Урок литературы на тему:«Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе» (6 класс)

Урок «Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор в рассказе»
Цели:
Образовательные:
Познакомить с творчеством писателя.
Вызвать интерес к его книгам.
Вызвать интерес к «малой Родине»
Познакомить с категорией комического.
Развивающие:
Развивать грамотную, связную речь.
Воспитательные: 
- Воспитывать культуру общения. - Воспитывать чувство патриотизма. Оборудование и наглядность: Эпиграф: «Смешно сказать – великое дело и большое искусство» Лебедев А.А.
видеофрагмент выступления Искандера в программе «Вокруг смеха». Литература: Лебедев А.А. «И смех, и слезы, и любовь» // Литература в школе 1991, №2.
План урока:
Оргмомент (1 мин.).
Психологическая подготовка (просмотр видеофрагмента; 5 мин.).
Слово о писателе (10 мин).
Комментированное чтение (26мин.)
Итог урока (2 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).


Ход урока

1 Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания
Чтение 2-х сочинений (по вариантам) по рассказу В.Распутина «Уроки французского»
3. Психологическая подготовка: Дети смотрят фрагмент из программы «Вокруг смеха», где Искандер читает рассказ о своем поступлении в литинститут. Ученикам не объявляется о том, кто выступает, после просмотра учитель говорит: 4. Слово о писателе:  Сейчас мы с вами увидели фрагмент выступления известного писателя, нашего современника Фазиля Абдуловича Искандера. Каковы ваши впечатления от увиденного видеофрагмента?

5. Беседа о видеофрагменте
Арсений подготовил для нас небольшую биографическую справку о В.Искандере. Послушаем его.

6. Индивидуальные сообщения
Как вам уже стало известно, судьба Искандера очень тесно связана с Абхазией. Детство его было нелегким, потому что отец Искандера в 30-ые годы был выслан из Советского Союза и будущий писатель воспитывался в семье родственников по материнской линии. Но, несмотря на это, Искандер никогда не чувствовал себя одиноким и отчужденным, так как тепло родного дома было для него неразрывно связано с «малой родиной», любовь к которой он пронес через всю жизнь. И неслучайно его первый поэтический сборник назывался “Доброта земли”, где «земля» означает отчий дом, в котором тебя всегда ждут, в котором тебе всегда рады. 7.Слово учителя Вся жизнь Фазиля Искандера была связана со словом: он работал корреспондентом различных газет, занимался библиотечным делом. Свой творческий путь он начал как поэт, но настоящая слава пришла к нему после выхода в свет прозаических произведений. Проза Искандера затрагивает самые разнообразные темы, обращена к самому широкому кругу читателей. Одним из самых главных достоинств произведений писателя всегда был юмор. Неслучайно эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стали слова, сказанные о творчестве Фазиля Искандера литературным критиком Лебедевым А.А.: «Смешно сказать – великое дело и большое искусство». Мы с вами знаем, что юмор – это очень серьезное оружие, и далеко не каждый писатель умеет пользовать им. Юмор, помимо прочего, это еще и очень действенное лекарство, способное поднять человеку настроение или обратить внимание на какие-либо недостатки. Вот с таким многоликим юмором мы и встретимся в рассказе Фазиля Абдуловича Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
8 Первоначальное восприятие текста: 
Какое имя в названии рассказа вам уже знакомо? И.Коваленко напомнит нам, кто такой Геракл и какие подвиги он совершил.

9. Индивидуальные сообщения о Геракле.
- Итак, чем же необычно название рассказа Ф.Искандера?
Попытаемся выяснить, кого называет писатель именем легендарного героя и и что за подвиг он совершил.

10. Анализ текста
- Что еще в рассказе связано с Грецией?
( Пифагор – древнегреческий ученый, математик; греческое происхождение учителя. Его отчество – Диогенович – напоминает о философе Диогене. Упоминаются басни Эзопа).
- Перечитайте в учебнике слова самого Ф.Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Как можно связать их с этим рассказом?
(Искандер с юмором пишет о серьезных вещах, и это делает поднимаемые проблемы еще более серьезными)
- От чьего лица ведется повествование?
(От лица пятиклассника)
- Рассказом о каком герое начинается повествование? Что мы узнаем о Харлампии Диогеновиче? Как он добивался образцовой дисциплины на уроках? Что было главным оружием учителя?
(стр. 170. )
11. Чтение эпизода «Опоздание ученика»
- Перечитаем эпизод опоздания ученика. Почему ситуация воспринимается как комическая?
(стр. 171 – 172. Смех вызывает несоответствие ученика, позволяющего себе опаздывать, и титула, которым его награждает учитель)

12. Чтение эпизода «На контрольной»
- Обратим внимание на эпизод «На контрольной» стр. 172-173.)
- Почему учитель не делает замечания Авдеенко за списывание?
(Списывающий Авдеенко в неестественной позе выглядит смешным, жалким и нелепым. Поэтому учитель старается пробудить в нем чувство собственного достоинства: уважающий себя человек не захочет попасть в смешное положение из-за собственной лени или нечестности).

13. Пересказ эпизода, когда в смешное положение попадает сам рассказчик.
- Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготовлениями палача»? (стр. 176)
Он не решил дома задачу, успокоив совесть тем, что никто ее не решил, и теперь ждал расплаты.
- Понял ли учитель хитрость главного героя?
Да, понял (стр. 179 – «мельком взглянув на меня»
- Как учитель использует для высмеивания даже сорванный урок?
Стр. 180 «Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои» - и вызвал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно же, засмеялся)
14. Анализ эпизода «Конец урока»
Стр. 182 От слов «он вынул четки..» до слов стр. 183 «Щелк! На этот раз только одна бусина» Зачем учитель рассказывает эту историю?
- Как чувствует себя герой у доски?
Он чувствует, что он в руках учителя, что класс уже приготовился к спектаклю. Хочет, чтобы «раньше времени не делаться смешным», содрогается «от ужаса т отвращения». Он решает «ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку», но поздно. Он уже поставил себя в смешное положение. стр 185
- Как повлиял этот случай на героя?
Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» Кроме того, это натолкнуло его на философские размышления о природе смеха. Стр 186
- Какие чувства испытывает герой к учителю после случившегося?
Он благодарен учителю за то, что он «смехом закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»
- Вернемся к названию рассказа. Какую роль оно играет?
Заинтриговывает читателя и делает смешным тот поступок, о котором идет речь далее.
_ В чем состоит главная идея рассказа?
Смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.

15. Итог урока
16. Домашнее задание
Стр 187-188 «Для самостоятельной работы» - по выбору учащихся

-
15