Воспитание казахстанского патриотизма на уроках и во внеурочное время из личного опыта работы.


Тема: Воспитание казахстанского патриотизма на уроках и во внеурочное время из личного опыта работы.
Высокая духовность и патриотизм каждого живущего в обществе человека является важной движущей силой этого общества.
«Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества» (слайд1)Н.А. Назарбаев
Именно о патриотизме, гражданственности неоднократно говорил президент страны Н. А. Назарбаев.
Основываясь на «Концептуальные основы воспитания» считаю своим долгом, привитие учащимся начальных классов чувства казахстанского патриотизма и гражданственности в своей педагогической деятельности.
Исходя из этого моя работа включает целый комплекс задач:- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, селу, школе;- формирование бережного отношения к природе и всему живому;- воспитание уважения к труду;- развитие интереса к традициям;- формирование элементарных знаний о правах человека;- расширение представлений о городах Казахстана;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников следует с первых лет обучения, где закладывается фундамент личности каждого воспитанника - личности активной, деятельной. В основу воспитательной работы я ставлю личность ученика.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литературное чтение.
Устное творчество казахского народа содержит богатейший материал для воспитания учеников в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки о родине, рассказы.
С особой теплотой относятся школьники к теме природы, ее красоте и неповторимости. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе «Степь» Султан Калиев, «Родная земля» Сакен Сейфуллин, Сыбрай Мауленов «Мой край» дают возможность детям прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к языку, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.Темы творческих работ говорят сами за себя: «Моя Родина – мой Казахстан». 
Искусство в начальной школе представлено двумя предметами: музыкой и изобразительным искусством.
Знакомясь с творчеством композиторов, таких как Курмангазы Сагырбайулы, Таттимбет Казангапулы, и других, пишущих о Казахстане, разучивая и слушая их произведения, у детей возникают патриотические чувства, формируется мировоззренческое отношение к Родине.
На уроках ИЗО учащиеся 2 класса при изучении раздела «Восприятие произведений искусства» рисуют «Край, в котором ты живешь», «Волшебный ковер», где ребята знакомятся с творчеством мастеров казахского народа, что немаловажную роль играет воспитание казахстанского патриотизма через восприятие произведение искусства. Рассматриваем пейзажные картины, рисунки животных.
Для более полного познания своей республики знакомлю с декоративно - прикладным искусством коренного народа. Знакомлю с работами художников Казахстана, жизнью замечательных людей (Абильхан Кастеев, В. В. Верещагин и другие) 
В рассказах о жизни казахского народа, коренных жителей Казахстана обращаю внимание детей на песни, сказки, национальные костюмы, музыкальные инструменты (домбра, кобыз), орнамент, национальную посуду. Сопровождаю рассказ показом иллюстраций, прослушиванием музыки.
Так на уроках трудового обучения школьники знакомятся с казахской национальной посудой, такой как тегене, ожау, куман.
В Программу по физической культуре включено много подвижных казахских национальных игр, которые развивают чувство патриотизма и любви к своей Родине, к Казахстану, к её народу.
На уроках физической культуры организовываю казахские национальные игры: Такия тастамак (тюбитейка-невидимка), Туилген орамал (завязанный платок) и другие (слайд 5), что позволяет побудить у учащихся активность, вызвать заинтересованность к предмету.
Воспитание патриотизма учащихся не ограничивается только уроками. Оно продолжается и во внеклассной работе. Так на внеклассных занятиях учащиеся знакомятся с государственными символами РК, флагом, Гербом, Гимном. Серьёзное внимание уделяю воспитанию патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к государственным символам.
Невозможно представить патриотическое воспитание без таких праздников как: «9 мая», «День благодарности», «1 мая - День единства народа Казахстана».
В сценариях праздников использую стихи о Родине казахстанских авторов. Подобные мероприятия способствуют формированию гражданских качеств личности, любви и уважению к своему Отечеству, гордости к ее прошлому и настоящему.
Классный час «1 марта – День благодарности «Моя родина -Казахстан», прошел и в 1 «В» классе, целью которого было: призвать ребят быть отзывчивыми, благодарными и великодушными людьми, стремиться к примирению, к светлым ценностям мира и дружбы.
Классный час «9 Мая – День Победы» вызвал чувство гордости за победивший народ, еще раз ребятам о важности защиты самого дорогого и просто заставляет задуматься о духовных ценностях. Прекрасна героическая история казахского народа, давшая стране таких героев Великой Отечественной войны: Алию Молдагулову, Маншук Маметову, Т. Позолотина и многих других. На их примерах вырабатываю потребность к защите Отечества.
Рассказы о людях, которые являются достоянием, гордостью нашей страны:
Н. А.Назарбаев – Президент РК
Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев – космонавты
Ыбрай Алтынсарин – поэт, просветитель.
2016-2017 учебный год начался с Единого урока знаний «Я патриот своей страны», целью которого является воспитание казахстанского патриотизма, нравственности. На уроке ребята рассказывали стихи про Казахстан, выясняли понятия «патриот», «патриотизм», участвовали в викторине «Наша Родина».
Одной из незыблемых основ «Mәңгілік Ел» является Общество Всеобщего Труда. В рамках празднования 25-летия Независимости страны и 80-летие Северо-Казахстанской области 20 октября был проведен открытый классный час «Хлеб – всему голова». На классном часе говорили о том, что Хлеб - это наше главное богатство.
Учащиеся активно работали в группах, собирая пословицы о хлебе, устанавливали «цепочку», как хлеб к нам на стол пришёл, с большим интересом слушали рассказы пекаря и хлебороба, приглашенных на классный час. В процессе урока у детей появляется чувство уважения к людям труда, за их ответственный и добросовестный труд людей, желание быть похожими на старших.
Певцом родной природы выступает Ибрай Алтынсарин, воспевающий в своих стихотворениях великолепие природы казахской степи, которой нет конца и края, горы и реки родной страны. Так с учащимися 2 «В» класса был проведен классный час «Мир освещается солнцем, а человек - знанием», посвященный 175-летию Ы.Алтынсарина. был показ фильм о жизни и творчестве казахского поэта, просветителя.
Огромную важность приобретает воспитание с самого раннего детства качеств толерантности у каждого ученика. В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
Воспитание культуры толерантности у младших школьников тесно переплетается с уроками литературного чтения, русского языка. Младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.  И хотелось бы закончить свое выступление словами Н.А.Назарбаева.
     «Мы обязаны всеми имеющими возможностями государства, каждого гражданина нашей многонациональной Родины сохранить дружбу, доверие, согласие и стабильность в нашем общем доме – Республике Казахстан – и не позволить никому нарушить это наше золотое достояние».