Урок музыки Клод Дебюсси
МКОУ «Новоусманская СОШ №4»
Урок музыки
в 7 классе
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
Инструментальный концерт.
Автор: учитель музыки
МКОУ «Новоусманская СОШ №4»
Макухина Марина Николаевна
с. Новая Усмань2014 год
Тема занятия: Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
СЛАЙД 1
Цель данного занятия:
Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира. Задачи:
• С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов.
• Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
• Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
СЛАЙД 2
План занятия:
№ п/п Этапы занятия Время, мин.
1 Организационный момент 1
2 Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. 5
3 Формирование знаний. Преподнесение нового материала, как музыкального, так и литературного 15
4 Практическая работа 15
5 Закрепление новых знаний 3
6 Песня «Оранжевое лето» 3
7 Подведение итогов 3
СЛАЙД 3
Учитель: Ребята, что вы видите на экране?
Ученики: Рамка
Учитель: Для какой цели необходима эта рамка?
Ученики: Эта рамка для картины.
Учитель: Картины как можно назвать по другому?
Ученики: Живопись
Учитель: Живопись и музыку как можно назвать?
Ученики: Искусство.
Учитель: Дайте, пожалуйста, определение: что такое искусство?
Ученики: Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе.
Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть...
Музыку можно увидеть, а живопись услышать. Живопись выразит то, что не скажешь словами, раскроет самые тонкие оттенки человеческой души. Учитель: Значит, наш урок можно назвать, не просто музыка?
СЛАЙД 4
Ученики: «Живописная музыка»
СЛАЙД 5
Цели и задачи; создать на уроке атмосферу увлеченности, заинтересованности. Развивать навыки целостного музыкального анализа. Предложить ребятам выразить настроение от прослушанной музыки. Выделить интонации для раскрытия образа произведения. Пробудить творческий поиск.
Формировать у учащихся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа.
Учитель: Музыка имеет разные направления. Какие вам известны МУЗЫКАЛЬНЫЕ направления СТИЛИ МУЗЫКИ?
Ученики:
1 Народная музыка
2 Духовная музыка
3 Индийская классическая музыка
4 Арабская классическая музыка
5 Европейская классическая музыка
6 Латиноамериканская музыка
7 Блюз
8 Ритм-н-блюз
9 Джаз
10 Кантри
11 Шансон, романс, авторская песня
12 Электронная музыка
13 Рок
14 Поп
15 Рэп (Хип-хоп)
16. Фольклорная
17. Классическая и др.
СЛАЙД 6
Слушаем музыку «Празднества» - Клод Дебюсси
СЛАЙД 7
Учитель: Кто знает это произведение и автора7Ученики: «Празднества» Клод Дебюсси
Учитель: Ашиль- Клод Дебюсси - французский композитор, музыкальный критик.
Родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-ЛеВ 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио — у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана.
Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств, Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево. Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов.
СЛАЙД 8
Любовью светится композиция Дебюсси «Лунный свет». Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи.
Композитор Н. Я. Московский писал о творчестве Дебюсси: "...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра - разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?"
Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.
Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал название, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
Учитель: Ребята, каких вы еще знаете композиторов:
Ученики: Чайковский, Лист, Глинка, Бах, Бетховен, Шопен, Моцарт, Шостакович, Шнитке, и другие.Учитель? А какие знаете музыкальные произведения?
Ученики: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Ленинградская симфония – «нашествие фашистов в годы Великой Отечественной войны», «Лунный свет», «Времена года». «Вальс» и другие.
Учитель: Музыке можно дать определение?
Ученики: Музыка – это ритм, звук, темп…… Музыка нужна для души.
СЛАЙД 9
Слушаем музыку «Лунный свет» Клод Дебюсси
СЛАЙД 10 – 16
Учитель: Когда вы слушали музыку, вы что-то себе представляли? Может быть, вы видели цвета, краски или что-то другое?
Ответы самые разнообразные. От теплых тонов до самых холодных, от белого цвета до черного.
Учитель: Ребята, а все то, что мы сейчас слышали, это можно изобразить?
Ученики: Да.
Учитель: СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ сделаем небольшую практическую работу. Изобразите то, что вы сейчас УСЛЫШАЛИ. Разделимся на три группы. У одних работа с гуашью. У других работа с тушью и нитками. У третьих работа с цветной бумагой, картоном и клеем. Приступаем к работе.
Защита работ.
СЛАЙД 17
Мелодекламация стихов под музыку К. Дебюсси
«В лунном свете»
В минуты грусти в час ночной
Уставши от напастей,
Не в тщете радостей мирских,
- В покое ищешь счастья.
Забыться, слившись с тишиной,
Отбросив всё земное,
Наедине с тоской одной
- Поговорить с Луною.
Луна, за то тебя люблю,
Что только в лунном свете
Я забываю о зиме,
И думаю о Лете.
Палач рассудка моего
Суровый, но прекрасный - Луна!
Я, глядя на неё,
Теряю разум ясный.
Луна тревожит и влечёт,
И, в лунном свете тая,
Я отдыхаю от забот,
О прошлом забывая.
Ночным светилом теша взор
- Мечтами упиваюсь,
И в ткань мечтаний лунный свет
Вливается, сплетаясь -
Сплетаясь в тонкую вуаль
Из невесомых кружев...
Шум. Двери скрип.
- Я снова влип, себя не обнаружив.
«Лунный свет»
Владимир Воднев Подари мне лунный камень,
Подари мне лунный свет!
Чуть заметными мазками
Я рисую лунный свет,
Что на землю льет веками
Та, что ближе всех планет.
Пусть не раз уже воспета,
Но, по-прежнему, манит
И пленяет всех поэтов
Бледный цвет ее ланит.
Только ежели одни мы,
(Уж проверено не раз!) –
Настроение поднимет
Свет ее холодных глаз.
И бессонницей гонимыйИ художник, и поэт
Нарисует для любимой
Серебристый лунный свет.
Нет желаннее подарка
В ночь недолгую весны
Неба звездного под аркой –
Взгляд чарующий луны...
«НОЧНАЯ ЛУНА»
И снова вечер ночь сменяет,
Мир окружает темнота,
И путь небесный начинает
Ночная странница-Луна.
Из года в год, вторя одной дороге,
Она туманно освещает мглу,
И свет ее понятен лишь немногим,
Кто смог постичь природы красоту.
Неярок свет Луны, но нам негоже
Ее невинную в грехе том упрекать,
Темна земная ночь, но все же,
В ней без Луны совсем ни зги не увидать.
Мы так привыкли к ней, что перестали
Ее поход небесный замечать,
Лишь избранных, зовя с собою в дали,
Она не уставала удивлять.
И что-то в свете лунном есть такое,
Что я никак не в силах был понять,
Недаром же влюбленные так любят
Свиданья в лунном свете назначать.
СЛАЙД 18 – 19
Учитель:
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
СЛАЙД 20 – 21
Учитель: Проведем викторину. Узнаем правильный ответ.
Учитель: Ребята, а сейчас мне бы очень хотелось узнать: что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ответы учеников.
Учитель: Песню можно увидеть?
Ученики: Да.
Учитель: А что такое пеня?
СЛАЙД 22
Ученики: Песня – это мост между поэзией и музыкой.
СЛАЙД 23 - 31
Учитель: сделаем с вами небольшую разминку. И закончим мы наш урок замечательной песней. «Оранжевая планета».
Подведение итогов.
СЛАЙД 32
Учитель: Спасибо за урок.