Интегрированный урок литературы А Кастеев и А Кунанбаев

2
г. Ерейментау.













































Учитель:
Куренбаева Г.И.







2004г.
Урок - вернисаж
(интегрированный)

Тема: Абылайхан Кастеев и Абай Кунанбаев – перекличка времен.
Цели: способствовать расширению кругозора вызвать заинтересованность в самостоятельном изучении биографий двух великих художников. Развивать художественное воображение.
Оборудование: грамзапись «Вернисаж» Р. Паулса в исполнении Л. Вайкуле, В. Леонтьева, репродукции картин Кастеева, фотографии, портреты Кастеева, Абая, видеофильм. « Я называю его отцом».

Лексико-орфографическая работа: вернисаж - торжественное открытие художественной выставки, Абая-«осмотрительный, вдумчивый».
Искусствовед: знакомит творчеством Абылхана Кастеева.
Литературовед: с творчеством Кунанбаева.
Чтецы: читают наизусть стихи разных циклов.

План.
Посещение вернисажа. Викторина по творчеству Кастеева.
Абай – выдающийся поэт, мыслитель, родоначальник новой казахской литературы.
Просмотр видеофильма «Я называю его отцом».
Обзор творчества Абая. Цикл ранних произведений. Цикл стихов о временах года. «К порывам юные сердца зову», «любовь-любовь!»

Задание классу: Прослушав сообщения, ответьте на вопросы:
а) В чем, по-вашему, перекликается стихотворение «О казахи мои, мой бедный народ!» С произведениями поэтов «Зар заман»?
б) Почему Абай создает целый цикл стихотворений о временах года? В чем перекликаются произведения Абая и Абылхана?
в) Какие советы прозвучали в стихотворениях Абая?

Звучит песня «Вернисаж».

Бар азаа аты аѕыз
µастеев – бiздiѕ атамыз
Крiп салёан суретiн
М„з – мейрам боп жатамыз.


Учитель:
Художник – самородок Абылхан Кастеев за 40 лет каждодневного напряженного труда создал более тысячи живописных картин и акварельных работ. На вернисаж приглашает нас экскурсовод Акст К.
Экскурсовод: Уважаемые друзья! Мы совершим заочное путешествие в Государственный музей искусств РК, носящий имя первого профессионального художника-казаха, Абылхана Кастеева, чей 100-летний юбилей по решению ЮНЕСКО отмечено как выдающееся событие и включен в международный каталог знаменательных дат 2004г. Родился А. Кастеев в семье скотовода недалеко от Джаркента. С юных лет и до конца жизни был трудолюбив, настырен, упорен. Это дало ему впоследствии право сказать читателем журнала «Пионер» 40 годов: «Я закончил университет жизни».
Его творческая деятельность началась 1929 году, когда Качтеев учился в художественных студиях Алматы у Николая Гавриловича Хлудова и Москвы – у Ильи Бродского. Художник – самородок Абылхан Кастеев за сорок лет каждодневного напряженного труда создал более тысячи живописных полотен и акварельных работ.
Пейзаж в творчестве художника занимал особое место, потому что в этом жанре он лучше всего выражал свою любовь к родному краю.
Выдающийся художник и человек чистой совести, Абылхан Кастеев был неразрывно связан с судьбой своего народа: Именно народ, его день вчерашний и сегодняшний давали ему темы для воплощения на полотнах. Художник писал картины для них, потому что он великолепно знал жизнь простых людей. Поэтому он является народным художником Казахстана.
Чтобы Кастееву по праву принадлежало одно из первых мест в современном изобразительном, искусстве, вполне достаточно было бы его замечательной портретной галереи. Перейдем к портретам. Давайте рассмотрим: чьи же эти портреты? Готовы к викторине?

Догадайтесь, о какой картине идет речь, если известно, что человек, изображенный на ней:
сирота из бедной скотоводческой семьи:
был талантливым учеником Николая Гавриловича Хлудова.
Стал первым профессиональным художником – казахом. (автопортрет А. Кастеева)
Узнайте картину, если известно,
Что человеку, изображенному на ней, по словам Ю. Домбровского, не больше семнадцати.
Что у героя «уже высокий, чистый лоб мыслителя, ясный, пытливый взгляд».
Что в чистом юношеском лице, твердой линии бровей, взгляде, устремленном, в себе самого есть что-то от великих мыслителей Востока. - Ибн-Сины, Рудаки, Омара Хайяма.
Узнай картину, если известно, что человеку, изображенному на ней.
Дали имя древней горы.
В. Рождественский посвятил стихотворение
Я вижу снова мудрого акына
В бобровой шапке, с посохом в руке,
И струн его не позабыть мне гула –
Пусть на чужом, но братском языке.
Ему принадлежит стихотворение, с которым он обратился к жителям осажденного города на Неве осенью 1941г.
(Жамбыл)
Узнай картину, если известно, что человек, изображенный на ней,
Просветитель – демократ
Был действительным членом Российского географического общества.
Вошел в мировую науку как исследователь истории и культуры Семиречья.
Что изображено на этой картине, если известно, что
Это был аул №3 Малоалматинской области, Семиреченской губернии.
Это место названо именем казаха Пусурманова.
В настоящее время – это одна из достопримечательностей Казахстана.
(Медео).
Художник выделяет и подчеркивает личность поэта – просветителя, в него он поверил. - Это Абай.
Учитель: Ибрагим Кунанбаев Абай, – выдающийся поэт, мыслитель, просветитель – демократ, родоначальник реалистической литературы. Родился в Чингистауском районе Семипалатинской области. Учился в медрес
·е в Семипалатинске. Постоянное вмешательство отца заставило Абая бросить учебу и вести дела, разбирать феодально-родовые тяжбы, всевозможные споры, жалобы в аулах, чтобы сделать из него влиятельного правителя – бия.
Постоянное присутствие Абая при разборе тяжб, где нередко на словесных турнирах приходилось слышать отточенное красноречие, изворотливость, логику отдельных талантливых биев – ораторов, частые разъезды по аулам в качестве посланника отца были небесполезны для будущего поэта. Перед Абаем открылся сложный мир, жизнь разных слоев общества, беззаконие и несправедливость. Уже в 15 лет Абая, вступил в споры, участвуя в разборе сложных дел, демонстрировал свои знания и беспристрастие. При самостоятельном разборе спорных дел Абай показал себя поборникам правды, справедливости. Выявляя действительных виновников беззакония и преступлений, он требовал их наказания.
Он стал искать пути развития своего народа, выхода из состояния экономического и духовного застоя. Средством общего развития Абай считал распространения просвещения, знаний, культуры. Абай создает стихотворения, глубоко волнующие его мыслящих современников.

Просмотр видеофильма «Я называю его отцом».

Сообщение учащихся №2. Большое место в лирике Абая занимает социальная тематика. Поэт осуждает пороки современного ему казахского общества. Он обрушивается на алчность, беззаконие богачей, чиновников. В стихотворении «О казахи мои, мой бедный народ!» – поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, «из-за денег и власти кипит вражда». Поэт обращается к народу. (Ученик читает стихотворение).
О казахи мои, мой бедный народ!

Жестким усом небритым прикрыл ты рот
Кровь на правой щеке, на левой – жир
Где же правда? Твой разум не разберет.
Ты и с виду не плох, и числом велик
Почему же, скажи, так обманчив твой миг?
Ты не хочешь добрым советом внимать
Режет всех без разбора твой серый – язык
Власть не можешь явить над своим добром.
Спишь тревожным сном и тревожишься днем
То заносчив, а то с обидой глядишь
Постоянен в непостоянстве одном
Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд.
Изуродовал душу твою, народ
Ни надеюсь на исправленье твое
Коль судьбу свою в руки народ не берет
Родич с родичем спорят из-за пустяков
Богом отнят их разум, удел их таков
Ни единства, ни чести, везде разлад
Стало меньше в степях табунов, косяков.
Из-за денег и власти кипит вражда
Ты бессилен, а спор ведут господа
Если накипи этой не смоешь с себя
В унижении, в страхе ты будешь всегда
Разве можешь ты быть спокоен душой
Если горки не в силах взять небольшой
Если стойкости нет, если твердости нет.
Разве можешь ты быть доволен собой?
Если кто-либо верный укажет путь
Ты его клеймишь неразумной хулой.
Сообщение № 3.
Большое место в лирике занимает цикл стихотворений о временах года. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и страдании, в светлых и мрачных тонах.
Безмятежно и радостно звучит стихотворение «Лето»
Лето – солнечная пора!
В тучных, шелковых травах степь,
От душистых цветов пестра,
К полноводной реке аул
На кочевье пришел с утра.
Сурова осень в степи: «Тучи серые, хмурые, дождь недалек. Осень. Голую землю туман заволок». Оголенные деревья стоят, как нищие старцы.
В стихотворении «Ноябрь – преддверие зимы» рисуется тяжкая доля бедноты. Уже поздняя осень, над степью «воют» холодные ветры, бушуют снежные бураны. Но бой не спешит на зимовку, «чтоб окрестные луга до снега не топтать». Ему нет дела до того, что беззащитные семьи мерзнут, голодают.
И для ребенка нет костра, и в юрту натекло,
И улетучилось давно последнее тепло,
А старикам – совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнце нет, и ветер воет зло.
И завершает цикл о временах года описанием зимы. Абай зиму рисует в образе шагающего по степи старого свата, белого деда.

Сообщение № 4.
О чем бы не писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт – мыслитель, философ, человек, живущий трагедиями и надеждами своего народа. Абай напряженно размышляет о настоящем и будущем, о месте молодежи в обществе. Молодость, по мнению Абая, лучшая пора в жизни человека, когда у него формируется наиболее ценные качества личности. Абай верит в молодежь, рисует идеал человека в стихотворении «Будь разборчив в пути своем».
С трогательной заботой о молодежи исполнено стихотворение «Джигиты, дорог смех, не шутовство», в кабинет поэт призывает молодых людей к активной, содержательной жизни.
В стихотворении «Пока не знаешь - молчи» Абай предостерегает молодежь от пяти «врагов» - злословия, лжи, хвастовства, безделья, мотовства – и призывает обладать – разумом, добротой, упорством, скромностью, трудом.

III. Заполняем все вместе таблицу.
Что знал? Что нового узнал? Чему удивился?
IV. Вопросы и задания классу. Обсуждение вопросов.
V. Составление синквейна.
VI. Итог вывод.
VII. Д/з. Творческое задание: сравните «Поучение В. Мономаха» - и
слова назидания Абая Кунанбаева.












Заголовок 1 Заголовок 215