Использование мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ


Использование мнемотехники в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ
Копылова Анна Александровна
Учитель начальных классов
ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4 г. Саратова»
Г. Саратов
Аннотация: данная статья содержит информацию об использование мнемотехники в учебно-воспитательном процессе с детьми с ОВЗ, которая позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Ключевые слова: мнемотехника; проблемы в речи детей; приемы мнемотехники.
При обучении школьников с ОВЗ отмечено, что в силу недостатков психофизического развития и отсутствия внимания родителей, игнорирование коррекции речевых трудностей увеличивает число школьников с недостатками речи. У них редко встречается образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь. Проблема развития связной речи детей представляет большую сложность при организации обучения. Одной из задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Развитием связной речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление рассказов по картине о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также. Для активизации процесса становления и развития связной речи детей нам помогают такие нетрадиционные формы, как мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
К.Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
В речи детей отмечается множество проблем.
- Односложная, из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное Предложение.
- Бедность речи.
- Плохая дикция.
- Бедный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении сюжетного или описательного монолога,
рассказа на предложенную тему и пересказа текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
При устранении отмеченных недостатков важно учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Чтобы активизировать процесс восприятие и усвоение школьниками учебный материал должен быть интересным, занимательным и развивающим. Этому способствует правильно выбранная наглядность. Предметы и картинки помогает школьникам называть предметы, находить их характерные признаки и производить с ними действия. При обучении школьников построению связной речи мы применяем приёмы мнемотехники.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- Происходит знакомство с буквами.
- Развивается связная и диалоговая речь;
- развивается умение, понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи:
- Формируются навыки правильного звукопроизношения.
- Развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Происходит развитие психических процессов: внимания, мышления, воображения и памяти.
- Создаются ситуации сказочного, игрового, экологического и духовного характера.
Технология организации мнемотехники в процессе учебной деятельности осуществляется от простого к более сложному. Начинать работу с детьми со сложным дефектом надо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемоквадрат — это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить их в предложение или расположить в правильной последовательности. К примеру, сперва я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку. Мнемодорожки позволяют ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звук Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов; на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
Чтобы нарисованное было понятно, для выделения главного составляется схематическое изображение. Схемы служат своеобразным планом построения монолога и способствуют формированию лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей при обогащении словарного запаса, составлении рассказов пересказах художественной литературы, работе с загадками и заучивании стихов.
Разучивание стихотворений
Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) (Рис.1); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе педагог предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
Данная технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже детьми с проблемами в развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Рис.1
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета.
Рассказ по мнемотаблице Учитель предлагает ребенку посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее (Рис.2). Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем ребенок воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Рис.2Пересказ
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа с мнемотаблицами осуществляется в следующей последовательтности:
- Чтение и обсуждение текста
- Знакомство с таблицей и обсуждение того, что на ней изображено. - Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Настольно-печатные речевые игры.
Параллельно с этой работой применяются настольно-печатные речевые игры, которые помогают детям классифицировать предметы путём активизации зрительного восприятия. Эта работа способствует речевому развитию путём активизации наблюдательности и внимания. Происходит формирование образного и логического мышления и интереса к окружающему миру, Проявляются навыки самоконтроля.
В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир![Текст]/ Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Москва “Баласс”, 2000 — 21с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В.П.  Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
5. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005. - с. 59
6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И.  Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
11. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
12. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма.[Текст] Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.Москва “ВАКО”, 2005. - с.12
13. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память[Текст] / Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2. - с.59-62.
14. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. [Текст] / Шорыгина, Т.А. Москва, 2005. - с.8