Рабочая программа кружка Юный мультипликатор
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Залегощенского района Орловской области
Рассмотрена на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор________Шевченко В.А.
Протокол №1 от 09.09.2013г. Приказ №6 от 09.09.2013г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Юный мультипликатор»
(Нормативный срок освоения – 3 года)
Разработчик
Педагог дополнительного образования
Меньшова О.М.
2013 - 2014г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….…3
Общие для курса цели и задачи…………………………………………...5
Результаты обучения…………………………………….............................6
Принципы, формы и методы обучения и воспитания……………..........7
Этапы работы……………………………………………………………...10
Раздел 1. Лепка…………………………………………………………....13
Раздел 2. Изобразительное искусство………………………………...…14
Раздел 3. Музыка………………………………………………………….17
Раздел 4. Фото и видеосъёмка……………………………………………18
Раздел 5. Монтаж фильма. Обработка фото, видео,
звуковых данных…………………………….……………………………….20
Содержание изучаемого курса…………………………………………...23
Тематическое планирование курса………………………………….…...26
Приложение 1………………………………………………………….…28
Приложение 2…………………………………………………………….32
Приложение 3……………………………………………………………..37
Литература………………………………………………………….……..44
Пояснительная записка
Дополнительное образование – это важный инструмент достижения индивидуального успеха. Главным его результатом должно стать соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
В современных условиях возрастают задачи эстетического и трудового воспитания. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, другие мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Поэтому мною была разработана программа кружка «Юный мультипликатор», которая знакомит учащихся с различными видами художественного творчества: лепкой из пластилина, рисованием, музыкой, а также с компьютерной графикой. Интересно наблюдать, как на экране оживают вылепленные фигурки, украшают мультфильм декорации, сделанные своими руками, а музыка передаёт характеры героев. Опыт показал, что дети с увлечением занимаются исследовательской и творческой деятельностью, любят сочинять, с интересом занимаются проектной деятельность.
Поэтому главное в кружке - не только научить ребят лепить, рисовать, но и научиться использовать в работе информационные технологии, а именно программы: Cyber Link Director Express; Pinnacle Studio 11-15, Sony Vegas Pro 7-10, Adobe Premier Pro, так как в век компьютерных технологий компьютер занял прочные позиции в нашей жизни.
Поэтому данная программа в дальнейшем будет способствовать сознательному выбору профиля и будущей профессии учениками.
Данная программа предназначена для вовлечения обучающихся в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участие ребят в конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.п.
Программа носит инновационный характер в рамках дополнительного образования, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в образовательную деятельность ребенка. Она основывается на оптимистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности обучающегося, на изучении специфики развития их мышления и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной игровой и учебной деятельности.
Программа направлена на развитие познавательных и исследовательских навыков.
Значительное место в нашей программе занимает творческая деятельность. Эта деятельность, по моему мнению, как и любая другая, обладает мотивационно-целевыми, реализационными и контролирующими компонентами.
Новизна образовательной программы заключается в комплексном подходе к подготовке учеников к дальнейшему выбору будущей профессии, развивающих практический, познавательный и творческий опыт с помощью наглядных средств, пытающихся устанавливать причинно-следственные связи различных явлений.
Актуальность данной программы обусловлена социальным заказом администрации ДДТ, школы и родителей: дети занимаются созданием проектов, в которых важной задачей является возможность развития коммуникативных навыков. Данная программа является педагогически целесообразной, так как органически вписывается в единое образовательное пространство ДДТ и становится его неотъемлемым компонентом воспитательного процесса.
Общие для курса цели и задачи.
Цель: Осуществление эстетического, коммуникативного и информационно-технического развития детей с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
Развитие всего комплекса творческих способностей (фотография, изобразительное искусство, музыка, скульптура, декоративно-прикладное творчество и т.п.);
Совершенствование разнообразных трудовых навыков, развитие художественного вкуса;
Расширение мировоззрения детей, обогащение их яркими впечатлениями, знакомство с деятелями искусства;
Создание условий для индивидуального самовыражения и готовности к самостоятельной творческой деятельности;
Совершенствование навыков и умений работы с мультимедийными технологиями и технологиями обработки фото и видео материалов.
Отличительной особенностью данной программы является интегрированный характер двух ее предметных областей: __________________________________________________________________
Программа адресована ___________________ и рассчитана на 3 года. Количество детей в группе — 15 человек человек.
Условия набора: принимаются все желающие.
Режим занятий
4 часа в неделю
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут с десятиминутным перерывом.
Понедельник – 14.00 -15.30
Пятница – 14.00 – 15.30
Принципы обучения и воспитания
Творчества. Развитие фантазии, образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах.
Креативности. Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке и при участии руководителя, творящего и увлекающего своими идеями детей.
Природосообразности. Педагог обязательно должен учитывать половозрастные, физиологические и биологические особенности детей.
Индивидуально-личностного подхода. Учет индивидуальных способностей и желаний каждого ребенка. Он вправе выбрать в оформлении выполняемой работы цвет, украшение, изменять детали. На занятиях поощряется творческий подход к выполнению любой работы.
Коллективности. Изготовление коллективных работ и композиций через создание дружеской обстановки на занятиях.
Формы работы с детьми
Беседа.
Проведение профессиональных проб – скульптор, мультипликатор и др.
Коллективная работа
Индивидуально-практическая работа.
Виртуальные экскурсии.
Практические занятия.
Лекционные занятия.
Творческие упражнения
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение.
Наглядные: демонстрация образцов, показ приёмов определённой техники (рисования, лепки, работы в программе).
Практические методы являются естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог показывает выполнение определенных операций и их последовательность.
Аналитические: наблюдение, сравнение с готовыми образцами, самоанализ, анкетирование, повторение пройденного материала, самоконтроль.
Взаимоанализ выполненных работ.
Учебно-материальная база
- Помещение для постоянных занятий.
- Методическая литература. Интернет.
- Инструменты и материалы: стеки, ножницы, нож для картона, карандаши простые, краски акриловые, акварельные и гуашевые, кисти, пластилин, картон, бумага.
- Дополнительный материал.
Результаты обучения
1. Овладеть трудовыми технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов (лепить, рисовать, подбирать музыку соответственно заданному образу);
2. Формировать культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
3. Уметь владеть компьютерными технологиями для создания мультфильмов и фильмов, а именно по окончании обучающиеся должны уметь:
обрабатывать цифровое фото, видео и звуковые объекты;
уметь создать видеофильм, знать основные этапы создания видеофильма.
4. Развить коммуникативные качества в процессе групповой работы над проектом, чувствовать ответственность за выполненную работу, уметь самостоятельно работать над индивидуальным заданием, уметь увидеть свою работу глазами коллег по работе за счет коллективной оценки каждой работы.
Формы подведения промежуточной диагностики и итогов реализации программы.
Большое значение в работе придается результатам труда детского творчества и поэтому обязательно предполагается выставочная деятельность.
Традиционная выставочная деятельность:
• родительские собрания;
• выставка в кабинете;
• принятие участия в школьных районных, областных мероприятиях;
Согласно учебному плану проделанная работа завершается презентацией проекта (показом анимационного фильма)
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию видео проектов. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. В процессе работы предполагаются лекционные занятия, практические занятия, коллективные обсуждения, самостоятельная работа, работа в творческих группах. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Этапы работы.
1.Знакомство с профессией мультипликатор. (По ходу создания мультфильма, учитывая определённый вид деятельности, ребята проходят цикл профессиональных проб.)
2.Выбор идеи. Мозговой штурм по составлению сценария.
3.Знакомство с работой сценариста. Профессиограмма.
Проведение профпробы .
4.Лепка:
материаловедение;
подготовка рабочего места и приёмы работы;
изготовление базовых элементов;
смешивание;
методика изготовления фигурок;
профпроба «Скульптор»;
проведение профпробы 1 уровня;
составление плана работы лепки героев;
лепка героев мультфильма;
профпроба 2 уровня (создание пошаговой инструкции);
лепка интерьера и декораций.
5. Изобразительное искусство:
материаловедение;
профпроба 1 уровня;
цветоведение;
профпроба 2 уровня;
рисование эскизов декораций;
рисование декораций;
6. Фото и видеосъёмка. Знакомство с профессиями фотограф, мультипликатор, режиссёр:
проведение профпробы 1 уровня;
проведение профпробы 2 уровня;
методика работы съёмки мультфильма (освещение, движения фигурок);
составление плана съёмок по сценам;
видеосъёмка
7. Музыка. Знакомство с профессией музыкант и звукооператор:
мозговой штурм. Подбор музыки соответственно сюжету и образам фильма;
проведение профпробы
8. Работа по монтажу фильма:
определение знаний мультимедийных технологий;
монтаж фильма. Цифровая обработка фото, видео и звуковых данных;
умение ориентироваться в программе монтажа фильма (Move Market, Direct, Express Ciberlink);
работа по монтажу в программе Pinnacle Studio 11-15
обрезка;
вставка переходов, где нужно;
озвучивание(подбор музыки);
создание титров;
создание меню.
9. Показ мультфильма.
Работа с одарёнными детьми
В группе занимается одарённый ребёнок, после двух лет занятий Самохин Александр занимает место инструктора и имеет право под руководством учителя проводить занятия по лепке из пластилина.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 . Лепка.
Пояснительная записка
Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий!
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки , следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Цель: способствовать раскрытию творческих способностей у ребёнка.
Задачи:
познакомить детей с работой с пластилином, его пластичностью;
дать теоретические и практические знания по лепке;
научить детей изготовлению нескольких видов работ с пластилином: барельеф, скульптура малых форм;
приобщать детей к миру прекрасного, развивать творческую фантазию;
сформировать у детей такие качества, как вкус, чувство меры, способность воспринимать и ценить прекрасное, аккуратность и тщательность в работе, дисциплинированность.
Основные результаты:
получение детьми необходимых знаний и практических навыков лепки;
повышение уровня творческих способностей;
Создание пластилиновых героев и декораций для задуманного анимационного фильма
Раздел 2. Изобразительное искусство. Создание декораций
Пояснительная записка.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Сегодняшнее время для наших детей является временем открытия новых возможностей. Раздел программы «Изобразительная деятельность» помогает школьнику приобрести знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление детей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.
Цель: Приобщение ребят к творчеству, развитии их способностей в области живописи, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;
повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к окружающему миру;
способствовать расширению кругозора учащихся;
формировать графические навыки и умения;
воспитывать чувство коллективизма.
2.1. Материаловедение. «Чем и как работают художники»
"Ни в одном ремесле вы не сможете найти хорошего мастера, который бы работал плохими инструментами. Часто стоит только взглянуть на приспособления мастера, чтобы суметь определить, чего он стоит, как работник. Необходимо все устроить для работы так, чтобы радоваться!" А. Голубкина,
Цель: познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.
Задачи:
научить общаться с художественными материалами;
научить различным приемам работы акварелью, гуашью.
2.2. Композиция
« Композиция-это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину» Л.Б.Альберти.
Цель: изучить основные законы, закономерности, правила и приемы композиции.
Задачи:
Обучающие:
углубление эстетического познания;
знакомство с законами композиции;
изучение выразительных возможностей тона и цвета.
Развивающие:
развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
развитие творческого воображения, наблюдательности.
Воспитательные:
воспитание собранности, аккуратности;
воспитание умения планировать свою работу;
воспитание бережного отношения к своему здоровью.
2.3.Цветоведение
Цель: познакомить с понятием «цветоведение» как науке о цвете.
Задачи:
Обучающие:
углубление эстетического познания;
знакомство учащихся с законами цветоведения: контраст, колорит, цветовая гармония, хроматические и ахроматические цвета, основные цвета, тёплые и холодные цвета.
Развивающие:
развитие чувства цвета, художественного вкуса;
развитие творческого воображения;
развитие интереса к предмету;
развитие умения анализировать, применять знания на практике.
Воспитательные:
воспитание художественного вкуса;
воспитание собранности, аккуратности;
воспитание умения планировать свою работу;
воспитание бережного отношения к своему здоровью.
2.4. Перспектива
Мои глаза художниками стали:
Холстом мое, взяв сердце, рамой - грудь,
Они портрет твоей красы создали,
Где перспектива — живописи суть.
У. Шекспир, Сонет 24
Цель: расширить знания учащихся о правилах перспективы в изобразительном искусстве.
Задачи:
развивать зрительную память, образное воображение, композиционное мышление, художественный вкус;
познакомить с особенностями изменения цвета и контраста при удалении и приближении предметов и объектов;
научить применять свои знания о линейной перспективе для рисования фона и панорамы декораций;
воспитывать любовь к окружающему миру.
2.5.Рисование фона, панорамы, декораций.
Цель: уметь применять полученные знания практически.
Задачи:
познакомить с ролью художника-декоратора;
дать понятие о декорации как неотъемлемой части создания мультипликационного фильма;
развивать навыки работы в макете;
учить вести работу в смешанной технике, работая с различными материалами;
учить пространственно мыслить;
развивать образное мышление, воображение при создании эскизов декораций.
Основные результаты:
Занятия должны помочь учащимся усвоить ключевые понятия, связанные с изобразительным искусством, получить представления об различных видах изобразительно и декоративно-прикладного искусства;
Учащиеся должны усвоить различные техники декоративно-прикладного искусства, испытать свои возможности в различных направлениях изобразительного искусства;
Данный курс поможет учащимся овладеть способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности. А самое главное на занятиях кружка дети должны создать декорации к задуманному анимационному фильму.
Раздел 3. Музыка
Пояснительная записка.
Музыка — один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Приобщение детей к музыке идет различным путем. Оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
Благодаря музыке развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.
Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные музыкальные образы, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
Цель: Развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку и музыкальные образы
Задачи:
Развитие музыкальности
Умение творчески выразить своё восприятие музыки в движениях героев задуманного фильма
Основные результаты:
Развить умение подбирать музыкальную композицию соответственно образу заданного героя или сюжета;
Знакомить учащихся с разными видами музыкальных жанров.
Раздел 4.
Фото и видеосъёмка
Пояснительная записка.
Фотография давно стала частью человеческой культуры. С изобретением фотографии человечество получило универсальное средство познания мира.
Роль фотографии в культуре современного общества значительна и многогранна. Она связана почти со всеми отраслями человеческой деятельности, является средством современной коммуникации. Художественная фотография рассматривается в современном мире как один из видов искусства, прикладная фотография является незаменимым инструментом познания окружающего мира. Нет практически ни одной профессии, где не нашлось бы места для фотографии, не говоря уже о повседневной жизни каждого из нас. Поэтому владение фотографией можно отнести к общетрудовым умениям, которые необходимы каждому члену общества и должны формироваться в общеобразовательной школе.
Фотография сопровождает современного человека на каждом шагу и оказывает существенное влияние на формирование ее видение действительности. Одновременно она стимулирует интеграцию различных областей общественной деятельности и духовной жизни производства, науки, искусства и т.п.
Усилить информационно-технологическую направленность школьного образования, обогатить ее современными технологиями и повысить интерес у учащихся к указанному направлению можно, посетив занятия кружка «Юный мультипликатор».
В фотографии, как ни в какой другой отрасли, обычным образом интегрируются знания из различных наук и сферы искусства. Для получения высококачественной фотографии необходимо разбираться в физике (оптике, механике), химии, информационных технологиях (переводе изображения в цифровой вид и хранения фотоизображений), изобразительном искусстве (законах композиции, цветопередачи и т.п.). Благодаря этому изучение фотографии может стать для школьников мощным стимулом к изучению широкого спектра школьных предметов. Занятия фотографией гармонично развивает все стороны человека.
Специфика занятий позволяет развивать такие черты характера, как собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет формирование его характера. Занятия фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Ребенок при этом реализует свою потребность в развитии. Пока ребенку еще недоступно созданию обобщенных образов или форм, но конкретную задачу зафиксировать портрет заставляет его продумать и учесть множество деталей. Это и фон, на котором он снимает, и свет, падающий на фигурку героя, за выражение лица, одежда и многое другое. Снимки всегда оцениваются детьми и руководителями, лучшие отбираются для монтажа мультфильма.
Цель: научить простейшим правилам фотографирования и видеосъёмки
Задачи:
дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
научить правильным, грамотным приёмам ведения фото- и видеосъёмки;
рассмотреть возможности обработки графических файлов в различных программах;
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
научить выполнять обмен графическими данными между различными программами;
научить монтажу видеофильмов.
Основные результаты:
понимание учащимися основ фотосъёмки при создании анимационного фильма;
знакомство с различными режимами фото и видеосъёмки
Раздел 5.
Монтаж фильма. Обработка фото, видео, звуковых данных.
Пояснительная записка.
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о цифровом фото и видеоинформации, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Данный курс направлен на овладение обучающимися конкретными навыками использования различных редакторов по обработке фото, видео и звука, создания анимационных эффектов и обработке различных графических объектов, созданию видеопроектов.
Новизна курса состоит в усилении практической направленности образования, предоставлении учащимся возможности закрепить уже полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах.
Занятия даю возможность познакомить обучающихся с новыми направлениями развития средств информационных технологий. Кроме того, реализация конкретного проекта является весьма эффективным видом учебной деятельности. Работая над видео – проектом, обучающиеся получат опыт использования современных технических средств, с одной стороны, а с другой – приобретут те навыки и умения, которые необходимы для современного работника информационного общества.
Цель: расширение и уточнение знаний обучающихся о звуковых и видео возможностях компьютера. Ознакомление обучающихся с современными возможностями обработки цифрового фото и видео, аудио информации. Использование специального программного обеспечения для редактирования информации, их комбинирования с целью получения целостного проекта.
Задачи:
Образовательные:
получить представление о форматах графических, видео и звуковых файлов;
познакомить обучающихся с компьютерными технологиями обработки видео и звуковой информации;
дать практические навыки сбора и обработки информации;
познакомить с простейшими приемами использования графической информации при создании видеопроектов;
научиться простейшим приемам создания видеопроектов.
Воспитательные:
оценивать свои умения применять полученные знания при создании собственных и коллективных видео проектов;
принимать участие в обсуждении проектов других обучающихся;
выслушивать мнение своих коллег при обсуждении проектов;
формировать умение группировать исходный материал по некоторым признакам;
Развивающие:
1. Развивать творческие способности
подбирать материал для собственных и коллективных проектов;
высказывать собственное суждение о работе обучающихся;
выдвигать альтернативные суждения и защищать их при анализе работ учащихся.
2. Развивать мыслительные способности
обобщать и систематизировать полученные знания о возможностях музыкальных, графических и видео редакторов;
строить аналогии, сравнивать различные редакторы;
анализировать возможности этих редакторов.
Основные результаты:
овладеть компьютерными технологиями обработки видео и звуковой информации в программе Pinnacle Studio
научиться простейшим приемам создания мультфильмов и видеопроектов.
Содержание
Лекционная часть курса
Тема Учебных часов
Введение. Знакомство с деятельностью студии. Знакомство с профессиями: скульптор, художник –декоратор, художник – аниматор, сценарист, звукооператор. 2
Основные приёмы лепки. 1
Цвета. Цветовой круг. Перспектива. Композиция. 1
Устройство и принцип работы цифровых фото- и видеокамер 1
Экспозиция. Роль освещения в формировании снимка. Студийное освещение. Композиция кадра 2
Знакомство с программами по созданию фильмов. Приёмы работы в Pinnacle Studio 3
Жанры и стили музыки 1
Музыкальные образы 2
Практическая часть курса
Практические занятия по лепке героев фильма
Тема Учебных часов
Составление плана работы по лепке героев. Определение количества пластилина, цветовой гаммы и дополнительного материала. Смешивание 3
Проведение профессиональной пробы. Профессия «Скульптор» 3
Лепка героев в двух и более образцах 20
Лепка декораций 20
Создание декораций из другого материала по замыслу фильма 15
Практические занятия по изобразительному искусству
Тема Учебных часов
Банк идей. Замыслы декораций в эскизах и воображении. Выбор лучшего варианта. Создание эскизов. Подбор цветовой гаммы 1
Проведение профессиональной пробы. Профессия «Художник – декоратор» 3
Создание объёмных декораций 20
Редактирование декораций. Добавление декора из дополнительного материала по замыслу фильма. 2
Практические занятия по фото- и видеосъёмке
Тема Учебных часов
Экспозиция. Работа над освещением 1
Проведение профессиональной пробы. Профессия «Фотограф» 3
Покадровая съёмка фильма. Проведение профессиональной пробы. Профессия «Художник – аниматор» 11
Практические занятия по монтажу видеофильмов.
Тема Учебных часов
Знакомство с программами по созданию фильмов. Приёмы работы в Pinnacle Studio 1
Пакетный захват клипов. Импорт заготовок для монтажа. 1
Методы видеомонтажа 1
Редактирование клипов 2
Создание переходов 1
Создание титров видеофильма 1
Создание звуковой дорожки видеофильма 2
Сохранение и экспорт видеофайлов 1
Практические занятия по музыке
Тема Учебных часов
Знакомство с профессией звукооператор 1
Подбор музыки для фильма соответственно задуманным образам из различных источников (без нарушения авторских прав) 4
Банк идей. Выбор музыки из накопленного материала. Проведение профессиональной пробы. Профессия «Звукооператор» 1
Редактирование музыки 1
Создание звуковой дорожки видеофильма 2
Показ 2
Тематическое планирование
№ Тема занятия Количество часов
1 Введение. Знакомство с деятельностью студии. Знакомство с профессиями: скульптор, художник –декоратор, художник – аниматор, сценарист, звукооператор. 2
ЛЕПКА 62
2 Основные приёмы лепки. 1
3 Составление плана работы по лепке героев. Определение количества пластилина, цветовой гаммы и дополнительного материала. Смешивание 3
4 Проведение профессиональной пробы. Профессия «Скульптор» 3
5 Лепка героев в двух и более образцах 20
6 Лепка декораций 20
7 Создание декораций из другого материала по замыслу фильма 15
ИЗО
27
8 Цвета. Цветовой круг. Перспектива. Композиция. 1
9 Банк идей. Замыслы декораций в эскизах и воображении. Выбор лучшего варианта. Создание эскизов. Подбор цветовой гаммы 1
10 Проведение профессиональной пробы. Профессия «Художник - декоратор» 3
11 Создание объёмных декораций 20
13 Редактирование декораций. Добавление декора из дополнительного материала по замыслу фильма. 2
ФОТО И ВИДЕОСЪЁМКА 18
14 Устройство и принцип работы цифровых фото- и видеокамер 1
15 Экспозиция. Роль освещения в формировании снимка. Студийное освещение. Композиция кадра 2
16 Экспозиция. Работа над освещением 1
17 Проведение профессиональной пробы. Профессия «Фотограф» 3
18 Покадровая съёмка фильма. Проведение профессиональной пробы. Профессия «Художник - аниматор» 11
МОНТАЖ
25
19 Знакомство с программами по созданию фильмов. Приёмы работы в Pinnacle Studio 3
20 Знакомство с программами по созданию фильмов. Приёмы работы в Pinnacle Studio 1
21 Пакетный захват клипов. Импорт заготовок для монтажа. 1
22 Методы видеомонтажа 1
23 Редактирование клипов 2
24 Создание переходов 1
25 Создание титров видеофильма 2
26 Создание звуковой дорожки видеофильма 2
27 Сохранение и экспорт видеофайлов 12
МУЗЫКА 12
28 Жанры и стили музыки 1
29 Музыкальные образы 2
30 Знакомство с профессией звукооператор 1
31 Подбор музыки для фильма соответственно задуманным образам из различных источников (без нарушения авторских прав) 4
32 Банк идей. Выбор музыки из накопленного материала. Проведение профессиональной пробы. Профессия «Звукооператор» 1
34 Редактирование музыки 1
33 Создание звуковой дорожки видеофильма 2
34 Итоговое занятия. Показ фильма 2
ИТОГО 148
Основные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса по программе.
Методы получения новых знаний.
Рассказ
Объяснение
Беседа
Работа с книгой
Наблюдение
Иллюстрация
Демонстрация
Методы выработки практических умений и накопления опыта практической деятельности.
Упражнение
Игра
Методы закрепления и повторение изученного материала.
Беседа
Повторение
Игра
Методы стимулирования учебно-воспитательной деятельности.
Методы эмоционального стимулирования:
создание ситуации успеха;
использование игровых форм;
постановка системы перспектив.
Методы развития познавательного интереса:
формирование готовности восприятия учебного материала;
выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
стимулирование занимательным содержанием;
создание ситуации творческого поиска;
формирование ответственности и обязательности;
формирование понимания личностной значимости учения;
предъявление учебных требований.
Методы организации взаимодействия воспитанников и накопления ими социального опыта:
ситуации совместных переживаний.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств воспитанников.
Творческое задание.
Создание проблемной ситуации.
Дискуссия.
Перевод игровой деятельности на творческий уровень.
Методы контроля и диагностики.
Повседневное наблюдение.
Опрос.
Тестирование.
Список литературы для педагога.
Информационные ресурсы.
Литература для детей
Приложение 1.
Лепка
Материаловедение
Пластилиновые персонажи — это те же самые игрушки, только сделанные самим ребенком, и отношение к ним у него особенное, как к живым. Естественно, что после занятий лепкой дети становятся добрее, умнее и общительнее.
Сейчас в магазинах имеется пластилин не только различных сортов, но и с различными свойствами. Например, немецкий формопласт после окончания работы погружают на несколько минут в кипяток — и он затвердевает, подобно гипсу. Такой пластилин нам не нужен, так как в будущем мы будем оживлять фигурки, и они должны быть подвижными.
Хороший импортный пластилин, например «Крайола», отличается от отечественного, кроме яркой окраски, еще и отсутствием эффекта прилипания к рукам, волосам и домашним тапочкам.
Из качественного материала можно сделать вещи очень изящные и нарядные. Однако стоит такой пластилин значительно дороже обычного, поэтому в мы будем использовать более дешевые отечественные сорта. Перед работой необходимо запастись, кроме терпения, ровной деревянной доской (и лучше не одной), тряпкой для рук, стаканом с водой и стеком. Стеки необходимы для надрезания заготовок, для выравнивания поверхности
1257300311150
Подготовка рабочего места
Перед началом работы с пластилином необходимо подготовить рабочее место, соблюдая при этом несколько простых правил:
— лепить нужно на доске, положенной на стол, покрытый бумагой или клеенкой, чтобы защитить его от случайного попадания пластилина;
— рекомендуется подложить под ноги старые газеты или клеенку, чтобы не запачкать пол;
— источник света лучше расположить так, чтобы он освещал всю плоскость доски.
Во время работы:
— нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши или грызть их;
— нельзя бросать где попало кусочки пластилина, а тем более пробовать их на вкус.
После занятий лепкой следует очистить рабочее место, разложить неиспользованные кусочки пластилина по коробочкам и вымыть руки.
Приёмы работы. Изготовление базовых элементов
457200836295Возьмите небольшой кусок пластилина. Слегка разомните его в руках так, чтобы он разогрелся и стал более пластичным. Круговыми движениями ладоней скатайте шарик (рис. 1).
Вторым шагом к вершинам мастерства станет умение делать валики.
289560208280Валик можно раскатать руками, а можно на доске
Чтобы сделать конус, необходимо сначала скатать шар, а потом дощечками раскатать его в валик, делая при этом небольшой нажим на одну его сторону (рис. 3).
914400694690Для изготовления лепешки положите шарик на доску и хорошенько прижмите его сверху. Края лепешки могут потрескаться, поэтому можно подровнять их пальцами.
Для того чтобы получить большое количество одинаковых мелких деталек из пластилина, нужно скатать тонкую колбаску (валик) и нарезать ее стеком на нужное количество кусочков.
Овладев описанной выше техникой, вы сможете изготовить все необходимые элементы для дальнейшей работы над пластилиновыми героями.
Смешивание
Из кусочков пластилина двух или более цветов можно получить заготовку оттенка одного из них или заготовку нового цвета.
Для приготовления пластилина необходимого цвета возьмите кусочки двух разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатайте из них один длинный валик. Потом согните этот валик пополам (рис. 4).
У вас получится новый, более толстый валик. Раскатайте и согните этот валик.
Раскатывайте, сгибайте и снова раскатывайте до тех пор, пока не получится валик однородного (без прожилок и пятен) цвета.
Смешивать три цвета сразу не рекомендуется.
Если вы хотите, чтобы пластилиновые детали фигурок были однотонными, без пятен и полос другого цвета, то перед раскатыванием очередного элемента тщательно протрите дощечку.
1443990960120Не мешает также внимательно осмотреть брусок пластилина перед работой и при необходимости соскоблить с него частички постороннего цвета.
Приложение 2.
Изобразительное искусство
Материаловедение
Карандаши
Карандаши имеют свои характеристики - в первую очередь, различную твердость (количество глины, которую добавляют в стержень). Для первоначальных набросков следует выбирать твердые карандаши (Т, 2Т для отечественных, 2H для импортных) - линии получаются еле заметные, тонкие, их легко истереть. Для штриховки используются чуть более мягкие карандаши (2B, HB ), для придания контрастности и глубины рисунку используют мягкие карандаши вплоть до 8B.
Важно. Очень удобно, когда под рукой находится несколько карандашей одинаковой твердости, но которые заточены по-разному - с помощью одних вы сможете широко покрывать большие пространства бумаги, с помощью других прорабатывать детали рисунка.
Ластик
Ластик является не менее важным инструментом, чем карандаш. Именно от правильности выбора ластика будет во многом зависеть качество карандашного рисунка. Можно остановить свой выбор на обычном мягком ластике (если нарезать его небольшими треугольниками, можно аккуратно и точно править рисунок) либо выбрать специальный ластик, клячку, которому можно придавать нужную форму (пальцами), чтобы максимально точно удалять ненужные линии, не повреждая при этом соседние.
Кисти
1. Типы кистей
Кисти из мягкого волоса
Кисти из мягкого волоса традиционно применяются и считаются наиболее популярными в акварельной технике. Это натуральные колонковые, беличьи кисти, кисти из бычьего волоса или мягкие синтетические типы.
С помощью кистей из мягкого волоса легко достигаются эффектные тональные заливки на больших участках основы, но при этом данный тип кистей позволяет выполнять очень тонкую детализацию работы. Эти кисти позволяют удерживать значительный объем разбавленной краски, одновременно сохраняя свою форму. Помимо акварельной техники, кисти из мягкого волоса применимы в акриловой, темперной и масляной живописи, позволяя наносить лессировки, часто используются в росписи по керамике, стеклу, а также при решении других задач, требующих точной, выверенной работы.
Синтетические типы
Современные синтетические кисти обладают сходными с натуральными кистями характеристиками, и поэтому также популярны у художников, работающих с акварелью.
Они изготавливаются из полиэстровых моноволокон. Обладают достаточной упругостью и не теряют волос в процессе работы.
Щетинные кисти
Кисти из свиной щетины гораздо грубее кистей из мягкого волоса. Данные кисти применяются в масляной и акриловой живописи. Они незаменимы при создании широкоформатных картин с интенсивной работой кистью.
Щетинные кисти позволяют покрывать краской крупные участки однородного тона, а также создавать плавные переходы из одного цвета в другой. Кисти из щетины удерживают большой объем густой краски и при этом сохраняют свою форму. В акварельной технике щетинные кисти могут применяться для размыва краски или для создания фактурных эффектов.
2. Формы кистей
Все кисти, в независимости от того, из чего они сделаны, могут иметь различные формы. Форма определяется поперечным сечением обоймы кисти. Так, существуют круглые, полукруглые и плоские кисти. Также на рынке представлены кисти специального назначения.
Бумага
Бумага должна сочетаться с теми графическими материалами, с которыми вы планируете работать - сочетаться и в цвете, и в тоне. Бумага не должна быть препятствием для технических приемов. К примеру, рыхлая, легко и быстро впитывающая бумага станет идеальным решением для акварельных рисунков, но совсем не подойдет для туши-пера. Гладкая лощеная мелованная бумага- прекрасный вариант для работы тушью, полиграфическими материалами, но на ней бессмысленно рисовать сангиной и пастелью.
Краски для живописи
Акварель
Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» – вода, так как вода является растворителем для этого вида красок.
Акварель выпускается в виде туб или кювет. У каждого вида существует конкретный тип использования.На рынке акварель представлена художественными и детскими акварельными красками.
Гуашь
Гуашь (в переводе с французского – водная краска) также, как и акварель, клеевая водорастворимая краска. При изготовлении гуашевых красок применяют те же красящие вещества, что и при изготовлении акварели.
Это непрозрачная краска, которая ложится плотным слоем на бумагу. В составе гуашевых красок в качестве добавок в разных количествах применяются белила, что придает им белесоватый вид после высыхания.
Масляные краски
Масляные краски производятся из пигментов, перетертых в высыхающем масле. По сравнению с другими материалами живописи масляными красками можно работать существенно дольше – до тех пор, пока они сохраняют влажность. В масляной технике нанесенная влажная краска не меняет свой цвет после высыхания.
Темперные краски
По своим свойствам и составу темпера занимает промежуточное положение между клеевыми и масляными красками. Темперные краски можно разбавлять водой и писать на бумаге, картоне, а также, как маслом, по холсту, загрунтованному эмульсионным грунтом.
Акриловые краски.
Акриловыми художественными красками можно работать в традиционных техниках станковой масляной или темперной живописи. Но в отличие от темперы акриловые краски меньше меняют цвет при высыхании и можно работать на более подвижных основах без риска растрескивания пленки.
Палитры
К основным видам палитр относятся деревянные, пластмассовые и бумажные палитры. Некоторые художники смешивают краски на куске стекла, расположенном на поверхности листа белой бумаги, другие используют керамическую или эмалированную основу. При работе с палитрой следует позаботиться о порядке наложения на нее красок. Беспорядочное нанесение красок крайне затрудняет поиски необходимых оттенков и часто является причиной грязного цвета смесей. Таким образом, важно всякий раз повторять месторасположение красок при нанесении их на палитру.
Дополнительные художественные инструменты, канцелярские принадлежности
Помимо основных инструментов художника, без которых ему никак не обойтись, существуют и такие инструменты, которые позволяют сделать работу более комфортной, легкой, интересной.
К таким инструментам относятся:
папка для художника, где можно хранить получившиеся шедевры;
баночка для воды;
пенал для кистей;
фиксатив для карандашных работ;
планшет для закрепления бумаги (если вы рисуете там, где нет мольберта);
малярный скотч или кнопки для фиксации бумаги на мольберте или на планшете;
палитра для смешения красок;
щеточка для удаления катышков от ластика;
тряпочка для удаления лишней воды с кисти.
Приложение 3.
Основные понятия, используемые в программе
Композиция
Композиция — составление, объединение и гармоничное отношение между частями связывая их в единое целое и обобщая. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины.
Главным в композиции является создание художественного образа. Картины, написанные в совершенно различных стилях, надолго запечатлевается в памяти во многом благодаря удачному композиционному построению.
Правила композиции
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно композиционного центра, симметрия или асимметрия. Правила и приемы композиции могут варьироваться в зависимости от конкретного идейного содержания произведения, от жанра, вида искусства и, конечно, от уровня профессионализма автора.
Равновесие в композиции.
Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра, (есть разные толкования понятия «центр композиции»), но в большинстве случаев оно трактуется как место скопления основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это смысловой центр на плоскости картины. Соблюдение композиционного равновесия в искусстве является обязательным требованием.
Приёмы композиции:
центр (смысловой, композиционный)
применение золотого сечения
динамика
статика
ритм
Законы композиции:
Закон целостности
Закон жизненности
Закон контрастов
Закон подчинённости
Виды композиции:
Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина)
Объёмная — (Скульптура, архитектура)
Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль)
Цветоведение
Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Основные цвета: жёлтый,красный и синий. Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными.
Цвета спектра, расположенные по кругу, образуют замкнутый круг с непрерывным переходом от одного цвета к другому. Основные и наиболее яркие цвета в цветовом круге - желтый, красный и синий. В цветовом круге они расположены на вершинах вписанного в него равнобедренного треугольника; Между каждыми двумя основными цветами расположены дополнительные цвета.
Характеристика и классификация цветов
Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные серые).
Качественная характеристика хроматического цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.
Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др.Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных цветом (кроме хромотических) и дать ему название.
Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.
Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубьте, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т.д.).
Контрастные цвета — это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зелен
Для того чтобы передать глубину цвета в рисунке и объём нарисованного предмета, художники пользуются приёмом «близкий — дальний цвета». Близкими к зрителю всегда кажутся более яркие (насыщенные) и светлые цвета, и, наоборот, тёмные цвета кажутся более удалёнными (дальними). Например, ярко-красный цвет будет казаться ближе коричневого цвета.
Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Они могут вызывать радость, печаль, тревогу.
Перспектива
ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) – система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПЕРСПЕКТИВА в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания.
Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.
Воздушная перспектива – это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:
Видимый горизонт – это линия, на которой сходятся земля и неба.
Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
Линии схода – это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
Точка схода – точка, в которой соединяются линии схода.
Основные положения линейной перспективы:
- чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
- все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;
- линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту, и стремиться к точке схода;
- линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;
- мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,
(если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя).
Профессии:
- художник.
Профессия включает несколько специализаций, в зависимости от вида деятельности. Есть художники по костюмам, тканям, художники-оформители, иллюстраторы, художник кино, фотохудожник, театральный художник, художник-реставратор, а также живописцы, создающие картины -- пейзажи, портреты и т. д.
- художник-декоратор – художник, пишущий декорации .
Декоратор разрабатывает художественно-конструкторские проекты, оформляет интерьеры помещений, на основе эскизов других художников делает театральные декорации, декорации к фильмам, мультипликационным фильмам, создает уникальный облик помещения.
Часто профессия декоратора представляется аналогичной профессии дизайнера, однако это не так. Деятельность декоратора связана с созданием элитного интерьера из эксклюзивных материалов, дизайнерская же направлена на массовое производство. В задачи дизайнера входит переосмысление геометрии пространства, в задачи декоратора — наполнение его уникальным содержанием.
Личные качества:
Анализ и синтез. Пространственное мышление. Конструкторские способности. Креативность. Художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета). Цветовые память и наблюдательность. Коммуникативные, вербальные способности. Гибкость мышления. Самостоятельность. Ответственность. Реалистичность. Находчивость.
Художники-декораторы мультипликационных картин должны обладать достаточным мастерством в области цветной графики, умением воспроизводить пейзаж, интерьер, архитектурное строение орнамент, предметы реквизита, различные явления природы и пр. Декоратор должен также хорошо понимать законы перспективы и светотени, знать все технические приемы, используемые в написании мультипликационных декораций, особенности цветов и красок для качества цветопередачи , а также и технологию производства мультипликации.
Декорация
Декорации в мультипликационном фильме объемные и плоские; делаются они на листах ватманской бумаги и носят название фонов и панорам.
При изготовлении декорации преимущественно употребляются гуашевые и акварельные краски. , пользуются различными кистями, бумагой, карандашами ,ножницами, чертежными принадлежностями.
В изготовлении декораций нередко применяется комбинированная техника в различных сочетаниях: акварельная и гуашевая живопись плюс аэрография (распыливание краски), гуашевая и масляная живопись, гуашевая живопись с последующей проработкой карандашным или красочным контуром. Для выполнения декорации подбирается соответствующий формат бумаги.
При работе над фонами и декорациями должны соблюдаться следующие условия:
1) соответствие рисункам и цветным эскизам ;
2) тщательная отделка всех деталей и их фактуры; ровность наложенного слоя краски, не оставляющего никаких следов от мазков кисти (если это не является специальным требованием);
3) отсутствие затеков, зернистости и ворсистости на закрашенной поверхности;
4) абсолютная чистота и сохранность законченной декорации, свободной от пятен, царапин, помятостей и других случайных загрязнений;
Литература.
1. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый видеофильм. М.:НТ Пресс, 2004.
2. Колпаков О.Л. и др. Предпрофильная подготовка. Образовательная область
3.С. Келби "Хитрости и ceкpeты paбoты в Photoshop CS"
4.С. Гринберг "Цифровая фотография. Самоучитель"
5.Д.Xeджкoy "Кaк дeлaть фoтoгpaфии HI-клacca"
6.Д.Зoтoв "Цифpoвaя фoтoгpaфия в тeopии и нa пpaктикe"
7.В. Гамалей "Moй пepвый видeoфильм oт A дo Я"
8.И.Кyзнeцoв, B.Пoзин "Coздaниe фильмa нa кoмпьютepe. Texнoлoгия и Tвopчecтвo"
Ресурсы Интернета
http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;
http://www.lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
http://www.college.ru/ - Открытый колледж;
http://www.photovision-club.ru