Урок Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (СПО 2 курс)
Дисциплина «Основы права»
Мизева Ирина Александровна преподаватель обществоведения ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им.И.И.Ползунова»
Урок изучения нового материала « Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина»
Методические рекомендации
Основная цель занятия: продвижение идей Конституции РФ.
Как показывает практика, содержание Конституции РФ является достаточно сложным для восприятия студентами. В связи с этим обращаем внимание на некоторые особенности изучения этого базового документа о правах человека.
При изучении Конституции следует представить историю создания документа. Рассказать о том, когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека. Почему первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Декларация.
Практика преподавания и изучения прав человека в колледже показывает, что его усвоение студентами достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере, а также такие методы и приемы работы, как диалоги, дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры. Данное занятие позволяет на практике освоить права и свободы, заключенные в Конституции РФ.
Теоретические знания занятия тесно связаны с жизнью, формируют навыки правового поведения, знания прав и обязанностей гражданина РФ.
На данном уроке используются следующие педагогические технологии: развивающее обучение, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное, системно-деятельностный подход.
Цель: формирование правовой культуры на основе полученных знаний о правах человека для развития умения анализировать и находить правильный вариант поведения в повседневной жизни.
Задачи урока:
•познакомить учащихся с понятием «права человека»;
•классифицировать права человека на: личные, политические, социальные, экономические, культурные;
•развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
•продолжить формирование умения работать с текстом закона (Конституции РФ);
•продолжить формирование умения аргументировано доказывать свою точку зрения;
•совершенствовать умение работать в группе: выслушивать мнение других и излагать свои мысли;
•продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, уважение к правовым и социальным нормам;
•развивать творческую, мыслительную деятельность и умения анализировать ситуации;
• способствовать осознанию ценности каждого человека;
•способствовать правовому воспитанию.
Планируемые результаты:
закрепление знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
закрепить знания об основных группах прав человека;
понимание того, что недостаточно только владеть юридической информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться;
сформировать у учащихся уверенность, что права и свободы, гарантированных Конституцией РФ и законом “О статусе военнослужащих” никто ни вправе отменить или ограничить
Методы и приемы:
•методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);
•методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);
•рефлексивный метод.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, материалы презентаций, видеоматериалы, наглядные пособия, раздаточный материал, текст Конституции РФ.Основные понятия:
- Конституция
- Правовой статус личности
- Права человека
- Принципы прав человека
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Фронтальная беседа.
(Повторение ранее изученного)
-Какой закон имеет высшую юридическую силу? (Конституция РоссийскойФедерации.)-В каком году принята ныне действующая Конституция Российской Федерации? (1993)
- Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? (Многонациональный народ.)
-Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации и является гарантом конституционных прав и свобод граждан? (Президент.)
- На сколько лет избирается Президент Российской Федерации? (На шесть лет.)
-Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью?
(Человек, его права и свободы.)
-С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (С 18 лет.)
-На какие три ветви делится власть в Российской Федерации? (Законодательную, Исполнительную, судебную).
-Сколько лет должно быть гражданину Российской Федерации, чтобы стать депутатом Государственной Думы? (18 лет.)
- Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? (Из двух –Совет Федерации и Государственная Дума.)- Кто, согласно Конституции РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ? ( Президент РФ)
- Какая форма правления закреплена в Конституции РФ? ( республика)
- Какие слова содержатся в преамбуле Конституции РФ? (Мы, многонациональный народ)
3.Мотивационный этап
Формулировка темы урока и постановка проблем:
Права и свободы гражданина РФ. Что такое права человека?Где и как закреплены права человека?Какие права есть у человека? Какие обязанности есть у человека?
4.Сообщение нового материала
Что такое права человека?
права человека касаются только взаимоотношений человека и власти;
центральное понятие прав человека - человеческое достоинство;
права человека защищают не любые потребности человека, а те из них, которые связаны с поддержанием человеческого достоинства.
Принципы прав человека:
универсальны - принадлежат всем людям во всех ситуациях;
естественны - принадлежат людям от рождения;неотчуждаемы - нельзя произвольно лишить этих прав (ст.17)
Международные документы по правам человека:
•Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10.12.1948г.)
•Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
•Национальные документы:
•Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)
•Законы Российской Федерации (Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон «Об образовании»...)
Правовой статус человека и гражданина
права
свободы
обязательства
Группы прав:
- Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.
- Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.
- Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.
- Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.
- Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.
5. Изучение нового материала (работа в группах)
Студенты делятся на пять групп. Получают тексты Конституции РФ.
Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".
1 группа: получает задание выписать гражданские права человека.
2 группа: получает задание выписать политические права человека
3 получает задание выписать экономические права человека.
4 группа: получает задание выписать социальные права человека.
5 группа: получает задание выписать культурные права человека.
Студенты работают самостоятельно, учитель наблюдает степень самостоятельности обучающихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию).
По готовности, группы озвучивают перечень прав, остальные конспектируют.
6. Исследовательская работа
Несколько студентов получили задание, изучить дополнительный материал по вопросам темы урока.
Студенты (3-4 человек) представляют результаты своего исследования.
7.Закрепление знаний
Каждая команда получает список прав и ситуации. Нужно соотнести ситуацию и необходимые права и свободы.
Права и свободы гражданина.
1. Равенство прав
2. Право на свободу и личную неприкосновенность
3. Право на тайну переписки, телефонных переговоров
4. Право на жилище и его неприкосновенность
5. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства
6. Право свободно выезжать за пределы страны
7. Право на свободу совести и вероисповедания
8. Право на свободу мысли и слова, свободу массовой информации
9. Избирательные права
10. Право на свободную предпринимательскую деятельность
11. Право на частную собственность
12. Право наследования
13. Право на труд, трудовые права
14. Право на отдых
15. Право на детство
16. Семейные права
17. Право на социальное обеспечение
18. Право на пенсионное обеспечение
19. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
20. Право на получение бесплатного среднего образования
21. Право на получение высшего образования на конкурсной основе
22. Право на судебную защиту
23. Право на свободный выбор профессии
24. Потребительские права
1. Семен Николаевич купил дешевую путевку на заграничный курорт. Он может поехать отдыхать, если Вы можете предоставить ему:
2. Глеб мечтает поступить в юридический институт и стать известным адвокатом. Его мечта может осуществиться, если Вы можете предоставить ему:
3. Виктор решил купить телевизор и поставить его в своей квартире. Для этого Вам нужно предоставить ему
4. У Светланы Матвеевны ухудшилось зрение. Ей необходимо сделать операцию, которую не делают в ее родном городе. Чтобы Светлана Матвеевна могла сделать операцию в столичной клинике, Вы должны предоставить ей:
5. Семен Косолапов решил организовать свою газету, где не исключает помещение материалов, критикующих действия российских властей. Это у него получится, если Вы предоставите ему:
6. Вера Николаевна - глубоко верующая, одинокая пожилая женщина. Для спокойной обеспеченной старости ей в первую очередь необходимы:7. Сергей служит в армии и переписывается со своей девушкой, на которой собирается жениться после службы. Ему совсем не хочется, чтобы его интимные письма читал кто-то еще. Чтобы желания и планы Сергея осуществились, предоставьте ему:
8. Виктору Громову досталась в наследство квартира в городе, в котором он хотел бы жить. Чтобы получить квартиру и прописаться в ней, предоставьте Виктору:
9. Игорь получил серьезную травму. Чтобы вылечиться, ему нельзя работать несколько месяцев. Вы можете помочь Игорю пережить достойно его несчастье, если предоставите ему:
10. Сергея Игнатова арестовали по ложному обвинению. Чтобы помочь Сергею освободиться, Вам необходимо предоставить ему:
11. Алексей Ненашев решил баллотироваться на пост мэра города. Свою избирательную компанию он решил построить на публичной критике действий прежнего мэра. Чтобы планы Алексея смогли осуществиться, ему необходимо предоставить:
12. Ванька Жуков из известного рассказа А.П.Чехова еще мал для того, чтобы работать. Сейчас его сверстники учатся, потому что у них есть:
13. После трудной насыщенной событиями недели Борису захотелось целый день провести в одиночестве и перечитать любимую книгу. Вы поможете Борису в осуществлении его планов, если предоставите ему:
14. Татьяна Борисова увидела объявление о приеме на работу по ее специальности. Ей хотелось бы, чтобы при приеме на устраивающую Татьяну работу учитывалась только ее квалификация, а не национальность, возраст или пол. Желания Татьяны правомерны, если Вы предоставите ей:
15. Валерий Петрович верующий человек и хотел бы посетить христианские святыни в Иерусалиме. Можете ли вы ему предоставить:
16. Юлия Сомова окончила заочный институт и хотела бы сменить профессию. Однако Юлию не хотят отпускать с прежнего места работы. Вы ей поможете, если предоставите:
17. После окончанию школы Виталий хочет поступить в финансовую академию и впоследствии открыть собственную финансовую кампанию. Для осуществления планов Виталия предоставьте ему:
18. В результате автомобильной катастрофы погибли родители Павлика. Чтобы иметь полноценное детство, Павлику необходимы:
19. Алла Петровна очень любит свою внучку. Внучка живет со своей матерью, которая развелась с сыном Аллы Петровны. Алла Петровна любит, когда внучка ее посещает, и при этом нравится дарить внучке небольшие подарки со своей пенсии. Для этого Алле Петровне необходимы:
20. Политический деятель Сергей Беляев выдвинул свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу. Он часто беседует по телефону со своими помощниками и не хотел бы, чтобы содержание этих переговоров стало известно его политическим противникам. Предоставьте Сергею:
21. Андрей Котов хочет переселиться в Москву и купить там квартиру. Он сможет это сделать, если Вы предоставите ему:
22. Представьте себе, что Вы вернулись из командировки, а в Вашу квартиру вселились посторонние люди и не хотят оттуда уходить. Ситуация невероятна лишь в том случае, если у Вас есть:
23. Люда Федотова заболела туберкулезом позвоночника. Ее отправили в детский туберкулезный санаторий, где она должна была провести лежа в постели как минимум год. С первого сентября в ее палату стали приходить учителя, которые продолжили ее обучение. Через год ее болезнь вылечили, и она вернулась в свой прежний класс. Чтобы Люда не осталось больной и безграмотной, предоставьте ей:
24. Могут ли Вас сделать рабом? Конечно же нет, если у Вы имеете:
25. Юрий Петрович решил приватизировать свою квартиру и завещать ее своему внуку. Это станет возможным, если Вы предоставите Юрию Петровичу и его внуку:
- Команды выступают с решениями задач
8. Итоги урока.
Выставляются оценки и домашнее задание, повторить весь изученный материал за два урока. Подготовка к тесту.
Литература.
Основные источники
1. Боголюбова Л.Н. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2012.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» / СЗ РФ. – 1998. – № 31.
8. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) / СЗ РФ. – 2002. – № 22.
9. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.
Дополнительные источники:
1. Единый государственный экзамен. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. – М., 2015.
2.Школьный словарь по обществознанию: учебник пособие для10-11кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова и Ю.И.Аверьянова.-М.,2013.
Интернет источники
1. «Обществознание в интернете» адрес доступа: http://danur-w.narod.ru/
2. «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2011» режим доступа
http://obshestvo.egepedia.ru/doku.php
3. «Обществознание. Шпаргалки по обществознанию» режим доступа: http://obhestvoznanie.ru/
4. «Информационный портал, посвященный вопросам истории и обществознания» режим доступ: http://www.ist-iv.ru/prezent_ob.html
5. Правовая база данных «Гарант»: http://www.garant.ru
6. Сайт «Конституция Российской Федерации»: http://www.constitution.ru/
Приложение.
Тест по теме: Права человека и гражданина.
1.Какой международный правовой акт является основополагающим
в области прав человека?
а) Договор о сотрудничестве между двумя странами,
б) Соглашение о двойном налогообложении,
в) Всеобщая декларация прав человека,
г) Пакт о политических правах.
2. Как называются основополагающие права, принадлежащие человеку
от рождения?
а) гражданские,
б) политические,
в) культурные,
г) естественные.
3. В каком году была принята Всеобщая декларация прав человека?
а) 10 декабря 1946г.,
б) 10 декабря 1948г.,
в) 10 декабря 1958г.,
г) 10 декабря 1989г.
4. Куда следует обратиться, если права человека оказались грубо
нарушены?
а) к Генеральному секретарю ООН,
б) в суд,
в) к обидчику,
г) к другу.
5. К какому виду прав относятся права на жилище, на охрану здоровья,
на социальное обеспечение?
а) к гражданским,
б) к политическим,
в) к экономическим,
г) к социальным.
6. Закончите следующее утверждение: «В соответствии со статьей 35
Конституции РФ право частной собственности …»
а) признается чуждым демократическому государству,
б) охраняется законом,
в) допускается в виде исключения.
7. Закончите определение: «Права человека – это …»
а) законы, по которым живет человек;
б) охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность
что-то делать, осуществлять;
в) те нормы, которые человек придумал для себя сам.