Конспект урока по информатике на тему «Восьмеричная система счисления» 
МИНОБРНАУКИ   РОССИИ
Борисоглебский  филиал  федерального государственного  бюджетного образовательного  учреждения
высшего  профессионального  образования
«Воронежский  государственный  университет»
Физико-математический факультет
Кафедра прикладной математики и информатики
Конспект урока по информатике
на тему «Восьмеричная система счисления»
«Информатика и ИКТ» 10 класс  Бородин М. Н.
Выполнила: студентка 5 к. 2 гр.
физико-математического факультета 
заочного отделения
Титарева А. В.
Учитель информатики: 
Топчиев С. Н.___________________
Методист: _______________________
2015 г.
Урок 1. Восьмеричная система счисления.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления с использованием ЭОР.
Задачи урока:    
образовательные: 
актуализация знаний по теме «Системы счисления»; 
дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»; 
развивающие: 
развитие познавательного интереса,  внимания учащихся; 
развитие навыков индивидуальной практической деятельности; 
развитие коммуникационной компетентности у учащихся; 
развитие мышления учащихся при решении задач; 
воспитательные: 
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач; 
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; 
формирование навыков самоорганизации и инициативы. 
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ЭОР и самостоятельной деятельностью учащихся на компьютерах.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа на компьютере. 
Оборудование: 
ПК,
Презентация «Системы счисления»,
проектор,
интерактивная приставка, 
ЭОР «Перевод чисел из десятичной в двоичную систему счисления, и обратно,  выполнение арифметических операций в двоичной системе счисления», 
Тренировочный тест по теме «Системы счисления»» на каждый ПК (в Calc), 
ОМС плеер. 
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Постановка темы, целей урока
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Арифметические операции в разных системах счисления».  Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача знание правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления.
III. Актуализация знаний учащихся
В начале урока давайте настроимся на работу с помощью графического диктанта.
Если утверждение верно, ученик ставит знак _ , если неверно – знак /\ . 
Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. 
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. 
В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12. 
В позиционных системах счисления количественный эквивалент цифры зависит от её местоположения в записи числа. 
В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15. 
Римская система счисления – это позиционная система счисления. 
В двоичной системе счисления: 1 + 1 = 0. 
Учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Ответы на доске.
Разбор заданий, в которых были допущены ошибки.
IV. Повторение изученного материала 
Задание на перевод чисел из римской системы счисления в десятичную.
Задание на запись числа в развёрнутой форме и свёрнутой.
N10=7764,1=
N5=2430,43=
3*102 + 4*101 + 8*100 + 1*10-1 + 2*10-2=
Задания на знание правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления с использованием ЭОР. 
Задания:
Какое двоичное число соответствует десятичному числу A: A =117. (Ответ: 1110101)
Какое десятичное число соответствует двоичному числу A: А=110001. (Ответ: 49)
Выполните сложение в двоичной системе счисления. А=11011+1110. (Ответ: 101001)
Выполните умножение в двоичной системе счисления. А=1101·1110. (Ответ: 10110110)
Укажите количество двоичных чисел в диапазоне от А до B.
А= 102, B=1012. (Ответ: 4)
V. Диагностика процесса усвоения учебного материала по теме: «Системы счисления» 
Проверим ваши знания с помощью теста. У Вас есть возможность проверить себя, как Вы усвоили тему «Перевод чисел  из одной системы счисления в другую». 
Для этого пересаживаемся за компьютеры и открываем в своей папке документ Тест «Система счисления»
Теперь, когда Вы прошли самоконтроль, можете оценить свою готовность к контрольной работе.
9, 10 правильных ответов – «5»,
7, 8 правильных ответов – «4»,
5, 6 правильных ответов – «3»
<5 правильных ответов – «2»
VI. Домашнее задание:
Обратите внимание, на домашнее задание. Задания разноуровневые: состоят из трех частей: Обязательная часть на «3» , с одной  *  - на  «4» , и с  двумя **  - на  «5».  Каждый может выбрать задание для себя. 
Домашняя работа 
1. Перевести  целые десятичные числа 910, 1710, 24310 в двоичную, восьмеричную  и шестнадцатеричную системы счисления.
2*. Перевести десятичные дроби  0,210, 0,3510 в двоичную,  восьмеричную  и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.
3**. Перевести десятичные числа 3,510 , 47,8510 в двоичную,  восьмеричную  и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.
VII. Формулирование выводов урока.  Итоги урока.
ъђЗаголовок 315