Статья «Воспитание Гражданина в условиях внедрения ФГОС в начальной школе».



«Воспитание Гражданина в условиях внедрения ФГОС в начальной школе».
Цивилева Л.А., учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Баргузинская средняя общеобразовательная школа».
Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, одной из задач которого является развернуть школу на воспитание, предполагает, что «одной из ключевых составляющих в структуре основной образовательной программы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся». «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Начальные классы – главная отправная точка любого ребенка в мир большого образования и культуры. Насколько же велика ответственность учителя младших школьников за их будущее! Младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Я считаю его наиболее продуктивным для воспитания совестливости, честности, правдивости, ответственности, милосердия, отзывчивости, сострадающей и сочувствующей личности. Следует, однако, заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела истина, и стариною бредит новизна.
Я думаю, что сегодня каждый из учителей стремится, чтобы на каждом уроке присутствовали добро, истина, красота. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературного чтения.
Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир. На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно-христианские добродетели. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю детям поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Следует отметить, что сложность восприятия детьми текста, который имеет духовную направленность, возникает, как правило, в результате их малого личного духовного опыта. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало. Какая литература предлагает богатый материал для духовного становления ребенка?
На уроках я использую произведения таких авторов, как А.С.Пушкин, И. А. Крылов, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, К. Ушинский, А. Куприн и др. В разделе « У истоков детской русской литературы» по литературному чтению в 4 классе мы познакомились со статьями Н.И Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Целью данного урока было организовать деятельность детей по формированию умений работы с нравоучительной статьей, умений составлять нравоучительную статью. Я предложила детям поработать «исследователями», поработать в парах и группах. После чтения текста попросила объяснить значение слов и выражений, не употребляемых в настоящее время в современном русском языке, т.е. как бы «перевести» их. Вот перечь вопросов, на которые дети давали свои ответы на данном уроке:
К какому выводу пришел Федор, избавившись от своей «худой привычки»?
Итак, прочитав и проанализировав текст, к какому выводу вы пришли?
Отличается ли статья Н.Новикова от рассказов, которые вы читаете в детских журналах?
Это статья из журнала «Детское чтение для сердца и разума».
-О чем эта статья?
Какой, на ваш взгляд, является статья - «для воспитания сердца», т.е. нравоучительная или «для обогащения ума»?
Встречали ли вы в современной детской литературе «нравоучительные» произведения? (т.е. такие, которые воспитывают, дают советы, объясняют человеческие поступки, поведение) От какой вредной привычки хотели бы избавиться вы? А вы знаете, как это сделать?
Детям было предложено написать сочинение в стиле нравоучительной статьи. В помощь дана рабочая тетрадь. Представлены темы на выбор (о глупости, гордости, безделье, страхе, жадности, зависти, глупости, злости, клевете, лени, лести, лживости, обмане, хитрости, неряшливости, зазнайстве). Перед началом сочинения, дети искали пословицы и поговорки на выбранную тему и с помощью них развернули тему своего сочинения. Придумали короткую и простую историю, из которой сделали поучение-вывод, которым и закончили свое сочинение.
В 4 классе в расписание введен курс «Основы светской этики», который предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.
Найти основу духовно нравственного развития детей можно и на уроках музыки. Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку, потому что в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики (Бетховен, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.). На одном из уроков музыки познакомила детей с « Детским альбомом» П.И. Чайковского. Его произведения заставляют детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Музыка, как всегда у Чайковского, развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается - все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывающие перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.
Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Давая слушать детям классическую музыку, мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение , не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно – нравственного становления личности. Каждый воспитанный человек должен быть готов к посещению храма музыки, как иногда называют театр оперы и балета. Поэтому несколько уроков музыки были объединены общей темой «Путешествие в театр». Посредством виртуального путешествия дети познакомились с различными видами театров, приобретая опыт глубокого погружения в мир музыки. Хоть и живем мы в красивом сибирском селе, с богатым историческим прошлым, но, к сожалению, театров у нас нет. Какова же была моя радость, когда узнала о предстоящих гастролях Бурятского театра оперы и балета в нашей Баргузинской долине! Все дети нашего класса с большим желанием и любопытством отправились на концерт. Мне же очень хотелось увидеть, какой эмоциональный отклик появится у моих детей во время концерта, каким же окажется их уровень музыкальной культуры? По тому, как блестели их глаза, лица светились от улыбок, а ладошки не уставали дарить артистам бурные аплодисменты, мне стало ясно, что моя работа приносит свои плоды! А на завтра в классе дети устроили бурные обсуждения просмотренных номеров знаменитых артистов и высказали предложение всем классом, вместе с родителями посетить настоящий театр Оперы и балета! Далеко не каждый зритель  после первого посещения театра оперы и балета  захочет вернуться туда еще раз.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.