Внеклассное мероприятие по обществознанию для 7-9 классов «Права и обязанности человека и гражданина» 
                                                                      Тема: Права и свободы человека и гражданина.
Форма проведения:  заседание круглого стола с элементами практикума
Цели и задачи: - воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим
                              правам и обязанностям;
                            - научить уважать и не нарушать права других людей;
                            - формировать у учащихся чувство патриотизма,  гражданст-
                               венности  и любви к Родине;
                            - развивать умения и навыки у учащихся вести спор, участво-                              вать в дискуссии, аргументировать свое мнение.
Оформление и оборудование:  
                               эпиграф, плакаты, высказывания известных людей по те-
                               ме, вопросы для обсуждения, результаты и итоги теста,
                               Конституция РФ, карточки с заданиями тренинга, иллюст-
                               рации к сказкам.
Эпиграф: « Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать воз-
                  можность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности
                  граждан».
 С. Смайлс
Высказывания: 1. «Всем научились пользоваться люди, только не научились
                                  пользоваться свободой. Приходит свобода, а люди 
                                  не знают, что с ней делать»
                                                                                         М..Пришвин
                            2. «В раю больше запретов, чем в аду»
                                                                                         ( пословица)
                            3. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»
                                                                                          К.Маркс
                            4. «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой 
                                гражданин»
                                                                                           В.Г.Белинский
                            5. «Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий за-
                                кон – это свобода, кончающаяся там, где начинается сво-
                                бода другого человека»
                                                                                          В.Гюго
                            6. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свобод-
                                ными»
                                                                                           Цицерон
                                               ХОД КРУГЛОГО СТОЛА:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Учитель:      Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена.
                  Вообще вся история нашей Родины связана со многими трагичес-
                  кими событиями. Но, несмотря на это, на протяжении тысячелет-
                  ней истории России большинство людей и народов, проживающих
                  на ее территории и в смутные и в хорошие времена, гордились тем,
                  что они россияне.                   
Ученик:  Родина!
                Желанный и живой
                Вижу я всечасно образ твой.
                Это ты – бескрайняя земля
               С незабвенным именем – Россия!
Учитель:    В настоящее время немало людей в разговорах употребляют та-
                  кие фразы: «В этой стране нет ничего хорошего У нас никогда
                  не будет порядка Вот если бы мы жили в другой стране»
                      Тут слышится и пренебрежение, и высокомерие, и чувство соб-
                 ственного величия . Произнося эти слова, человек намекает, что
                 в другой стране он бы многое сделал, ведь он такой выдающийся,
                 а вот страна подкачала
                       Но ведь благополучие страны в первую очередь зависит от ее
                 граждан, от того, как поступает каждый человек, живущий на ее
                 территории. Всегда и у всех народов высоко ценились качества,
                 которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а
                затем нормально развиваться. Уж кто-кто, а россияне выживали в
                любых ситуациях. И нам уже давно пора не просто выживать, а на-
                учиться уважать самих себя! И если мы этого не сделаем, вряд ли 
                можно будет говорить о процветающем будущем.                     
                       Наша задача сегодня, подумать, как такие чувства  как граж-
                 данственность и патриотизм связаны с правами и свободами граж-
                 дан; попытаться разобраться со значением этих понятий; а также 
                 вы должны научиться четко осознавать, что наряду с правами и 
                 свободами, существует еще и такое важные понятия, как обязан-
                 ность и долг.                                              
II.ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ          
Учитель:- Как вы понимаете смысл тех слов, которые нам сегодня встретятся
                   при обсуждении? 
                   Эти слова записаны на доске:      гражданин
                                                                           патриотизм
                                                                           права человека
                                                                           свободы человека
                                                                           обязанности
                                                                           долг
    ( Уч-ся высказывают свое мнение по каждому из понятий. Учитель,  при  
       Необходимости, поправляет их и обобщает все сказанное. Далее обсуж-
       даются следующие вопросы.)                   
                  - Какие права и обязанности вы знаете?
                  - Приведите примеры гражданских поступков и патриотизма?
 III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ О ПРАВАХ       ЧЕЛОВЕКА.
Учитель:  Какие же документы, в которых говорится о правах человека,
                   вы знаете?
                    ( Уч-ся, получившие опережающие задания,  кратко характери-
                      зуют основные документы о правах человека.)              
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.
Учитель: На основе этих документов приняты многие законы, в которых
                  определяются права и обязанности граждан страны в самых раз-
                  личных сферах государственной и общественной жизни людей:
                  это трудовой, административный, уголовный, семейный, граждан-
                  ский кодексы,  предпринимательское, торговое и компьютерное 
                  право, законы об образовании и здравоохранении и многие другие.
                  Эти законы дают возможность регулировать жизнь общества в це-
                  лом, поддерживать порядок, гарантировать соблюдение прав и 
                  свобод . И мы, как граждане своей страны, обязаны их соблюдать.
IV. ДИСКУССИЯ  «КРУГЛОГО СТОЛА»
Вопросы для обсуждения:              
Что дают человеку его права, если он ими действительно обладает?
Почему несправедливая власть боится предоставлять своим гражданам
права и свободы?
Почему право на жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу мыс-      
ли, слова и религии являются одними из основных прав человека?   
Что лучше: равенство или равноправие? Почему?
Как связаны между собой права и обязанности? Приведите примеры.
Что такое ответственность?
V.  ГДЕ  ПРАВА, ТАМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Учитель:       «Я имею на это право.. Вы не имеете право Почему вы нару-
                  шаете мои права?..» - эти слова можно слышать довольно часто.
                  Хорошо, когда люди знают свои права, учатся их защищать и от-
                  стаивать. Плохо же, если постоянные разговоры о правах служат
                  лишь оправданием пассивности, иждивенчества, стремления по-
                  лучать все, ничего не давая взамен. Говоря иначе, некоторые люди
                 стремятся реализовать свои права, не выполняя  своих  обязаннос-
                 тей.
                           Если человек не понимает, как связаны права и обязан-
                 ности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой.
                      Правами не следует злоупотреблять, то есть не нужно нару-
           шать права других людей.
                     Существует такое понятие как «ответственность». Оно имеет
          несколько значений: ответственность за содеянное, ответственность
          за кого-то, ответственность перед Родиной, народом, будущими по-
          колениями и т.д. 
                      Во все времена, для всех поколений россиян,  главной ответ-
          ственностью была ответственность перед Родиной, а почетной обя-
          занностью – обязанность посвятить все свои силы служению наро-
          ду. Именно в этом многие видели смысл своей жизни, черпали силы
          для преодоления трудностей.          
              «Счастлив тот, кто сердцем чувствует, как необходима эта
        спасительная ответственность»
         Далее уч-ся предлагается подумать над высказываниями известных
людей и объяснить, как они их понимают .
VI. ПРАКТИКУМ 
Наши права в известных сказках:       
         а). «Гадкий утенок»: -Все ли герои сказки относятся друг к другу
                                              по-братски?
                                             -Должны ли все герои иметь равные права неза-
                                              висимо от их происхождения?
                                             -Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
                                              ( он был самый умный; он был совсем не похож на 
                                              других; он был самый красивый)
                                             -Встречаются ли в нашей жизни такие ситуации?
        б). «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:
                                             -Какие права героев сказки нарушила ведьма?
                                             -Почему с героями произошли неприятности?
                                             -Какие обязанности не соблюдал Иванушка?
                                             -Приведите похожие примеры из нашей жизни?
        в). «Приключения Буратино»:
                                             -В чем похожа ситуация с предыдущей сказкой?
                                             -Права каких героев здесь были нарушены?
                                             -Почему Буратино постоянно попадал в какие-
                                              нибудь неприятные ситуации?
                                             -Какого качества характера ему не хватало?
                                             -Кто занимался преступной деятельностью?
                                             -Можно ли в современной жизни найти похожие 
                                              ситуации? Какие?  
         г). «Лиса и заяц»:      -Какие права нарушила лиса?
                                             -В чем заяц проявил беспечность?
                                             -Правильно ли себя вел петух?         
        д). «Три поросенка», «Красная Шапочка» и «Колобок»:
                                             -Что общего, с точки зрения прав, в этих сказках?
                                             -Почему два поросенка, колобок и Красная Шапоч-
                                               ка попали в беду?                                             
                                             -Права каких героев и кем были нарушены в этих
                                              сказках?
                                             -Приведите примеры современных похожих ситуа-
                                              ций?
2. Власть и права человека:
( Уч-ся предлагаются действия властей, они должны определить, какие из них свидетельствуют о том, что власти служат народу, а какие говорят о их антинародной сущности):
- запрещение любых демонстраций;
- тайные обыски в квартирах;
- разрешение издавать любые статьи и книги;
- помощь в строительстве храмов;
- вмешательство в работу судов;
- борьба с безработицей;
- принуждение к уплате налогов;
- контроль за перепиской граждан;
- разрешение не брать на работу женщин;
- благотворительная помощь детскому дому кандидата перед выборами;
- запрещение частных школ;
- разрешение полной свободы действий граждан.
3.Правовые ситуации:  
 Учитель: - Чем отличаются такие понятия как «проступок», «правонаруше-
                      ние», «преступление»?
                   -Попробуйте разобраться в предложенных ситуациях:  какое из
                    названных понятий можно применить к данной ситуации?  Поче-
                    му вы так считаете? Предложите вариант решения проблемы.
( Учащиеся парно работают над предложенными ситуациями, анализируют их, предлагают свои варианты решения – см. приложение № 1)
4. Анализ результатов проведенного заранее теста
                                               (Приложение № 2)                                                     
VII. ИТОГИ И ВЫВОДЫ
Учитель предлагает уч-ся сделать выводы, закончив следующие фразы:
  -- Если у тебя есть права, то они есть  
  -- Наша свобода распространяется до тех пор, пока 
  -- Нет прав без
 -- Никогда не делай другим того, чего не хочешь
 -- Уважай права 
 -- Предъявляя требования другим, спроси сначала 
 -- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы 
 -- Сущность права состоит в равновесии личной свободы и общего блага.
 -- Нравственный человек, зная о своих правах, никогда не забывает об обя-
    занностях перед другими людьми и ответственности перед Родиной.
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель: Закончить наше заседание круглого стола мне хочется на  опти-
                  мистичной ноте – попробуйте закончить фразу:
«Я надеюсь, что когда-нибудь»
«Я хочу пожелать всем»
«Наша страна обязательно будет»
«Я хочу, чтобы все люди»
«Я сегодня понял(а), что » 
«Пусть на Земле всегда»
«Пусть все люди чувствуют ответственность за »
Учитель: И я очень надеюсь, что все ваши пожелания обязательно сбудутся.                            
                            У каждого  заботой своей глаза полны,
                            Но наша Родина – не что-то,
                            Она сегодня – мы.
                            Она не позабудет
                            Ни света и ни тьмы,
                            Она такою будет – 
                            Какими будем мы!
                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Правовые ситуации:
          1.Сережа закончил 9 класс. Наступило время выпускных экзаменов.
 Мама попросила своего сына помочь по хозяйству, но он собрался с                      друзьями пойти на речку, да и заниматься домашними делами совсем не хотелось. Сын сказал маме, что у него на это время назначена
консультация и он помочь никак не может, а сам ушел на речку          
Миша каждый день из дома уходит в школу. Но уроки часто про-
 пускает, бродит по близлежащей территории, иногда идет в кинотеатр,
 заходит в магазины
Ученики  класса поругались друг с другом, оскорбляя друг друга.
Ссора этим не закончилась. После уроков она переросла в драку. В резуль- 
тате чего были нанесены телесные повреждения, один из участников ссоры попал в больницу
     4. Два-три ученика класса систематически нарушают дисциплину на
уроках,  мешая учителю объяснять новую тему. Это заметно сказывается на
успеваемости других учеников. Учитель, после уроков, проведенных в этом
классе, страдает головной болью, повышением давления 
      5. На летних каникулах несовершеннолетние ребята забрались ночью
в государственное учреждение и ради шутки испортили имущество дан-
ного учреждения, нанеся большой материальный  ущерб
       6. Некоторые ученики систематически нарушают Устав школы, приходя
на занятия в одежде, не соответствующей школьной. Н а замечания препода-
вателей отвечают, что нарушаются их права и свободы. Правы ли ученики?
       7. Вечерами подростки очень шумно ведут себя на улице, курят в об-
шественных местах, распивают спиртные напитки, пристают к прохожим,
часто их оскорбляя. После них на улицах остается много мусора                                                      
                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
                           Познай людей и самого себя:
Считаете ли вы, что убийц нужно наказывать по правилу «жизнь за
жизнь», что смертную казнь отменили зря? 
            Да – 3; нет – 5; не знаю – 1
Считаете ли вы, что убийцу в суде обязательно не должен защищать 
адвокат?
            Да – 3;  нет – 5; не знаю – 1.
Согласны ли вы с тем, что начальника тюрьмы, который издевался
над  закоренелыми преступниками, не нужно наказывать?
           Да – 3; нет -- 5; не знаю – 1.
Согласны ли вы с тем, что всех людей другой национальности
нужно выселять из вашей местности? 
          Да – 3; нет – 5; не знаю – 1.
Считаете ли вы правильным решение властей вскрывать письма всех
граждан, чтобы успешнее бороться с преступностью? 
           Да – 3; нет – 5; не знаю – 1.
Нужно ли , на ваш взгляд, запретить людям тратить время на митинги и
демонстрации?
           Да – 3; нет – 5; не знаю – 1.
Считаете ли вы необходимым разрешить журналам и газетам печатать
публикации на любые темы и с любой информацией?
                Да –3; нет –5; не знаю – 1.
Считаете ли вы необходимым запретить отъезд за границу специалис-
тов, нужных в своей стране?
           Да –3; нет – 5; не знаю – 1.                                    
Результаты теста:
36 – 40 баллов. Вы,  в основном, понимаете и внутренне согласны с идеями,
                            которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека
                            и второй главе Российской Конституции. Вы уважаете сво-
                            боду личности и не желаете чувствовать себя зависимым от
                            несправедливой власти.
15 – 35 баллов. Вам больше по душе мнение тех людей, которые считают, 
                            что порядок в обществе может держаться только на силе
                            власти, даже если она несправедлива по отношению к че-
                            ловеку. Но достоин ли человек подневольной жизни?
8 – 14 баллов. Скорее всего вы еще ничего не понимаете в вопросах прав
                           и человеческого счастья. Самое печальное – это ответы
                           « не знаю». Из неопределившихся людей легко сделать по-
                           слушную массу, которую легко повести на преступления
                           или которой все безразлично. Задумайтесь над своей жизнен-
                           ной позицией – вы «винтик, который любой может закрутить
                           куда ему выгодно» или вы личность и Человек с большой
                           буквы?
15