Санитария и гигиена по профессииПродавец, контролер — кассир
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 83»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. санитария и гигиена
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 100701.01 Продавец, контролер-кассир, входящей в укрупнённую группу профессий 100000 Сфера обслуживания.
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования « Профессиональное училище № 83», с. Дзержинское
Разработчики:
Рязанцева Татьяна Викторовна, преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ
на заседании МК зам. директора по УПР директор
протокол № ____ ______ В. И. Артемьев. КГБОУ НПО ПУ № 83
от «___»_____ 201__г. «___»_____201__г._______А.А. Соловьев
член МО «___»_____201__г.
_______ В.А.Понамарева
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
структура и содержание учебной дисциплины 6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир, входящей в укрупнённую группу профессий 100000 Сфера обслуживания.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: 17353 Продавец продовольственных товаров, 17351 Продавец непродовольственных товаров, 12956 Контролер-кассир, 12721 кассир торгового зала (ОК 016-94).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- соблюдать санитарные правила для организаций торговли;
- соблюдать санитарно-эпидемиологические требования
знать:
- нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли;
- требования к личной гигиене персонала.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: лабораторные работы -
практические работы 4
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: Поиск информации в учебной и технической литературе (по вопросам к параграфам, главам, учебных пособий, составленных преподавателем), анализ практических работ. 14
Написание рефератов. -
Создание компьютерных презентаций 2
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, контрольная работа. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Основы гигиены и санитарии труда. 4 Тема 1.1.
Санитарно-эпидемиологическое законодательство. Содержание учебного материала 2 1 Понятие о гигиене и санитарии. Санитарное законодательство. Организация санитарно-пищевого надзора. Его виды, цели и задачи.
Основные сведения о гигиене и санитарии труда в торговле. Органы, осуществляющие Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ. Виды надзора, его цели и задачи. Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли. 2 2
Практическая работа обучающихся2 1.Составление перечня функций надзорных органов. 2 Раздел 2.
Общие сведения о микроорганизмах. 12 Тема 2.1.
Характеристика микроорганизмов. Содержание учебного материала 2 1 История развития микробиологии. Классификация микроорганизмов их характеристика. Влияние внешней среды на развитие микроорганизмов.
Классификация микроорганизмов. Характеристика групп микроорганизмов (бактерии, грибы) их форма, строение, размножение. Дрожжи, их форма, строение, размножение и использование в производстве пищевых продуктов. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся2 1.Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы; ответы на вопросы, составленные преподавателем. 2 Тема 2.2.
Распространение микробов в природе. Содержание учебного материала 2 1 Распространение микроорганизмов в природе: в почве, воздухе, воде, организме человека.
Распространение микроорганизмов в природе. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся2 1.Заполнение таблицы «Причины и факторы, способствующие развитию микробов. Способы воздействия на микроорганизмы». 2 Тема 2.3.
Микрофлора основных пищевых продуктов. Содержание учебного материала 2 1 Микробиология основных пищевых продуктов.
Микробная порча сырья и основных пищевых продуктов. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся2 1.Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы; Составление таблицы «Условия размножения микробов, вызывающих порчу продуктов». 2 2
Раздел 3.
Пищевые инфекции, пищевые отравления. 12 Тема 3.1.
Пищевые инфекционные заболевания. Содержание учебного материала 2 1 Инфекционные заболевания.
Источники инфекции. Профилактика пищевых инфекций. Защитные силы организма 2 2
Практическая работа обучающихся2 1.Изготовление плаката «Профилактика инфекционных заболеваний». 2 Тема 3.2.
Пищевые отравления микробного и немикробного происхождения. Содержание учебного материала 2 1 Микробные пищевые отравления. Микотоксикозы. Пищевые отравления немикробного происхождения.
Общие понятия о пищевых отравлениях. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся 2 1.Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы; подготовка реферат на тему «Пищевые отравления». 2 Тема 3.3.
Глистные заболевания. Содержание учебного материала 2 1 Общие понятия о глистных заболеваниях. Меры предупреждения глистных заболеваний.
Виды глистов и их характеристика. 2
2
Самостоятельная работа обучающихся2 1. Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы. 2 Раздел 4.
Личная гигиена и санитария труда в торговле. 10 Тема 4.1.
Личная гигиена и санитарная культура работников торговли. Содержание учебного материала 4 1 Значение соблюдения правил личной гигиены.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию тела, рук, полости рта. 2 2 Санитарный режим поведения работников торговли.
Медицинское обследование работников торговли. Санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, санитарного режима, за состоянием здоровья сотрудников. 2 Самостоятельная работа обучающихся2 1.Подготовка презентации на тему: «Личная гигиена». 2 Тема 4.2.
Санитарные требования к содержанию предприятий торговли. Содержание учебного материала 2 1 Санитарные требования к содержанию предприятий торговли.
Санитарные требования к водоснабжению, канализации, освещению. Санитарные требования к планировке и отделке помещений. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю и таре. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся2 1.Поиск информации в учебной основной и дополнительной литературе; составление презентации «Санитарные требования к предприятиям торговли». 2 Раздел 5.
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. 10 Тема 5.1.
Проведение дезинфекции, дератизации, дезинсекции на предприятиях торговли. Содержание учебного материала 4 1 Понятие дезинсекции.
Виды дезинсекции. Порядок проведения. Дератизация. Назначение, проведение. 2 2
2 Дезинфекция.
Виды дезинфекции. Характеристика современных дезинфицирующих препаратов и моющих средств; правила их применения. 2 Самостоятельная работа обучающихся2 1. Поиск информации в учебной основной и дополнительной литературе; ответы на вопросы, составленные преподавателем. 2 Контрольная работа обучающихся. 2 Зачет 2 Всего 48 3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета:
- Санитарии и гигиены
Оснащение кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
устройства, для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;
место для хранения материалов, документации, дидактических и технических средств обучения;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор;
экран стационарный.
Дидактические материалы:
натуральные объекты (образцы, стенды, коллекции);
знаковые пособия (схемы, таблицы);
изобразительные пособия (рисунки, плакаты, фотографии, каталоги);
материалы тематического контроля (сертификаты, маркированные ярлыки)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Матюхина З. П.
Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 184с.
2. Новикова А. М., Голубкина Т. С., Никифорова С. А.
Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования – М.: Проф-ОбрИздат, 2008. – 480с:
2. Неверова А. Н., Чалых Т. И.
Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования: – 2-е изд., стер.- М.:Издательский центр «Академия», 2009. – 464с.
3. Трушина Т. П.
Микробиология, гигиена и санитария в торговле. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Памбухчиянц О. В.
Технология розничной торговли: учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир».- 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 284с.
2. Пехташева А.Л
Биоповреждение непродовольственных товаров: Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр МарТ», 2004. – 248с.
Журналы:
1 .Красноярские ярмарки -ежегодный , информационно-аналитический журнал.
Интернет-ресурсы:
1. . http://www.gostedu.ru/002/014/d/6/- ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты. Здравоохранение. Предметы санитарии и гигиены, Классификатор государственных стандартов
2.ttp://domremstroy.ru/kraska/okr0 http://www.gostedu.ru/002/014/d/6/8.html-производственная санитария и гигиена труда
3. www. znautovar. ru – Товароведение и экспертиза товаров
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК1.1 Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольствен-ных товаров.
Правильный выбор метода оценки качества Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием.
Соблюдение санитарных норм при контроле комплектности и количественной характеристики непродовольственных товаров Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 1.2 Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
Правильность выполнения предпродажной подготовки товара в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение технологической последовательности при размещении и выкладки товаров в торговом зале, соблюдая санитарные нормы и требования Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 1.3 Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации. Соблюдение правил обслуживания покупателей, с учетом санитарии и гигиены Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм и требований безопасности при обслуживании покупателей Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.1 Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары. Соблюдение правил приемки товаров, с учетом санитарии и гигиены Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм при контроле комплектности и количественной характеристики продовольственных товаров Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.2 Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку. Правильность выполнения предпродажной подготовки товара, с учетом санитарии и гигиены Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение технологической последовательности при размещении и выкладки товаров в торговом зале в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.3 Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров. Соблюдение правил обслуживания покупателей, с соблюдением санитарии и гигиены Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Предоставление достоверной информации о безопасности товаров Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм и требований безопасности при обслуживании покупателей Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.4 Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов Наблюдение в ходе выполнения практических работ учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 2.5 Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования. Обслуживание покупателей с использованием ККТ Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение правил взвешивания весовых товаров Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Уход за холодильным оборудованием, механическим и т.д. Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение санитарных норм и правил безопасности при эксплуатацию торгово-технологического оборудования Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
ПК 3.3 Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги Соблюдение санитарных норм контроля комплектности и количественные характеристики товаров Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Предоставление достоверной информации о качестве товаров, их безопасности Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Соблюдение технологической последовательности при размещении и выкладки товаров в торговом зале, в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами Наблюдение в ходе выполнения практических работ в учебном магазине, на производственной практике.
Текущий контроль тестированием
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров Знание санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров Наблюдение и оценка на практических занятиях, учебной и производственной практик.