубъектности. Люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона. Именно закона! На страже равенства стоит закон, а не только добрые пожелания. Не может быть никакой дискриминации в осуществлении этих положений. Даже заключенные не выводятся из-под действия норм права, кроме как в специально оговоренных законом случаях. Но прав лишают не только заключенных, но и ни в чем не повинных людей. Имея в виду эти случаи, провозглашается право каждого человека на эффективное восстановление в правах судами. Бороться надо и со злоупотреблениями должностных лиц. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Если же правоохранительные органы предъявляют человеку обвинение в совершении уголовного преступления, он имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Закон также гарантирует помощь адвоката с момента ареста и другие формы помощи человеку. Принцип презумпции невиновности давно вошел в юридическую практику. Это понятие стоит того, чтобы его запомнить: «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты» (Всеобщая декларация прав человека, ст. 11). Нельзя также осудить человека за преступление, которое на момент его совершения таковым не считалось.
Помимо грубых отступлений от принципа свободы личной жизни, порой встречаются небольшие нарушения: на всякий случай просматриваются письма из-за рубежа, без санкции прокурора вторгаются в квартиру, прослушивают телефонные разговоры Ст. 12 Декларации и ст. 23 Конституции указывают: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений».
Сейчас в стране провозглашено и право, до последнего времени не применявшееся в нашей стране. Речь идет о свободе передвижения человека. Грубым нарушением прав человека была прописка (точнее, разрешительный, а не регистрационный порядок учета населения по месту жительства), в сущности прикреплявшая людей к месту их жительства. В соответствии со ст. 27 Конституции, каждый имеет право идти и ехать в своей стране, куда пожелает, свободно выбирать местожительство. Он имеет также право уехать из своей страны в другую и возможность вернуться в свою страну, если этого пожелает. Правда, свобода передвижения ограничивается, если человек преследуется за уголовное преступление или когда он сам нарушает права человека. Очень болезненно сейчас решается и вопрос о беженцах, несмотря на то, что Конституция гарантирует им обеспечение достойного уровня жизни и старается решать вопросы о гражданстве.
Положение Основного закона страны объясняет: «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 3 ст. 19). В соответствии с этим рассматривается и вопрос о создании семьи. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, к какой бы расе, национальности и религии они ни относились, имеют равные права вступать с брак и основывать семью. Брак может быть заключен только при взаимном согласии сторон. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на защиту со стороны общества и государства.
За годы реформ изменилась к лучшему и ситуация в области религии. Восстанавливаются храмы, возвращаются верующим заброшенные и оскверненные святыни. Создаются новые церковные общины. Священнослужители публично выражают свои взгляды, участвуют в общественной жизни. Общество приближается к осознанию того, что право на свободу совести есть неотъемлемое условие достойного существования человека. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой» - так созвучно Декларации вещает ст. 28 Конституции.
Эти права в целом можно отнести к гражданским. Но они созвучны правам политическим.
Духовный и научный прогресс человечества основан на стремлении человека к доступной, понятной и необходимой информации. Любознательных, дотошных, эрудированных людей ценят в науке, журналистике. Их не всегда любят в системе власти, ими трудно управлять, но без их знаний не обойтись. Свободу мысли и слова, право искать, получать информацию дает ст. 29 Закона. Нашему обществу предстоит совершить еще очень многое: добиться действительного многообразия на телевидении и радиовещании, обеспечить полноценное информирование населения, сделать прозрачной сферу власти. С правом на получение информации связана необходимость в такой форме реализации своих убеждений как политическая деятельность, открытое проявление гражданской позиции. Людей с абсолютно уникальными общественно-политическими интересами немного. Основная масса политически зрелых граждан делится на определенные группы. Наиболее эффективной формой борьбы за власть, выражения своих интересов членами этих групп являются политические партии. Кроме того, существует множество объединений другого типа – союзов, ассоциаций, групп и др. Нам дана свобода мирных собраний и ассоциаций, но только мирных! Одним из самых важных политических прав является право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей. Здесь можно видеть переплетение основных гражданских прав (ст.29) с политическими (ст. 30 -32). Оправдавшей себя формой непосредственного участия в управлении является референдум. Не должно быть дискриминации в доступе людей к государственной службе, необходимо регулярно проводить честные выборы, в которых выражается воля народа – основа власти правительства.
Наиболее проницательные граждане понимают, что эффективность политической жизни непосредственно зависит от успехов в проведении экономических реформ. Но и успехи в экономике, в свою очередь, прямо зависят от результатов выборов в органы власти. У власти должны находиться люди, действительно заботящиеся о благе народа.
Всеобщая декларация прав человека экономические права людей формулирует в самом общем виде. Раскрывая их в ст. 34 – 36, Конституция объявляет права на частную собственность, на свободное использование своего имущество и гарантирует защиту собственности со стороны государства. Объявить право человека на собственность нетрудно. Сложнее сделать его собственником в действительности. Только если большинство людей сумеют приобрести в собственность квартиры, дома, участки мелкие промышленные и торговые предприятия, экономический рост станет реальностью, от реформ выиграют не несколько тысяч представителей финансовой элиты, а народ, давно заслуживший лучшую жизнь. Многие граждане с ностальгией вспоминают о недавнем прошлом. Но возврата к старому быть не может. Реформы необходимы. Главные их цели - раскрепощение личности, пробуждение в человеке чувства рачительного хозяина, самостоятельного, свободного от внеэкономического принуждения.
Провозглашение равенства всех видов собственности само по себе не приведет к быстрым результатам, к процветанию. Но отсутствие юридических гарантий собственности, в том числе частной, отнимает даже надежды на благополучие. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Конституция РФ ст. 8). В ст. 37 прописано право на свободный труд, на свободный выбор работы. Для защиты своих интересов можно создавать профсоюзы (ст. 30).
Человек свободен в выборе образования (ст. 43), ведь оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами и группами. Родители имеют право выбора школы, в которой будут обучаться их дети.
«Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» - говорится в ст. 44. Но люди, работающие в сфере культуры, сильно зависят либо от государства, либо от меценатов. Особенно беспомощен человек-творец, талант, художник. Вот почему ему гарантируется защита его интеллектуальной собственности.







Основные обязанности человека и гражданина и их характеристика.
Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина заключается в другом – в кажущейся простоте. В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих деятельность государства, всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина. Конституционные обязанности личности – лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее.
Правовая норма регулирует должное поведение людей через установление либо прав, либо обязанностей. Категория «должное поведение» отражает специфику права в целом, но не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых, не делает между ними различий.
Как юридическая возможность, так и правовая необходимость особо отчетливо проявляются в конституционных правах, свободах и обязанностях людей. В литературе указывается, что юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении. Обязанность есть возможность поведения, имеющая необходимый характер, т. е. возможное в поведении одновременно является и необходимым. Как видно, здесь правильно подмечена связь правовой возможности и правовой необходимости. В праве эти категории не только взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга. Это особенно отчетливо можно проследить на примере конституционных прав и обязанностей. Как известно, право на основное общее образование является обязательным (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). В этом предписании заключаются и возможность (право) и необходимость (обязанность). В органическом соединении возможность и необходимость находятся также и в политических правах и свободах.
Носитель конституционных обязанностей должен строго следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах этого правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность как в постановке цели, так и в ее реализации. В условиях демократического общества обязанное лицо является не пассивным объектом государственного властвования, а активной личностью, для которой практическое воплощение в жизнь обязанностей есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания. Конституционные обязанности прежде всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможности в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.
Обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом меры поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и нормы морали. Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, - согласно ст. 18, - являются непосредственно действующими». Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип. Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.
Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства. Наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность – социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой – стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности. Кроме указанных, закон устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59). Этих обязанностей, конечно, больше, но те, что перечислены – конституционные.
Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно правам и свободам, не следует отрывать от целей, выражением которых являются интересы. Конституционная основная обязанность – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение.





















Заключение.
В данной работе я попытался рассмотреть основные свободы и обязанности граждан, а также проблемы, неизбежно возникающие в процессе жизнедеятельности правового общества.
Надо сказать, что государство не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.
Однако следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством. Равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека – задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и просчетов, допущенных в последние годы.
Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства. Подрывая веру в него, граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет еще системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики. У государства могут отсутствовать необходимые средства. Но списывать слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, желание грубо указать человеку только на его обязанности, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства – заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества – негосударственный бизнес, различного рада предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране, тогда и обязанности им будут выполняться беспрекословно.














ЛИТЕРАТУРА.
Конституционное право России. Кутафин, Козлова. М. 1995
Права человека. Основные международные документы./сб./М., «Международные отношения», 1994
Конституция Российской Федерации.
Общая теория прав человека. М. «Норма», 1996
Конституционное право. Конституция Российской Федерации. М., Новая школа, 1995.
Никитин А. Ф. Основы государства и права. М., 2001








13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315