Технологическая карта урока истории в 5 классе Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
5класс
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря.
Предмет
История
Класс
5
Тема урока
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря
Цели урока
Образовательная: Дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации. Объяснять значение понятий: полис, демократия, колонизация, метрополия.
Деятельностная: Формировать умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой. Выяснять причины и значение великой греческой колонизации. Формирование способности учащихся к новому способу действия. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Задачи урока
создавать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать основные направления колонизации, выделять факторы, определившие деятельность греков в каждом направлении, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов; раскрывать последствия Великой греческой колонизации; содействовать формированию навыков работы с картой, учебником.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
- Использовать историческую карту как источник информации о греческой колонизации. Раскрывать характерные существенные черты форм государственного древних обществ с использованием понятий: полис, метрополия, колония.
- Давать характеристику общественного строя древних государств.
- Использовать историческую карту как источник информации о греческой колонизации. Раскрывать характерные существенные черты форм государственного древних обществ с использованием понятий: полис, метрополия, колония.
- Давать характеристику общественного строя древних государств
Устойчивый познавательный интерес, мотив.
Получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Осмыслить важность изучения истории, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Оборудование
ЦОР,
Яндекс-словари. Режим доступа:http://slovari.yandex.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-cjllection.edu.ru/
Учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 2.
Контурная карта «Образование греческих колоний в VIII – VI век до н.э.»
Всемирная энциклопедия. Хрестоматия по истории
Мультимедийная аппаратура, доска, компьютер, презентация
Основные понятия
Великая греческая цивилизация, полис, метрополия.
Форма проведения урока
Урок - исследование
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивационно-целевой
Цели:
Ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действие
Продолжительность:
10 мин
Учитель вводит учащихся в затруднение с помощью подводящего диалога. Предлагает учебно-практическую задачу:
«Сократ шутливо говорил, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». Что имели ввиду афинский мыслитель? Это понятие широко используется в биологии, географии. С ним будем встречаться на уроках истории в старших классах.
Исследовать карту «Образование греческих колоний в VIII – VI в. до н.э.»
Составить схему «Кто покинул Грецию? Почему?»
Слушают учителя, задумываются над высказыванием Сократа. Рассматривают карту «Образование Греческой колонии в VIII – VI в. До н
·.э.».
Решает поставленную задачу, составляют схему.
Включиться в учебную деятельность Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные. Характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.
Регулятивные: принимают учебную задачу, составляют план последовательности действий.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, обмениваться знаниями с одноклассникам, вступать в диалог.
Познавательные: осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, формировать навыки анализа, осознание роли зарождения античного мира.
II. Процессуальный:
Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Продолжительность
22 мин.
Ставит проблемный вопрос:
В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.
- Как вы думаете, почему?
- Вспомните, что такое колония?
- Какой народ древнего Востока основывал колонии и с какой целью?
Определяет способ взаимодействия обучающихся, управляет, моделирует, координирует деятельность учащихся.
Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII – VI в. до н.э.», определить направление греческой колонизации и составить схемы: «Основные направления греческой колонизации», «Отношение греков колонистов с местным населением».
Работа с текстом и дополнительным материалом. Ответить на вопрос «Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полюсами».
Работают с картой.
Составляют схемы
Анализируют текст учебника, дополнительный материал.
Реализовывают план решения проблемы: обсуждают, анализируют, делают выводы. Фиксируют результат, оценивают новые способы познания.
Читать историческую карту, анализировать её данные. Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков. Характеризовать важные факты истории древней Греции. Классифицировать и группировать их по предложенным признакам.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выбирать средства для достижения цели из предложенного.
Коммуниткативные: организовывать учебные взаимодействия с одноклассниками в группе, определять способы взаимодействия, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Познавательные: давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
III. Рефлексивно-оценочный этап (итог урока)
10 мин
Организует закрепление изученного материала по вопросам и организует оценку способов и видов деятельности учащихся.
Ответить на предложенные вопросы, записать на доске последствия колонизации.
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Анализируют и самостоятельно оценивать свою деятельность.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.
Коммуникативные: способность оценивать совместную деятельность с одноклассниками.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: уважение к истории народов древнего мира и осознание роли зарождения Античного мира.
IV. Домашнее задание
3 мин.
Учитель дает дифференцированное домашнее задание.
1. прочитать § 32; подготовить пересказ истории о царе Скиле;
2. для любознательных:
а) Основывали ли греки колонии на территории России?
б) Скифский гонец привез царю персов Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Что это обозначало?
Записать домашнее задание.
15