Статья Патриотическое воспитание в системе работы учителя начальных классов как компонент развития личности будущего гражданина


Патриотическое воспитание в системе работы учителя начальных классов как компонент развития личности будущего гражданина
«История культуры - это история
человеческой памяти, история
развития памяти, её углубления
и совершенствования»
Академик Д. Лихачев
Всё начинается с малого. И любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу или селу, к родному языку начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Постепенно изменяя свои берега, эта любовь к близкому тебе переходит в любовь к родной стране – её истории, традициям, становится общечеловеческим понятием. Изучая историю своего народа, его культуру, человек учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. Таким образом, он связывает для себя прошлое и будущее, чтобы они стали для него чем-то единым, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени.
Если человек не любит рассматривать старые фотографии своих родителей, стыдится прошлого, не ценит память о них – значит, он не любит их. Если человек предпочитает старым улицам новостройки, значит, он не любит свой город, свой посёлок, своё родное село. Если человеку не дороги памятники истории своей страны – это значит, что он равнодушен и к своей стране.
Вот уже более 70 лет Сталинградская битва приковывает к себе пристальное внимание самых широких кругов отечественной и мировой общественности, людей науки и искусства, гражданских и военных и прежде всего, истинных патриотов своей Родины, кому дорога память о её славном драматическом прошлом, кто болеет её настоящим и озабочен будущим.
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание патриотической личности. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России, любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважения к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни это величайшая национальная ценность патриотизма.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением, а поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать молодёжь с младшего школьного возраста. Прививать доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, человечность. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, чтобы мы ни в чём не нуждались, чтобы нам было хорошо. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили семью, тот уголок, где они родились и выросли.
В своей работе по патриотическому воспитанию среди учеников мною используются различные методы и приёмы:
- беседы, посвященные истории нашей Родины, нашего края, города и района;
- чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим обсуждением прочитанного материала;
- проводятся тематические классные часы (например: «Уникальный Волгоград», «Я – волгоградец», «Волгоград – город памятник» и т.п.
- просмотр фильмов по истории и окружающему миру, цель которых вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины;
- рекомендую всем педагогам на каждом уроке уделять несколько минут патриотическому воспитанию. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению, А также привлекать родителей обучающихся помогать своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи.
Ребенок младшего школьного возраста лучше воспринимает и запоминает информацию, которую увидел, потрогал, ощутил. Большое значение в реализации принципа наглядности отводится экскурсиям по родному краю.
Волгоград – город, жителей которого объединяют сильные патриотические чувства еще со времен Великой Отечественной Войны. Этот факт особенно актуален для учителей. А поэтому с первого класса в нашей школе уделяется большое внимание работе по патриотическому воспитанию обучающихся посредством экскурсий по родному городу, краю. Формы экскурсий следующие:
- пешеходные прогулки по окрестностям нашего района «Улица носит имя героя», «Танковая башня – передний край обороны» и т.п.;
- автобусные экскурсии (Волжская ГЭС с посещением памятника гидростроителям «Слава строителям коммунизма»- выезды в музеи («Первенец тракторостроения» экскурсия в музей Тракторного завода, в Волгоградский Государственный музей – панораму «Сталинградская битва» и т.д.);
- путешествия «не выходя из класса» (презентации, устные журналы, сообщения детей, видеофильмы, исследовательские работы).
Цель каждой экскурсии – это знакомство с героическим прошлым родного города, достопримечательностями, истории Волгограда и Волгоградской области.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его к творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интерес, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
Литература:
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
 2. Пашкович А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009
3. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011