Квест-игра, направленная на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних Раскрой преступление
Городской конкурс программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
Методическая разработка:
Квест-игра «Раскрой преступление»
Автор разработки: Базанова Екатерина Андреевна,
социальный педагог средней школы № 83
г. Ярославль
2016 г.
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Наблюдается рост правонарушений и преступности в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей. Все это является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Цель мероприятия: повышение уровня правовой культуры учащихся
Задачи:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
3. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
Форма мероприятия: квест-играМетоды: практические (познавательные задания), наглядные (кодексы) и словесные (чтение, рассказ).
Возрастная группа: 6-7 классы
Место проведения: актовый зал, кабинеты школы
Оборудование, оформление: микрофон, УК РФ, КоАП РФ, наглядные материалы с заданиями. По школе развешаны указатели со знаками команд. В кабинетах на полу и стенах приклеены следы и отпечатки ладоней.
Методические советы на подготовительный период: Для проведения данного мероприятия в нашей школе мы привлекли отряд правоохранительной направленности «Юный друг полиции». Если в школе не создан подобный отряд, можно подготовить старшеклассников для проведения данного мероприятия. В подростковом возрасте референтной группой становятся сверстники, соответственно информация, которую будут подавать ведущие, будет восприниматься младшими школьниками как предупреждение, совет от старших товарищей.
Ход проведения: Команды собираются в актовом зале. В игре принимает участие 3 команды. Каждая команда состоит из 5-6 человек. Команда должна выбрать капитана и придумать название. Жюри формируется из учителей в количестве 3 человек.
Игра состоит из 2 частей: представление и конкурс. Представление – на данном этапе ведущий представляет каждую команду, ее название и членов жюри.
Конкурсная часть состоит из 4 заданий:
Угадай-ка – командам необходимо разгадать кроссворд, в котором зашифрован тот, кто совершил преступление
Соображай-ка – командам необходимо определить к какому виду ответственности относится данное нарушение
Узнавай-ка – командам необходимо с помощью кодекса найти нужную информацию
Раскрывай-ка – командам необходимо решить подлежит ли несовершеннолетний ответственности за данное нарушение и какой вид наказания возможен.
Методические советы организаторам: Необходимо заранее продумать в каких кабинетах будет проходить игра каждой команды. Для обеспечения равенства возможностей кабинеты должны находиться на примерно равном расстоянии от актового зала. Необходимо заранее приклеить знаки-указатели для команд в коридорах школы, следы в классах, спрятать кодексы, распечатать задания.
Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата: Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры. Команда, которая придет к финишу первой получит за это дополнительно 2 балла, команда, которая придет к финишу второй получит за это 1 дополнительный балл. Если команда не справляется с каким-то заданием, то Хранители комнат могут предложить обменять одного участника команды за подсказку.
Сценарий проведения квест-игры «Раскрой преступление»
Ведущий: Внимание! Произошло преступление. Вам предстоит раскрыть его и решить какое наказание грозит за это преступление. Сейчас я выдам вам знаки-указатели (для каждой команды один свой знак), по которым вы должны найти путь в свою комнату, в которой произошло преступление. Знаки для команд: лупа, погоны, наручники (см. приложение). После выполнения всех заданий в своей комнате вы должны вернуться в актовый зал. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда, которая придет к финишу первой получит за это дополнительно 2 балла, команда, которая придет к финишу второй получит за это 1 дополнительный балл. Удачи вам! Мы начинаем!
Задание 1 «Угадай-ка»
В каждом классе команду встречает Хранитель комнаты.
Хранитель комнаты: У нас произошло преступление! Вам нужно поскорее раскрыть его. Вот ваше первое задание. Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете, кто совершил преступление.
1 ЗА К О Н Е 2 ПРЕ С Т У ПЛ Е Н И Е 3 У Г О Л О В Н А Я 4 ПРА В О Е 5 ПРИ Г О В О Р6 ПРА В О Н А РУ ШЕ Н И Е Е 7 Н А К А ЗА Н И Е Н 8 О Б Я ЗА Н Н О С Т Ь Л 9 К О Д Е К С 10 А Д М И Н И С Т РА Т И В Н А Я Н 11 К О Н Ф Л И К Т Й Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства.
Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Какая ответственность следует за совершение общественно опасного деяния, посягающего на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок
Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.
Решение принятое в ходе судебного заседания.
Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Мера воздействия против совершившего преступление, проступок.
Определённый круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Как называется свод законов, регламентирующий ответственность в административном/уголовном праве?
К какой ответственности привлекаются за нарушение правил дорожного движения?
Столкновение, серьёзное разногласие, спор.
ОТВЕТ: Несовершеннолетний
За правильно выполненное задание Хранитель выдает команде 1 жетон.
Задание 2 «Соображай-ка»
Хранитель: А теперь я рассажу вам о видах юридической ответственности за нарушения. Внимательно слушайте, это поможет вам в выполнении следующего задания.Существует 4 вида юридической ответственности:
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)
Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:
1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)
3. Избил одноклассника (Уголовная)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
5. Совершил прогул учебных занятий в школе (Дисциплинарная)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
7. Разбил мячом окно. (Гражданская)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
9. 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки. (Гражданская).
10.Управление машиной в нетрезвом состоянии. (Административная).
11. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)
12. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
По итогам выполнения задания детям дается за каждый правильный ответ жетон, если команда правильно отвечает на 6 заданий, то ей выдается кодовое слово: КОДЕКС. Если команда не набирает 6 правильных ответов, то Хранитель предлагает обменять кодовое слово на одного участника команды.
Кодекс спрятан в кабинете (на видном месте). Дети должны найти его.
Задание 3 «Узнавай-ка»
Дети ищут кодекс и находят в нем записку:
«С какого возраста наступает уголовная/административная ответственность? (вид ответственности зависит от вида спрятанного кодекса УК РФ или КоАП РФ). Ответить на вопрос вам поможет № 20 (если спрятан УК РФ), № 2.3 (если спрятан КоАП РФ)».
Дети должны догадаться, что это номер статьи.
За правильно найденный ответ Хранитель дает команде 1 жетон.
Задание 4 «Раскрывай-ка»
Хранитель: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви и отпечатки рук. (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов и отпечатков вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании преступления.
Слова на следах:
- для первой команды
14 лет
Телефон
Куртка
Долг
Шантаж
Статья 158
- для второй команды
16 лет
Друзья
Деньги
Алкоголь
Мы – взрослые
Статья 20.20
- для третьей команды
Ссора
14 лет
Подкараулил
Драка
Перелом руки
Статья 112
Хранитель: Как вы думаете что произошло? (дети высказывают свои версии случившегося)
Хранитель выдает карточку с описанием преступления.
Для первой команды:
Ване 14 лет. Он взял в долг 500 рублей у своего знакомого, но отдать не смог. Знакомый начал шантажировать подростка, что если он не отдаст деньги, то он расскажет об этом его одноклассникам. Ваня решается пойти на преступление. Когда он утром вешал в раздевалке курточку, то заметил в одной из курточек в кармане мобильный телефон. Ваня незаметно вытащил его и спрятал.
Подлежит ли Ваня ответственности? Какой вид наказания ему грозит?
Для второй команды:
Пете 16 лет. Вечерами он гулял в компании сверстников. В тот день у одного из подростков был день рождения. Родители дали ему деньги, чтобы сходить с друзьями в пиццерию. Но подростки решили, что они уже достаточно взрослые и купили на эти деньги несколько бутылок пива, чипсы, сухарики. Ребята пошли в парк и отпраздновали там день рождение. Подростки привлекли своим поведением внимание взрослых, был вызван наряд ППС.
Подлежит ли Петя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?
Для третьей команды:
Вите 14 лет. Он сильно поссорился со своим лучшим другом. Витя затаил обиду и после школы подкараулил приятеля в подъезде. Подростки снова начали ругаться, Витя первым ударил бывшего друга. Завязалась драка, в ходе которой Витя толкнул мальчика, тот упал и сильно ударился рукой. Вечером мальчик с родителями съездил в травмпункт, где были зафиксированы все телесные повреждения. Был поставлен диагноз – перелом руки, экспертиза присвоила нанесение вреда здоровью средней тяжести.
Подлежит ли Витя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?
Для ответа на вопрос дети могут использовать кодекс.
ОТВЕТЫ:
Для первой команды – да, подлежит, так как уголовная ответственность по данной статье (кража) наступает с 14 лет. Наказание – штраф в размере до 80000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 460 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.Для второй команды – да, подлежит, так как административная ответственность по данной статье (распитие спиртных напитков) наступает с 16 лет. Наказание – наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 руб.
Для третье команды – да, подлежит, так как уголовная ответственность по данной статье (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) наступает с 14 лет. Наказание – ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет
Хранитель: Теперь, когда вы определились должен ли быть наказан преступник за свой поступок вам нужно вернуться в Актовый зал и сказать свое решение членам жюри.
Дети возвращаются в Актовый зал, зачитывают жюри ситуацию и объясняют свое решение. Жюри за полностью правильный ответ дает команде 2 жетона, за частично правильный ответ – 1 жетон. Также жетонами поощряются команды пришедшие первыми и вторыми.
Команды отдают все жетоны для подсчета членам жюри. Подводятся итоги игры, награждается победитель.
Список используемой литературы:
Уголовный Кодекс РФ
Кодекс об административных правонарушениях РФ
http://festival.1september.ru/articles/632237/https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-predmetu-chelovekobschestvopravo-tema-ugolovnoe-pravo-ugolovnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih-1043982.htmlhttp://ped-kopilka.ru/blogs/rima-ahatovna-afanaseva/pravovye-zadachi-po-obschestvoznaniyu-dlja-shkolnikov-7-9-klasov.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2012/11/19/pravovaya-viktorina-my-vybiraem-zhizn-po-zakonu